архитектура и строительство

Историческая обусловленность возникновения и развития различных видов искусства

Прежде всего вспомним один из основных моментов жизни человека, субъекта. Субъект не может существовать, не опредмечивая себя. Два противоположных по направлению процесса - опредмечивание и распредмечивание - взаимосвязаны и взаимообусловлены. Человек не может осуществить себя вне этих процессов. Он вообще есть процесс перехода одной из этих противоположностей в другую. конечно, можно себе представить, что он вне этих процессов может существовать. Может, но это будет чисто животная жизнь. Как человек он может существовать только в этих переходах одного в другое.



Это, во-первых. Во-вторых, дело еще в том, что человек в деятельности своей субъективности распредмечивает практику. То есть процесс жизнедеятельности общества. А потому индивид есть тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества. Потому и распредмечивание есть вбирание в себя, превращение в деятельность своей субъективности движения действительности в целом. Это означает, что все внешнее во всем его многообразии становится средством ощущения индивидом самого себя. Все внешнее становится средством общения общественных индивидов. И то, и другое есть одно и то же.



Сказанное означает, что в деятельности человека совпадают и производство всего внешнего, и производство субъектом самого себя. Опять же оба этих процесса суть одно и то же. Все внешнее потому, как было отмечено К.Марксом, есть неорганическое тело человека.



Какое все это имеет отношение к системе искусств? Самое прямое. Если исходить из всего вышесказанного, то для человека естественное превращать все внешнее в язык и средство производства самого себя как субъекта. Вырисовывается такая закономерность. Все субъективное в человеке может быть тогда, когда оно находит во внешнем форму своего объективированного бытия. иными словами, чтобы было мышление - должен быть звуковой язык, чтобы было воображение - необходима деятельность по производству предметов потребления и орудий труда, чтобы было производство субъекта - необходимо объективное взаимодействие индивидов. А потому необходим язык этого взаимодействия индивидов, средство взаимодействия. Индивид должен возможность представить себя другому индивиду, представить себя его чувственному созерцанию. А другой индивид должен иметь возможность в этом общении с миром субъекта (всеобщего субъекта, как пишет об этом К.Маркс) воспринять образ субъекта, другого человеческого индивида. И все. Это и рождает искусство. Ибо необходимо создать образный чувственный язык, который функционирует в обществе, опосредуя взаимодействие и совместное производство (и воспроизводство) субъекта.



Возможно, самое трудное здесь представить, что человек (субъект) обладает не только достоинством непосредственности, но и всеобщности. Потому в этом процессе самопроизводства человек с одной стороны, имеет всю действительность как свое неорганическое тело, с другой стороны, превращает всю действительность в свое неорганическое тело. А потому то, что мы называем системой искусств, то зависит от следующих причин. И выглядит следующим образом.



Во-первых, искусство есть при всем его многообразии некая целостность. Это обусловлено тем, что все виды искусства возникают из одной потребности - создания языка чувственного общения субъектов. Создания языка образа субъекта. Иначе и самого субъекта не будет.



Во-вторых, именно в силу того, что это язык общения и взаимодействия субъектов, язык их чувствования этого человеческого мира и язык их производства, именно в силу этого этот язык обусловлен уровнем развития практики, т.е. тех объективных условий, при которых формируются субъективные способности субъекта да и сами параметры его. Потому каким должен быть язык искусства зависит от уровня развития самого субъекта и от тех требований, которые необходимы образному языку производства субъекта на этом уровне развития.



В-третьих, в силу этого происходит чувственный поиск того образного языка, на котором субъекты могут осуществить процесс производства своей субъективности.



В-четвертых, язык этот потому обусловлен требованиями параметров субъективности и тем внешним, которое необходимо превратить в язык чувственного общения.



Собственно, все наши переживания осуществляются в том образе, который мы несем в себе. И если создать чувственные параметры этого образа во внешнем материале, то мы можем привести переживания всех людей к единому знаменателю. Мы создаем тем самым образное поле духовного единства людей. В этом смысл тех чувственных образом архитектурного языка, который создавался древними зодчими, когда они еще до монотеистических религий создавали чувственно-воспринимаемый мироощущенческий образ духов. Конечно, не сам по себе архитектурный образ создавал это единое субъективное поле людей той эпохи. На этот чувственный образ работало все: и мифы, и уклад жизни, и уровень развития знаний о мире, и характер деятельности общества. Но то, что такой чувственно-образный эмоционально-смысловой язык был необходим - это несомненно. А то, что он имел такой характер обусловлено тем, что в те далекие времена не было развито сознание. В том плане, что оно еще не несло в себе нравственные, эстетические способности в отдифференцированной форме. Ибо и личностные качества еще только намечались. Потому и образ этот по-необходимости должен был ограничиться мироощущением. Он был достаточен для того общества. Ибо действительно реализовывал потребность духовного единства неразвитых личностей.



Каждый шаг в развитии общества связан также с развитием субъективности человека. С изменением его мировоззрения, мироощущения, с развитием индивидуальности человека и возникновением новых качеств, которые мы называем личностными. И вот здесь начинаются поиски. Они обусловлены тем, что с каждым шагом развития человека он не укладывается в один язык чувственного общения. Внешний материал, который служит субъекту языком чувственного общения друг с другом, в практике человечества функционирует по-разному и потому он неоднороден в чувственном общении субъектов. Но и субъект, человек в этом общении пользуется разными средствами. У него есть слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Да и к тому же есть взаимодействие всех этих органов чувств. А в этом взаимодействии возникает несколько более сложный чувственный образ. Да и сама деятельность человека в объективном мире формирует у него разные слои чувственной образности. В коре головного мозга пять слоев: пространственно-временной (самый нижний и самый древний), слой штампованных движений (ходьба, косьба), слой несдвигаемого поля, слой осуществления деятельности, мотивирующий слой. Поэтому формирование чувственного образа субъекта в этом мире и через предметный язык имеет структурно сложный характер.



Мы видим, создание языка образного чувственного общения субъектов обусловлено той структурой внутреннего субъективного мира, который возникает в процессе развития человеческой практики. А закономерность здесь превращение всего внешнего в язык человеческой чувственности. В такой язык, который служит средством создания чувственного образа человеческой субъективности.



Можно сказать, что по мере развития действительности человека в процессе практики изменяется и тот чувственный образ, который есть мы сами. И потому по мере развития практики человек постепенно превращает все то, что есть в этом мире, в язык своей образности. В прямом смысле этого слова. Он сам есть как субъект образ. Но образ живой, образ страдающий и образ страданий, он образ и как личность. И создавая чувственный образ средствами искусства он просто воспроизводит себя как чувственный образ. И потому создавая чувственный образ себя в искусстве человек создает тем самым процесс собственного воспроизводства и производства. И по мере собственного развития он ищет все новые и новые средства во внешнем мире, которые могли бы чувственно воспроизводить все грани и все богатство его субъективности.

    Видеонаблюдение на складе. Компоновка и параметры системы.Статья отвечает на вопрос: "Как выглядит современная система видеонаблюдения на...
    Тепловой насос - отличный способ сэкономить финансыMitsubishi Zubadan - тепловой насос, которого коснулись инновационные изменения. Теперь...
    Битягово - коттеджный поселок бизнес классаВ последние годы подход девелоперов к проектированию и строительству коттеджных...
    Почему натяжные пололки лучше любых других?В отделочных работах оформление потолка занимает далеко не последнее место....
    Новостройки СПБ: Академ-Парк.В Калининском районе, на Северо-Востоке Санкт-Петербурга реализовывается проект 'Академ-Парк'....