архитектура и строительство

"Супер телеги" часть 1.

31.07.2003
Рисунок|Следует отметить, что значительная часть из упомянутых видов технологического оборудования обладает большой массой и габаритами. Например, из всех тяжеловесных крупногабаритных грузов, перевозимых в городах, на долю строительной и дорожной техники массой 30-70 т приходится 35 процентов. В этих обстоятельствах специфика перевозки таких грузов существенно отличается от транспортной работы, выполняемой традиционным подвижным составом, что вызвано значительно большими ограничениями, накладываемыми при планировании и организации транспортного процесса. В результате серьезно меняются технико-экономические условия функционирования автопоездов-тяжеловозов. Еще больше задача усложняется, когда перевозку крупногабаритной тяжеловесной техники приходится производить в местности со слаборазвитой дорожной сетью либо при ее полном отсутствии.



Тяжеловозный прицепной состав можно разделить на две группы. В первую входят транспортные средства, осевые нагрузки которых не превышают действующих законодательных ограничений, поэтому они могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Вторую группу образуют автопоезда, параметры которых выходят за рамки действующих ограничений, что обуславливает работу вне дорог или на дорогах общего пользования по специальному разрешению соответствующих служб.

Перевозка тяжеловесных строительных машин автопоездами приводит к существенному увеличению транспортно-дорожных затрат. Например, стоимость состава автопоезда (тягача и прицепного звена) возрастает в 10-20 раз по сравнению с обычным транспортным средством. В тоже время транспортные расходы могут достигать 20 процентов (в некоторых случаях больше) от общих затрат.

Вполне понятно, что каждая группа строительного оборудования требует оптимального для своей перевозки прицепного состава. Естественно, что условия транспортировки мини-погрузчика и 300-тонного экскаватора существенно разнятся, так же как и средства их доставки. Как, скажем, распорядиться, если с одного объекта на другой нужно перебросить всего лишь одну компактную машину. Вопрос легко решается с помощью одно- и двухосных со сближенными осями прицепов грузоподъемностью до 20 т, которые способны буксировать многие типы грузовиков общетранспортного назначения. Строительная или коммунальная техника по откидным трапам, установленным в задней части прицепа, своим ходом заезжает на грузовую платформу. Последняя, как правило, снабжается неподвижными или откидными бортами, которые позволяют разместить дополнительную оснастку либо использовать прицеп для перевозки других грузов.

Трапы в транспортном положении располагаются вертикально или закрепляются под кузовом. Имеются конструкции, в которых платформа, благодаря собственному повороту, образует с трапами единую поверхность с углом наклона 8 градусов. Этим обеспечивается транспортировка компактных маломощных машин с незначительным дорожным просветом. Среди прочих производителей такого рода продукции можно отметить европейские компании "Barthlau", "Blomenrohr", "Goldhofer", "Westfalia" и американскую "Ethyretrailer". В по- следние годы отечественные предприятия Рыбинский завод дорожных машин "Раскат", "Спецавтотехника" и "Уралав-топрицеп" приступили к выпуску аналогичных изделий.

Для перевозки более солидной по массе и габаритам техники предназначена прицепная техника калибром помощнее, которая уже относится к разряду тяжеловозной. Надо сказать, что прицепы-тяжеловозы с полезной нагрузкой до 30 т по своим габаритным и весовым параметрам незначительно отличаются от обычных прицепов и не требуют специальных автомобилей-тягачей. Прицепы грузоподъемностью от 30 до 100 т и свыше характеризуются увеличенными габаритами, повышенными массами и осевыми нагрузками, большим числом осей и колес. Для них требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей. На полуприцепах обычно перевозят грузы массой не более 200 т, что в основном ограничивается тяговыми возможностями седельных тягачей. Полезная нагрузка может быть увеличена при использовании в составе автопоезда не только тянущего, но и толкающего тягача.


При создании тяжеловозной прицепной техники получили распространение два основных направления - использование традиционных транспортных средств, которые достаточно эффективны при стабильных грузопотоках и однотипных видах грузов. Как пример можно привести ежедневную перевозку тяжелой дорожно-строитель-ной техники к месту ее работы. В свою очередь, модульное составление автопоездов основано на принципах многоцелевого транспортного средства. В качестве такового используется прицеп-тяжеловоз с диапазоном грузоподъемности от 25 до 150 и более тонн, который при определенных схемах соединения собирается в транспортное средство с широкими границами грузоподъемности и габарита. При этом каждый модуль может работать как самостоятельный прицеп. Достоинством подобного подхода является высокий уровень унификации, что значительно снижает затраты на разработку и изготовление единичного образца.

Конструктивными особенностями прицепов и полуприцепов-тяжеловозов является взаимное размещение рамы и колес. Рама может быть расположена над колесами или между передними и задними колесами. Первые отличаются простотой конструкции и меньшей длиной, но имеют большую погрузочную высоту и ухудшенную устойчивость из-за повышенного расположения центра тяжести, что осложняет погрузочно-разгрузочные работы. Эти недостатки значительно меньше выражены у низкорамных моделей, оснащенных шинами малого диаметра. Вторые имеют небольшую погрузочную высоту и лучшую устойчивость, что особенно важно при перевозке с большими вертикальными размерами. Однако увеличенная длина отрицательно сказывается на маневренности.

Прицепная тяжеловозная техника выпускается как в цельном (едином), так и в составном (разъемном) исполнении. Типичный прицеп, выполненный по первому варианту, представляет рамную конструкцию с 2-5 осями. Полезная нагрузка от 20 до 80 т обеспечивается не только количеством устанавливаемых осей, но и числом колес, монтируемых на них. Нередко прицепы выполняют с подкатными (отделяемыми) колесными тележками, что позволяет при необходимости превращать их в полуприцепы. Движение по криволинейной траектории происходит за счет поворота передней одно- или двухосной тележки вокруг вертикальной оси либо благодаря воздействию на управляемые передние колеса одной или нескольких рулевых трапеций, кинематически связанных с дышлом.

Составной прицеп представляет грузовую платформу и две (переднюю и заднюю) тележки обычно со всеми управляемыми колесами. Для погрузки самоходной техники платформа может быть опущена при помощи гидросистемы, а тележки отсоединены от платформы. Поворот колес происходит при помощи дышла и системы рулевых тяг. При необходимости предусмотрена установка гидроусилителя. Повышение грузоподъемности достигается за счет замены тележек модулями.

Полуприцепы-тяжеловозы, выполненные в едином исполнении, имеют сплошную силовую раму с уступом (гуськом) в передней части для опирания на седельное устройство автомобиля-тягача и наклонную заднюю часть. В зависимости от грузоподъемности они имеют от двух до шести осей. Использование многоосных тележек позволяет уменьшить осевые нагрузки, обеспечивая тем самым соблюдение регламентированных значений. В полуприцепах-тяжеловозах с числом осей более двух возникает проблема бокового скольжения шин при движении по криволинейным участкам дорог, что особенно актуально при эксплуатации в стесненных городских условиях. Проблема решается введением обязательного поворота части или всех колес вокруг соответствующего единого мгновенного центра поворота автопоезда. Для этой цели применяются автоматические поворотные устройства механического, гидромеханического, гидростатического и электромеханического типов. Задающим параметром для управления поворотным устройством является угол складывания звеньев автопоезда. Управление колесами многоосных моделей для улучшения маневрирования в стесненных условиях может осуществляться дистанционно.

Автор: Павел Николаев, обозреватель СТТ

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.








Металлические двери в квартируМеталлические двери в квартиру - не просто деталь интерьера. Главная...
Освещение домаСовременные источники освещения, предлагаемые в магазинах и салонах света, обладают...
Отремонтировать квартиру собственными силами или обратиться к профессионалам?Исследования в районных и областных центрах за предыдущие два-три года...
Начало книгопечатания на РусиВсе имеет свое начало. То же самое можно сказать и...
Несколько рекомендаций по установке домашнего кинотеатраДомашний кинотеатр сегодня приобрести может практически каждый. Но при этом...
Rambler's Top100