архитектура и строительство

Строительные приемы и конструкции

Атенский Сион. Грузия. VII в.На раннем этапе в культовом зодчестве получили развитие базилики, близкие по формам к постройкам Сирии и Малой Азии, перекрытые чаще всего цилиндрическим сводом с подпружными арками, в период расцвета, в VI-VII вв., ведущими типами стали центрические купольные структуры, своими истоками восходящие к купольному залу деревянного народного жилища (в Армении-глхатун, в Грузии - дарбази). Квадратное в плане помещение, освещаемое через дымовое отверстие в потолке, перекрывалось рядами деревянных балок, расположенных под углом к нижележащим, с постепенным уменьшением площади перекрываемого! пространства.

В каменном строительстве купола, имевшие изнутри полусферическую форму, чаще всего опирались на высокий восьмигранный барабан посредством тромпов, а с конца VI в. и при помощи сферических парусов.

Стены монументальных зданий выкладывались из естественного камня - тесаного и необработанного. В массовом строительстве применялся мелкий камень и кирпич-сырец на глиняном растворе. В культовых зданиях преобладала кладка из квадров тесаного камня - туфа или других пород в сочетании с забутовкой из извести и булыжного камня. В раствор вводились различные гидравлические добавки (вулканические шлаки и др.). Блоки тщательно отесывались с лицевой стороны и по внешнему краю в местах примыкания к соседним квадрам. С уменьшением толщины блоков и относительным утолщением слоя забутовки геометрически правильная форма сохранялась лишь на лицевой чисто отесанной грани.

Обеспечение устойчивости конструкции во время землетрясений было предметом постоянной заботы армянских и грузинских зодчих. Для монументальных сооружений выбирались, как правило, компактные объемно-пространственные структуры, отличающиеся повышенной устойчивостью. Армянские зодчие путем применения в верхней части здания облегченных конструкций и материалов добивались понижения центра тяжести массы здания в целом. В некоторых грузинских храмах купольная часть здания на четырех столбах выложена в виде самостоятельной конструкции, что обеспечивало ее независимые от остальной части работу и деформации во время землетрясений. Широко применялось также армирование кладки дубовыми связями, которые в виде четырех- или многоугольных рам устраивались в несколько ярусов в стенах, в подбарабанном кольце и других наиболее нагруженных местах конструкции.

В арочно-сводчатых конструкциях чаще всего применялись купольные и полуцилиндрические формы. Использовались крестовые своды и сомкнутые - восьмигранные. Следует отметить применение подковообразных арок и сводов стрельчатого очертания. Применявшаяся в постройках Грузии и Армении в конце V-VI вв. подковообразная арка - один из древнейших примеров использования этой формы в конструктивных целях.

Сводчатые конструкции обычно возводились из тесаного камня, обожженного кирпича и реже из кирпича-сырца по деревянным кружалам. В более поздние периоды для перекрытия пролетов использовались плоские каменные плиты площадью до 30 м2.

В IX-XI вв. с широким распространением крестово-купольной системы парусные своды вытесняют тромпы при опирании барабана купола на опоры. На основе различных угловых форм (тромпов, парусов, ступенчато-балочного типа) были созданы Mнoroобpaзныe виды переходов от четверика к куполу, обогатившие интерьеры зданий XII-XIV вв. Тогда же в Армении были выработаны и каменные сталактиты, нависающие концы которых получали декоративную обработку.

Замечательным новшеством конструктивного развития было внедрение с XI в. в Армении системы пересекающихся арок, несущих сводчатое заполнение. При квадратном основании помещения эта система в большинстве случаев состояла из двух пар взаимно пересекающихся арок, образовывавших каркас, по которому возводились своды. При круглом плане обычно применялись три пары пересекающихся арок. В центральной ячейке оставлялся проем, через который в помещение попадал свет из венчающего здание каменного фонаря. Система пересекающихся арок позволяла перекрывать без промежуточных опор довольно большие пространства, создавая интересный и очень своеобразный по композиции интерьер. В сравнении с обычными сводами эта конструкция была сейсмически более устойчива и облегчала производство строительных работ.

Конструктивные формы Армении и Грузии отличались, как правило, ясностью и логичностью построения. Они правдиво выявлялись в архитектурной композиции и вместе с кладкой из камня использовались как важнейшее средство художественной выразительности зданий.


Хорошая сантехникаОднако далеко не все готовы поставить в своем доме то...
Современные дренажные системыДля устройства отвода воды с земельных участков, газонов, дорожных покрытий,...
Использование железобетонных конструкцийС использованием железобетона возводятся промышленные и общественные здания, различные инженерные...
Преимущества алюминиевого реечного подвесного потолкаОдно из наиболее ярких применений металла в интерьере помещений –...