Со второй половины XII-XIII вв. западноевропейская архитектура достигает особенно высокого развития, что связано с быстрым развитием в городах ремесел и торговли. В отличие от романского периода, когда центром строительства были монастыри, город все более становится средоточием экономической, политической и культурной деятельности. В городах ведутся широкие строительные работы, возводятся монументальные здания и сооружения, вырастают кварталы ремесленников и торговцев.
Строительная деятельность, выйдя из-под опеки монастырей, становится уделом профессиональных строителей, скульпторов и художников-горожан, объединенных в цеховые организации. Растет профессиональная квалификация мастеров, резко повышается уровень строительной техники. Развивая достижения романского периода, строители ищут более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал, добыча и транспортировка которого в период средневековья были сопряжены с большими трудностями.
Как и ранее, ведущая роль в строительстве остается за архитектурными школами Франции. Однако центр тяжести нового строительства перемещается в наиболее развивающиеся тогда северные районы страны - Иль-де-Франс, Пикардию и Шампань с главными городами - Парижем, Амьеном, Реймсом. Здесь зарождается и зреет новое стилевое направление в архитектуре, получившее позднее название готического. Это название сложилось в период Возрождения с оттенком порицания, так как итальянские мастера XV-XVI вв. принципиально отвергли этот стиль, опираясь на античное наследие.
В XIII-XV вв. готическая архитектура распространилась в другие страны Европы, приобретая в каждой из них национальные особенности.
В период готики получают развитие различные типы городских зданий, строительство которых связано с развитием торговли, ремесел, городского управления (ратуши, здания купеческих гильдий, дворцы городской знати, больницы и др.). Ведущее значение в архитектуре получают городские соборы - культовые и общественные центры городов. Универсальное назначение соборов и их общественная роль в жизни городов сказываются на характере архитектуры; в их образах наряду с чертами, идущими от религиозной мистики, все более отражаются гражданские чувства горожан с возросшей жаждой познания окружающего мира, осознанием рациональных основ человеческой деятельности.
Самым выдающимся техническим достижением эпохи является конструкция готического базиликального храма. Как уже отмечалось, эволюция романского храма шла по пути постепенного расчленения стен и сводов ...далее...