Возведение столь крупных сооружений, как главные соборы периода Киевской Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип храма развивался на основе унаследованной от Византии
крестово-купольной системы с пятью или тремя
нефами с куполами на
парусах.
Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки-цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными арками. Система
подпружных арок представляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы, поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило, делались
пилястры, усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов, совпадающие с утолщениями стен внутри, также включались в работу системы. С востока здание "подпирали" полукруглые объемы
апсид, а с трех других сторон - более низкие открытые галереи. "Каркас" являлся структурной основой, определяя членения интерьера и фасадов. Тектоника основывалась на единстве конструктивных и основных пластических средств.
В кладке стен применялись
кирпич,
камень и
известковый раствор. В сравнительно ранних постройках Киевской Руси (
Софийский собор в Киеве) использовалась
византийская смешанная кладка из
плинфы (средний размер 22Х30Х3 см) и камня на
цемяночном растворе: каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Применялась и скрытая кладка с "утопленными" рядами кирпича. Византийская кладка постепенно уступает место самобытным приемам. Уже в
Софийском соборе Новгорода стены сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и подтесанного лишь со стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек.
Фундаменты под стены возводились обычно из колотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90-120 см по деревянным сваям. При возведении стен использовались леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались подмости.
Арки,
своды и
купола также выкладывались из кирпича по деревянной опалубке обычно толщиной в один кирпич (около 40 см). Для облегчения стен и сводов нередко в их толщину закладывали керамические сосуды -
"голосники", служившие и акустическим целям как резонаторы,
В XII-первой половине XIII в. продолжает развитие
крестово-купольная система храма, но размеры зданий уменьшаются, преобладающим становится
трехнефный тип композиции с одним куполом на высоком световом барабане. Структура храмов упрощается: уменьшаются размеры галерей-
хор, постепенно исчезают внешние галереи и двухэтажный западный
притвор; вместо них иногда делаются одноэтажные
притворы со стороны входов на западной, южной и северной сторонах (
церковь Михаила Архангела в Смоленске).
Характерное для XI в. единство опор и системы подпружных арок в наибольшей степени сохраняется во
Владимиро-Суздальских храмах. В постройках других княжеств
пилястры на внутренних стенах часто отсутствуют, в некоторых зданиях
Новгорода,
Пскова и других городов крестообразные в сечении столбы заменяются квадратными или круглыми. Однако пилястры фасадов еще, как правило, совпадают с направлениями подпружных арок.
Существенное развитие в этот период получает система сводов и отвечающих им на фасадах
закомар. Боковые пролеты трехнефных храмов иногда перекрываются половинками цилиндрических сводов, которые вместе с цилиндрическим сводом главного
нефа составляют трехлопастное завершение (
Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII в.;
церковь Архангела Михаила в Смоленске, 1194 г.), отвечающее новой структуре.
Новшеством явилось повышение уровня подпружных арок центрального подкупольного пространства по отношению к цилиндрическим сводам нефов основного креста. Этой конструкции на фасадах отвечают яруса закомар.
В технике возведения стен и сводов в XII-первой половине XIII в. также происходят изменения - получают развитие региональные приемы, связанные с использованием
местных строительных материалов и традиций.
В Приднепровье, где вблизи от городов не было природных залежей камня, основным строительным материалом стал кирпич. Смешанная кладка здесь постепенно исчезает, и начинает преобладать обычная
порядовая кладка из кирпича с равными рядами
плинфы толщиной 4-5 см, чередующимися с прослойками раствора толщиной 2-3 см. Развивается
керамическое производство: выпускаются
лекальные кирпичи для декоративных деталей,
поливные керамические плитки и т. п. С развитием кирпичной техники совершенствуются способы кладки, осваиваются новые конструктивные формы. В частности, из кирпича киевские мастера выкладывают
крестовые своды. Особенно высокого уровня качество кладки достигло в черниговских постройках.
На северо-западе и в
Новгородской земле развивалась техника кладки из
грубооколотого камня. Но с XII в. все чаще используется
кирпич, который применяется не только при кладке арок и сводов, как в XI в., но и частично при возведении стен и столбов как материал, выравнивающий кладку и связывающий лицевые ряды с забутовкой из более мелкого камня. Раствор приготавливался на основе
извести и
цемянки.
Резко отличались по своим строительным приемам некоторые постройки юго-западных (
Галицкие земли) и северо-восточных районов (
Владимиро-Суздальские земли), где кладка стен, столбов,
арок и
сводов велась из тщательно отесанных и точно пригнанных друг к другу белокаменных блоков на известковом растворе без добавления цемянки. При этом из
квадров с тончайшими швами и строгой перевязкой блоков выкладывались лишь лицевые ряды: середина стен заполнялась
бетоном-смесью булыжного камня с известковым раствором.
Использование разнообразных материалов и способов кладки как средства архитектурно-художествен-ной выразительности фасадов - одна из отличительных черт русской архитектуры рассматриваемого периода.