архитектура и строительство

Архитектура как вид искусства.

Философская концепция архитектуры изложена в "Эстетике" Гегеля. Те положения, которые выдвигает Гегель относительно архитектуры как вида искусства, представляют не только исторический интерес. Его философия и ступень в развитии представлений об искусстве, и в то же самое время вклад в эти представления. В свете событий в архитектуре в ХIХ-ХХ столетий вклад Гегеля требует к себе все более внимательного отношения.



Я намеренно не стал излагать другие философские концепции архитектуры, которые есть в истории мысли, так как именно гегелевская концепция духа, духовной культуры человечества более чем любая другая философская концепция дает нам богатую пищу для понимания процессов, происходящих в духовной культуре человечества. Думается, что философское наследие Гегеля и вообще немецкой классической философии накануне своего Ренессанса. Тем более, что именно концепция искусства в ней наиболее убедительна. А архитектура и есть особый вид искусства.



Гегель выдвигает тезис, что "искусство становится особенным искусством, когда его содержание вступает в действительное внешнее бытие, определенное существование." Причем, содержание этого, конкретного искусства есть то внутреннее содержание, которое исходит из духа. Потому начальная стадия архитектуры в ее простейшей форме, как строительство, еще не есть искусство. Оно не есть такое начало, которое дает потом поступательное движение до наших дней. Отсюда понятие искусства архитектуры требует так показать возникновение его как собственно искусства, чтобы его первой задачей было формирование в самом себе такого объективного начала, которое превратило бы его во внешнее окружение духа, в проявление его содержания вовне. И тогда то, что лишено внутренней жизни, должно получить смысл и форму, которые этому внешнему не имманентны, т.е. внутренне не присущи. Материальная оболочка должна стать проявлением внутреннего, духовного содержания.



Гегель пишет, что у дома, храма цель - вместилище человека, изображение бога. Но эта первая потребность еще вне искусства. Человек хочет прыгать, петь, но это еще не танец, не поэзия, не музыка. Надо еще найти тот начальный момент, который не включал бы в себя связи человека и здания как среды окружения. Не разделял бы одно от другого, т.е. не разделял бы это утилитарное назначение и духовное предназначение.



Здесь видится очень существенный момент гегелевского понимания архитектуры. Мысль все та же. Гегель понимает самостоятельность архитектурного произведения как вида искусства, как, скажем, мы понимаем самостоятельность скульптуры как образа. В котором воплощен чувственно воспринимаемый момент нашего духовного мира, нашего человеческого мира. Внешний материал служит человеку средством общения, а потому он должен быть приспособлен человеком к созданию образа нашей духовности. Фиксирует момент воплощения во внешнем образе внутреннего, духовного состояния человека.



Таким образом, простой начальной стадии архитектуры как искусства Гегель не находит, ее нет. Ее нет в факте необходимости жилища или самого человека, или его богов. По Гегелю, начало архитектуры соответствует символической стадии развития искусства и она лучше других искусств реализует принцип символического искусства - способность намекать на вложенный в нее смысл во внешнем элементе окружения. И смысл этой архитектуры нужно искать не в разделении, а в ее внутренней целостности, как в скульптуре. "Именно этот смысл может служить объяснением многообразных внешних формообразований и дать руководящую нить в лабиринте архитектонических форм." И действительно, если бы человек не искал образа своей души во внешнем материале, образа, который бесконечен в многообразии и бесконечен в охвате мира, то его творения были бы очень однообразны. Отсюда Гегель пишет об архитектуре:



1. Архитектура как по своему содержанию, так и по способу изображения носит подлинно символический характер.



2. Архитектура (Гегель использует здесь еще термин "самостоятельное зодчество") хотя и нагромождает формы, но не выявляет дух в адекватной форме, а создает символическую форму, которая в самой себе должна указать и выразить некое представление.



3. Движение архитектуры к воздвижению соответствующего значению человека, богов архитектонического строения - храма, дворца и т.д., соединяет оба момента: утилитарное, практическое и духовное. Гегель рассматривает бытие архитектуры как внутренне противоречивое.



Он видит следующие ступени, которые проходит архитектура:



1. Собственно символическая, самостоятельная архитектура.



II. Классическая. Формирует индивидуальное духовное начало само по себе и лишает зодчество его самостоятельности. Вокруг реализованного духовного смысла воздвигается художественно сформированная неорганическая среда.



III. Романтическая архитектура (мавританская, готическая). Ее сооружения хотя и для гражданских, религиозных целей, свершения дел духа, они, не заботясь об этой цели, формируются и возвышаются для себя самостоятельно.



Архитектура есть искусство во внешнем элементе. Потому здесь существенное отличие в том, что это внешнее: 1) или получает свое значение в самом себе; 2) или трактуется как средство для достижения чуждой ему цели; 3) или же в этой подчиненности вместе с тем показывает себя самостоятельно.
  • Точка дракона

    Настоящий специалист фэн шуй, используя древние знания китайских мастеров, старается сохранить традиции и обязательно учитывает региональные особенности - климат, количество солнечных дней, время восхода ...далее...

Идеальный интерьер: в поисках правильных решений Объяснять современному жителю квартир, какое воздействие на него оказывает обстановка,...
Бани из бруса можно строить в любое время года, а зимой еще и выгодноЗимняя постройка деревянной бани реально осуществима и, вместе с тем,...
Строительство бани: материалы и особенностиЗакончив на своем участке возведение жилого дома, наши соотечественники, как...
Шумоизоляция полаВ статье рассказывается о том, как правильно сделать шумоизоляцию пола,...
Столешница из искусственного камняКреативная столешница является местной достопримечательностью в вашей ванной комнате или...