В IX-XI вв. на территории Армении возникает независимое государство
Багратидов со столицей в
Ани. Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться
центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится все более определенной тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (
церковь Григория в Ани, конец Х в.;
церковь Аракелоц в Карее, середина Х в.).
О развитии
купольной базилики дает представление
собор в Ани (989-1001 гг.), построенный выдающимся армянским зодчим
Трдатом. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы) значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах - в изящной декоративной аркатуре), а в интерьере - в сложном профиле
пучкообразных колонн, подчеркивающих вертикальную устремленность членений, которой отвечает и
стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчлененность устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приемы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.
В Х-XI вв. с распространением
парусной конструкции граненая форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием
зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища -
глхатуна получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-
гавитов (Гавиты-своеобразные церковные притворы, служившие различным целям: усыпальницы, места для прихожан, залы для собраний и занятий).
Развитие каменных зданий гражданского назначения тесно связано с развитием монастырских комплексов, замечательных образцов архитектурных ансамблей. Значительное место в них отводилось жилым и хозяйственным постройкам, а также таким светским зданиям, как трапезные), школы, книгохранилища, гостиницы, гавиты (
монастыри в Санаине, Х-Х111 вв., в
Ахпате (X- XIII вв.).
Особенно сильное влияние на армянскую архитектуру оказывают
светские здания в XII-XIV вв. Выделяются оригинальные чытырехстолпные залы и бесстолпные помещения с перекрытием на пересекающихся арках, особенно характерные для широко строившихся в монастырях гавитов. Четырехстолпные гавиты чаще всего были квадратными в плане с арками, перекинутыми между колоннами и стенами. В центре на четырех колоннах делается купол) или шатер) с круглым проемом в вершине (
гавит в Санаине 1181 г.).
Бесстолпные залы с перекрытием на пересекающихся арках - выдающееся создание армянских зодчих, в котором оригинальная конструктивная система позволила построить интерьер нового типа. Яркая пластика и основные членения здесь целиком образуются конструктивными элементами, создающими ясную и логичную тектоническую структуру центрического нервюрного) свода, являвшегося основной конструкцией и главным украшением просторного зала. Устраиваемый над квадратом пересеченных арок световой фонарь в виде купола или шатра обогащал композицию, придавая ей стройность и вертикальную устремленность. Характерным примером может служить Большой гавит
монастыря Ахпат (1209 г.). В его композиции завершающий "купол" сам представляет собой систему пересекающихся арок, несущих световой фонарь.
Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие
общественно-коммунальные здания-караван-сараи, бани; производственные и инженерные сооружения-водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.
Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов) - одноарочный
мост в Санаине через р. Дебед, 1192 г.