архитектура и строительство

Строительные приемы и конструкции

Собор св. Софии в КиевеВозведение столь крупных сооружений, как главные соборы периода Киевской Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной системы с пятью или тремя нефами с куполами на парусах.

Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки-цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными арками. Система подпружных арок представляла собой развитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы, поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило, делались пилястры, усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов, совпадающие с утолщениями стен внутри, также включались в работу системы. С востока здание "подпирали" полукруглые объемы апсид, а с трех других сторон - более низкие открытые галереи. "Каркас" являлся структурной основой, определяя членения интерьера и фасадов. Тектоника основывалась на единстве конструктивных и основных пластических средств.

Cофийский собор в НовгородеВ кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В сравнительно ранних постройках Киевской Руси (Софийский собор в Киеве) использовалась византийская смешанная кладка из плинфы (средний размер 22Х30Х3 см) и камня на цемяночном растворе: каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Применялась и скрытая кладка с "утопленными" рядами кирпича. Византийская кладка постепенно уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском соборе Новгорода стены сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и подтесанного лишь со стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек.

Фундаменты под стены возводились обычно из колотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90-120 см по деревянным сваям. При возведении стен использовались леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались подмости. Арки, своды и купола также выкладывались из кирпича по деревянной опалубке обычно толщиной в один кирпич (около 40 см). Для облегчения стен и сводов нередко в их толщину закладывали керамические сосуды - "голосники", служившие и акустическим целям как резонаторы,

Церковь Михаила Архангела в СмоленскеВ XII-первой половине XIII в. продолжает развитие крестово-купольная система храма, но размеры зданий уменьшаются, преобладающим становится трехнефный тип композиции с одним куполом на высоком световом барабане. Структура храмов упрощается: уменьшаются размеры галерей-хор, постепенно исчезают внешние галереи и двухэтажный западный притвор; вместо них иногда делаются одноэтажные притворы со стороны входов на западной, южной и северной сторонах (церковь Михаила Архангела в Смоленске).

Характерное для XI в. единство опор и системы подпружных арок в наибольшей степени сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В постройках других княжеств пилястры на внутренних стенах часто отсутствуют, в некоторых зданиях Новгорода, Пскова и других городов крестообразные в сечении столбы заменяются квадратными или круглыми. Однако пилястры фасадов еще, как правило, совпадают с направлениями подпружных арок.

Пятницкая церковь в ЧерниговеСущественное развитие в этот период получает система сводов и отвечающих им на фасадах закомар. Боковые пролеты трехнефных храмов иногда перекрываются половинками цилиндрических сводов, которые вместе с цилиндрическим сводом главного нефа составляют трехлопастное завершение (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII в.; церковь Архангела Михаила в Смоленске, 1194 г.), отвечающее новой структуре.

Новшеством явилось повышение уровня подпружных арок центрального подкупольного пространства по отношению к цилиндрическим сводам нефов основного креста. Этой конструкции на фасадах отвечают яруса закомар.

В технике возведения стен и сводов в XII-первой половине XIII в. также происходят изменения - получают развитие региональные приемы, связанные с использованием местных строительных материалов и традиций.

В Приднепровье, где вблизи от городов не было природных залежей камня, основным строительным материалом стал кирпич. Смешанная кладка здесь постепенно исчезает, и начинает преобладать обычная порядовая кладка из кирпича с равными рядами плинфы толщиной 4-5 см, чередующимися с прослойками раствора толщиной 2-3 см. Развивается керамическое производство: выпускаются лекальные кирпичи для декоративных деталей, поливные керамические плитки и т. п. С развитием кирпичной техники совершенствуются способы кладки, осваиваются новые конструктивные формы. В частности, из кирпича киевские мастера выкладывают крестовые своды. Особенно высокого уровня качество кладки достигло в черниговских постройках.

На северо-западе и в Новгородской земле развивалась техника кладки из грубооколотого камня. Но с XII в. все чаще используется кирпич, который применяется не только при кладке арок и сводов, как в XI в., но и частично при возведении стен и столбов как материал, выравнивающий кладку и связывающий лицевые ряды с забутовкой из более мелкого камня. Раствор приготавливался на основе извести и цемянки.

Резко отличались по своим строительным приемам некоторые постройки юго-западных (Галицкие земли) и северо-восточных районов (Владимиро-Суздальские земли), где кладка стен, столбов, арок и сводов велась из тщательно отесанных и точно пригнанных друг к другу белокаменных блоков на известковом растворе без добавления цемянки. При этом из квадров с тончайшими швами и строгой перевязкой блоков выкладывались лишь лицевые ряды: середина стен заполнялась бетоном-смесью булыжного камня с известковым раствором.

Использование разнообразных материалов и способов кладки как средства архитектурно-художествен-ной выразительности фасадов - одна из отличительных черт русской архитектуры рассматриваемого периода.


Виды и стоимость натяжных потолковСейчас современный рынок новейших технологий предлагает широкий выбор стройматериалов и...
Современные технологии монтажа плитки: преимущества использования СВПВ процессе монтажа керамогранитной, керамической и кафельной плитки мастера нередко...
Мягкая мебель: стиль жизниВыбор современной мягкой мебели очень богат. Сочетание надежности, качества, уюта...
Заборы из сеткиОбласть применения сварной сетки довольно широка - от дорожного строительства...
Выбираем пластиковое ведроВедра - незаменимый атрибут любого дома, будь то это городская...