архитектура и строительство

Колизей

Раз "...Он стоял, словно древний Бог, озаренный лучами восходящего солнца, его поза выражала готовность к любому исходу битвы: юноша без колебаний мог пронзить врага насквозь или сам пасть от смертельной раны. Напряженное молчание длилось несколько секунд, а потом арена взорвалась улюлюканьем и криками. Зрители жаждали крови - 50000 зевак собрались этим утром, чтобы увидеть гладиаторские бои - жестокие бескомпромиссные сражения. Колизей сегодня снова станет алтарем для варварских жертвоприношений: И так будет всегда..."

Современник, написавший эти строки, не мог предвидеть будущее, но все же, оказался в чем-то прав. Колизей - самый большой амфитеатр Римской Империи до сих пор остается символом Рима, являясь "визитной карточкой" столицы Италии. Древний театр называют "Гербом Рима", вполне заслужено - не смотря на длительные разрушения и вандализм, которому подвергся исторический памятник он, по-прежнему, производит неизгладимее впечатление на тех, кто впервые имеет счастье лицезреть этого Колосса. В мире небоскребов, инновационных строительных технологий, давших возможность возводить здания высотой в несколько сотен метров, исторические памятники, подобные Колизею, вызывают заслуженное восхищение и уважение.

Красота и величие внешнего облика Колизея находится в явном противоречии с истинным предназначением данного сооружения. Нельзя предположить, что архитектурный шедевр такого масштаба был выстроен специально для устроения кровавых представлений, поражающих своей жестокостью. Бесспорно, Колизей является одним из самых ярких напоминаний не только о могуществе Римской Империи, но и о жестокости нравов тех времен. Внутри каменных стен, за сомкнутыми рядами арок и колонн, вершились судьбы тысячи людей - здесь находили свой конец и преступники, приговоренные к смертной казни, и гладиаторы, и даже дикие животные, стравливаемые на потеху неугомонному зрителю.

Сейчас историками подвергнут сомнению тот факт, что Колизей использовался в качестве сцены для показательных пыток над христианами. Однако римская католическая церковь активно муссировала эти "свидетельства". Так, Бенедикт XVI, занимавший папский престол в середине 18 века, даже приказал установить на арене полуразрушенного Колизея крест и алтари в память о мучения Христа и его последователях, принявших страдания от рук язычников. Вполне возможно, что пристальное внимание служителей католической церкви спасло Колизей от окончательного разграбления и демонтажа.

Два В течение многих лет Римский Амфитеатр стоически противостоял актам вандализма - каменные блоки и мрамор растаскивались на построение храмов и дворцов для знати. Так, в кладке Собора Святого Петра и Святого Иоанна Латеранского, в Палаццо Венеция (Венецианского Дворца), дворце Канцелярии, Палаццо-Фарнезе обнаружены элементы, некогда принадлежащие Колизею. Одно время, при Клименте IX, амфитеатр был даже переоборудован в фабрику по производству селитры. Сейчас здание Колизея приведено в порядок, частично реконструировано, но, конечно, восстановить его во всем великолепии не представляется возможным. Обыватель, волею судеб, оказавшийся в Риме, может лишь наблюдать не более двух третий от некогда громадного здания.

История строительства и особенности конструкции Колизея, несомненно, представляют интерес для читателя, поэтому мы остановимся на этих аспектах подробнее.

Предпосылкой для возведения столь помпезного и величественного сооружения, как это ни странно, явился император Нерон. Интересно, что по одной из версий даже название амфитеатра может происходить от имени статуи, воздвигнутой некогда Нероном самому себе. Скульптуре было дано имя Колосс Нерона - она как раз и располагалась возле стен театра. Колизей же, построили на месте искусственного озера, которое предварительно осушили и сравняли с землей. Таким образом, император Веспасиан стремился закрепить шаткий режим и задобрить народ, обеспечив ненасытной публике "зрелища".

И, конечно, новому императору нужно было вытравить память о своем предшественнике, Нероне, поэтому место для строительства Колизея Веспасиан выбрал не случайно - роскошный водоем, населенный белыми лебедями, находился на территории бывшей резиденции "поджигателя Рима".

Сейчас мы можем лишь предполагать какие мотивы двигали новым правителем Империи, вполне вероятно, что устройство гигантской арены было задумано еще Августом, но осуществить "наполеоновские" планы пришлось лишь сыну Веспасиана - Титу.

Строительство Колизея продолжалось около пяти лет (75-80 г.н.э.), учитывая масштабы предприятия, работы завершились на удивление быстро. Суммы, потраченные на Амфитеатр Флавиев, были колоссальными, впрочем, казна римская не сильно пострадала от такого расточительства - деньги на него добыли в ходе войны в Иудее. Нужно заметить, что Колизей являлся далеко не единственным увеселительным заведением на просторах Римской Империи - в те времена начитывалось более 250 амфитеатров в разных уголках страны. Однако Колизей был самым крупным из них.

Три Перед началом работ требовалась тщательная планировка и определенная подготовка. Кроме того, что будущую строительную площадку подвергли осушению, необходимо было проложить дренажные каналы для оттока вод, стекающих с окружающих долину холмов. В итоге, строители проложили систему каналов на глубине 8 метров, затем заложили фундамент - по наружному контуру эллипса он составлял 12-13 метров, тогда как по внутреннему (на территории арены) - его толщина всего 4 метра. Колизей являлся четырех ярусной структурой, при этом общая высота стен была приблизительно 48-50 метров, длина наружных стен равнялась 524 метрам, а арена имела протяженность в 85 метров.

По своей структуре и устройству Колизей отличался от своих "собратьев" только размерами, но этот факт, ни в коей мере не умаляет заслуг архитекторов, инженеров и рабочих, трудившихся над его созданием. Кстати, имя архитектора так и затерялось в веках, что неудивительно для того лихого времени.

Основным строительным материалом для стен Колизея служили травертиновые блоки, также в ход шел кирпич и туф. Отдельные элементы скреплялись железными перемычками, правда, до наших дней они не дошли. Дело в том, что в средние века, Колизей подвергся разворовыванию - в первую очередь вандалов интересовал мрамор и железо - ценные и дорогие материалы. В отделке здания и для формирования некоторых элементов конструкции использовалось дерево, из дерева также были изготовлены скамьи в третьем и четвертом ярусе.

Как мы можем видеть на фото, Колизей представляет собой сооружение эллиптической формы, как бы составленное из трех ярусов, образованных арками. Четвертый этаж в отличие от предыдущих, не был сформирован арками, а являл собой сплошную стену, разделенную на компартименты. На каждый компартимент приходилось по одному окну. Каждый "этаж" устроен в определенном стиле. Так, между арками в первом ярусе установлены полуколонны в тосканском стиле, на втором ярусе - ионическом, а на третьем - коринфском. Конечно, определить эти особенности под силу только профессионалам, а для обывателя Колизей всего лишь огромное полуразрушенное здание и прекрасный фон для фотографий.

Сейчас Колизей весьма аскетичен, но во времена своего расцвета он выглядел роскошно. Так, на каждую арку между средним и верхним ярусом приходилось по одной статуе, потолки украшала разноцветная штукатурка, на наружных стенах были закреплены бронзовые украшения. Богато украшенные галереи во втором и третьем ярусе, колонны с барельефами, мраморные скамьи и полы, огромная арена, которая была способна вместить до 6000 человек или небольшой флот кораблей - впечатляли современников.

Четыре Кстати о навмахиях (морских сражениях) нужно упомянуть отдельно. Только представьте, что технологии тех лет позволяли заливать арену водой, при этом глубина составляла несколько метров - по этому импровизированному озеру могли ходить небольшие галеры. Вода доставлялась по системе водопроводных каналов, которые были проложены под ареной.

Считается, что в Колизее места для зрителей распределялись строго согласно занимаемому положению в обществе. Ближе всего к арене находился подий (возвышение), на котором находились "ложи" императора и приближенных. Подий располагался на некотором возвышении, а специальный барьер заграждал людей от разъяренных зверей и возможных нападок со стороны гладиаторов. Собственно первый ярус, состоящий из двадцати рядов мраморных скамей, был отведен для знати, всадников и прочих почетных граждан города. Последующий блок состоял из 16 (по некоторым сведениям 20) рядов скамей из мрамора. Эта часть амфитеатра предназначалась для римских граждан среднего сословия.

Оставшиеся верхние ярусы отделялись от первых двух стеной высотой в 5 метров - здесь, сидя на деревянных скамьях, наблюдали за действом плебеи и женщины. По словам современников на верхних этажах царила суета и толкотня, вполне возможно, что далеко не всем зрителям доставались сидячие места и, хотя Колизей был рассчитан на посещение 50000 человек, в некоторых обстоятельствах амфитеатр наполнялся "под завязку" и вмещал до 87000 римлян и гостей города. Если провести небольшие математические расчеты, то получается, что на одного человек приходилась площадь для "сидения" всего в 40 см - просто невероятная теснота!

Как же удавалось избежать давки? Устройство Колизея было продумано до мелочей - 76 (по некоторым данным 80) пронумерованных арок-входов позволяли разделять толпу на небольшие группы, в итоге на один "пропускной пункт" приходилось не более 600 зрителей. Многочисленные лестницы, вели вверх к секторам ярусов. Кроме обычных входов существовали ворота. Всего их насчитывалось 4, причем 2 из них служили, только для въезда императора и его приближенных. Как видите, в Риме почти 2000 лет назад, по отношению к правящей элите предпринимались серьезные меры по обеспечению безопасности.

Еще одним новшеством Колизея, являлся тент, называемый веларием. Он натягивался при помощи сложного механизма. Данное сооружение позволяло закрывать зрителей, сидящих на трибунах от палящих лучей солнца. Веларием управляли матросы, командированные на верхний ярус Колизея.

Только в XIX веке удалось произвести раскопки, в ходе которых было обнаружено часть помещений, спрятанных под ареной. Удивительно, но некогда в подземелье кипела жизнь - кроме причудливых катапульт и прочих подъемных механизмов в там находились клетки для животных, помещения, в которых содержались гладиаторы и преступники, складские комнаты, а также отсеки для хранения декораций.

Представления в Колизеи пользовались огромной популярностью Можно сказать, что город жил постоянным предвкушением кровавых зрелищ. По случаю крупных праздников гуляния в амфитеатре Флавиев продолжались иногда до ста дней к ряду. Бои гладиаторов имели место быть вплоть до 405 года. Их запретил, пришедший к власти император-христианин Гонорий, однако представления с участием животных продолжались до 526 года. Спустя много веков, в 14-ом столетии Колизей снова ненадолго становится ареной уже религиозных спектаклей - мистерий, но и эти действа спустя 200 лет прекратились.

Пять Ныне Колизей тщательно охраняется правительством Италии, а 7 июля 2007 года Амфитеатр Флавиев, он же Колизей, вошел в новую семерку чудес света. Колизей до сих пор остается символом Рима и местом паломничества сотен тысяч туристов.

"...Он занес меч над поверженным воином, толпа неистовала, десятки тысяч голосов сливались в один: "Смерть, смерть, смерть...!". Гладиатор ждал действий императора. Тот не спешил, хотя принял решение давно. Правитель хотел продлить свое удовольствие и доставить большие мучения как побежденному, так и триумфатору; затем лениво поднял руку и сделал красноречивый жест. В следующую секунду орудие пронзило тело раненого. Бой был окончен... Победа имела горький привкус, впрочем, он и к этому уже давно привык..."

http://ctoday.ru/article/history_construction/26/
Искать в интернете: Колизей

Комплектующие для качественных окон ПВХНа первый взгляд пластиковые окна состоят из довольно ограниченного количества...
Строительство композитного бассейнаСтроители отмечают, что возведение композитного бассейна не представляет серьезных сложностей....
Покупка недвижимости. НовостройкиИметь собственное жилье - мечта каждого человека. И когда наступает...
Много ли вы знаете о, казалось бы, обычных офисных и фасадных табличках ?Если у вас организация, офис или предприятие, значит, у вас...
Преимущества плазменной резки трубВ настоящее время такой термический способ обработки металла по заказу,...