Идеологическая борьба нарождающейся буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали и права вылилась в широкое прогрессивное движение-
гуманизм. В основе гуманизма лежали гражданственные жизнеутверждающие начала: стремление к освобождению человеческой личности от духовной скованности, жажда познания мира и самого человека и, как следствие этого,- тяга к светским формам общественной жизни, стремление к познанию законов и красоты природы, к всестороннему гармоническому совершенствованию человека. Эти сдвиги в области мировоззрения привели к
перевороту во всех сферах духовной жизни - искусстве, литературе, науке. В своей деятельности гуманисты в значительной степени опирались на
античные идеалы, часто возрождая не только идеи, но и сами формы и выразительные средства античных произведений. В связи с этим культурное движение Италии XV--XVI ав. получило общее название
Ренессанса, или
Возрождения.
Но, выступая против средневековой идеологии, гуманисты не порывали ни с религией, ни с феодалами. Они, как правило, состояли на службе у пап, князей, кардиналов, знатных вельмож.
Вместе с тем, выполняя заказы вельмож, художники и архитекторы были свободны от сковывающих ограничений средневековых канонов и от узкого практицизма последующего времени, когда люди все более становились "рабами разделения труда". Ф. Энгельс писал:
"Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".Гуманистическое мировоззрение стимулировало развитие личности, повышало ее значение в общественной жизни.
Индивидуальная манера мастера играла все большую роль в развитии искусства и архитектуры. Культура гуманизма выдвинула целую плеяду гениальных архитекторов, скульпторов, художников, таких, как
Брунеллески,
Леонардо да Винчи,
Браманте,
Рафаэль,
Микеланджело,
Палладио и др.
Стремление к созданию
"идеального образа человека" в сочетании с поисками методов художественного освоения мира обусловило своеобразный
познавательный реализм Возрождения, базирующийся на тесном союзе искусства с быстро развивающейся наукой. В архитектуре поиски "идеальных" форм зданий, основанных на ясной и законченной композиции, стали одной из ее определяющих тенденций. Наряду с развитием новых типов гражданских и культовых зданий идет
развитие архитектурной мысли; появляется насущная необходимость в теоретических обобщениях современного опыта, особенно исторического и прежде всего античного.