На раннем этапе в культовом зодчестве получили развитие
базилики, близкие по формам к постройкам
Сирии и
Малой Азии, перекрытые чаще всего цилиндрическим сводом с подпружными арками, в период расцвета, в VI-VII вв., ведущими типами стали
центрические купольные структуры, своими истоками восходящие к купольному залу
деревянного народного жилища (в Армении-
глхатун, в Грузии -
дарбази). Квадратное в плане помещение, освещаемое через дымовое отверстие в потолке, перекрывалось рядами деревянных балок, расположенных под углом к нижележащим, с постепенным уменьшением площади перекрываемого! пространства.
В каменном строительстве
купола, имевшие изнутри полусферическую форму, чаще всего опирались на высокий восьмигранный
барабан посредством
тромпов, а с конца VI в. и при помощи сферических
парусов.
Стены монументальных зданий выкладывались из
естественного камня - тесаного и необработанного. В массовом строительстве применялся
мелкий камень и
кирпич-сырец на
глиняном растворе. В культовых зданиях преобладала кладка из
квадров тесаного камня -
туфа или других пород в сочетании с
забутовкой из извести и булыжного камня. В раствор вводились различные гидравлические добавки (вулканические шлаки и др.). Блоки тщательно отесывались с лицевой стороны и по внешнему краю в местах примыкания к соседним квадрам. С уменьшением толщины блоков и относительным утолщением слоя забутовки геометрически правильная форма сохранялась лишь на лицевой чисто отесанной грани.
Обеспечение
устойчивости конструкции во время землетрясений было предметом постоянной заботы армянских и грузинских зодчих. Для монументальных сооружений выбирались, как правило, компактные объемно-пространственные структуры, отличающиеся повышенной устойчивостью. Армянские зодчие путем применения в верхней части здания облегченных конструкций и материалов добивались понижения центра тяжести массы здания в целом. В некоторых грузинских храмах купольная часть здания на четырех столбах выложена в виде самостоятельной конструкции, что обеспечивало ее независимые от остальной части работу и деформации во время землетрясений. Широко применялось также
армирование кладки дубовыми связями, которые в виде четырех- или многоугольных рам устраивались в несколько ярусов в стенах, в подбарабанном кольце и других наиболее нагруженных местах конструкции.
В арочно-сводчатых конструкциях чаще всего применялись
купольные и полуцилиндрические формы. Использовались крестовые своды и сомкнутые - восьмигранные. Следует отметить применение
подковообразных арок и
сводов стрельчатого очертания. Применявшаяся в постройках Грузии и Армении в конце V-VI вв. подковообразная арка - один из древнейших примеров использования этой формы в конструктивных целях.
Сводчатые конструкции обычно возводились из
тесаного камня,
обожженного кирпича и реже из
кирпича-сырца по деревянным кружалам. В более поздние периоды для перекрытия пролетов использовались плоские каменные плиты площадью до 30 м2.
В IX-XI вв. с широким распространением
крестово-купольной системы парусные своды вытесняют
тромпы при опирании барабана купола на опоры. На основе различных угловых форм (тромпов,
парусов, ступенчато-балочного типа) были созданы Mнoroобpaзныe виды переходов от
четверика к
куполу, обогатившие интерьеры зданий XII-XIV вв. Тогда же в Армении были выработаны и
каменные сталактиты, нависающие концы которых получали декоративную обработку.
Замечательным новшеством конструктивного развития было внедрение с XI в. в Армении системы
пересекающихся арок, несущих сводчатое заполнение. При квадратном основании помещения эта система в большинстве случаев состояла из двух пар взаимно пересекающихся арок, образовывавших
каркас, по которому возводились своды. При круглом плане обычно применялись три пары пересекающихся арок. В центральной ячейке оставлялся проем, через который в помещение попадал свет из венчающего здание каменного
фонаря. Система пересекающихся арок позволяла перекрывать без промежуточных опор довольно большие пространства, создавая интересный и очень своеобразный по композиции интерьер. В сравнении с обычными сводами эта конструкция была сейсмически более устойчива и облегчала производство строительных работ.
Конструктивные формы Армении и Грузии отличались, как правило,
ясностью и логичностью построения. Они правдиво выявлялись в архитектурной композиции и вместе с кладкой из камня использовались как важнейшее средство художественной выразительности зданий.