Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена
сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства.
В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят
цилиндрические своды.
Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала XII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в
Византии, романский крестовый свод почти всегда делается
вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного
нефа и
трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью
парусов или
тромпов.
С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью
крестовых сводов и
подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы -
контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий. Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала
основой для развития готической системы.
В период
зрелой романской архитектуры (XII в.) принцип дифференциации конструкции начинает проявляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых сочетается с выступающими ребрами -
гуртами. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с
базой и
капителью. Расчлененная структура несущего столба явилась основой пластического решения
интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках.
Основным материалом для возведения крупных построек служил
камень местных пород, главным образом
известняк. Применялись также разноцветные
камни вулканического происхождения (в некоторых областях
Франции),
гранит (в
Нормандии), а для облицовки -
мрамор (в
Средней Италии). Кирпич применялся главным образом в северных областях
Франции, в
Германии и
Нидерландах. Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от бетонной кладки горизонтальными слоями, характерной для римской техники. Стены обычно выполнялись
трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.
Своды романских зданий делались из
клинчатых тесаных камней или
кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным
кружалам. В целях экономии материала камни для кладки стен имели различную длину и высоту. Выравнивались по высоте лишь камни, находящиеся в одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели различную высоту, Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до укладки
квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.
Особое, значение приобретал укладываемый толстыми слоями
раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода. В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством
художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.
Внутреннему строению романского храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов соответствует и внешняя композиция. Конструкция подчеркивается членениями стен, среди которых ведущая роль отводится конструктивно-оправданным
угловым утолщениям,
лопаткам и
контрофорсам. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует
арка. Проемы имеют, как правило,
полуциркульное завершение, в поздний период
иногда - стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками-
аркатурами, иногда в сочетании со
скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми
"перспективными" порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых полуциркульными или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Проемы окон снаружи обычно также имели
уступчатый профиль.