архитектура и строительство

Застывшее время в стилистике интерьера

Ампир

1 Ампир (от французского empire, буквально - империя) первоначально сложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению идей государственного могущества. Потомок классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи.

Поэтому в дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчёркнута монументальность. В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Мебель ампира, зачастую, не такая удобная: комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы интерьера напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Мебель и предметы интерьера служили прежде всего для презентации и подчёркивания возвышенного положения человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.

Ар-деко

2 Ар-деко (от франц. Art Deco - по названию выставки 1925 г. в Париже "Art Decoration" - "Декоративное искусство") зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. До 1960 г. данное направление не считалось самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль ар нуво (от французского art nouveau - новое искусство, модерн). Ар деко, вошедший в моду в 20-30-е годы XX столетия, отчасти продолжил традиции ар нуво. Вместе с тем, на него оказали влияние кубизм и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолётостроения, а так же другие стили интерьера. Здесь флористическому декору противопоставляется линейный, геометрический, как более соответствующий новой технике в архитектуре и промышленности. Становится популярным геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов. Этот стиль основан на смешении элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского примитивного искусства. Для этого стиля характерны прямые или же "ломано" изогнутые линии, чёткость и графичность форм. От других его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скруглённые углы, строгие вертикальные линии, "отступающие" формы.

Барокко

3 Барокко впервые в истории искусства соединил два понятия - стиля и образа жизни. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. В дизайне интерьера барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Изменчивость, причудливая игра образов в интерьерах этого стиля была сравнима со сложностью настроения морской раковины-барокко, в честь которой он был назван. Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные помпезные формы барокко применялись в первую очередь в архитектуре и интерьерах церквей и монастырей. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведёт к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, кручёным колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, стили интерьера. Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками, вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. Для барочного декора характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы. Сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы гирлянды цветов, листья, венки.

Кантри

"Кантри" в переводе с английского означает "деревня" и подразумевает ностальгию по тихому, простому и уютному загородному быту, лишённому надуманности и вычурности. Допускает произвольный набор предметов, некоторый беспорядок и случайность на фоне тяги к экзотике и ностальгическому флёру городской жизни, но по-деревенски. Очень популярны ковбойские аксессуары, ткани в клетку или мелкий цветочек. В интерьерах обязательно присутствуют традиционные материалы: кирпич, дерево, ротанг. "Кантри" - это, прежде всего, экологический дизайн. И отсюда - натуральные строительные и отделочные материалы. В декорировании широко используются текстиль. Для стиля характерна многоцветность, но не яркая, а скорее густая, сочная, чуть приглушённая. В цветовом решении преобладают натуральные, чаще светлые и пастельные тона. Важен колористический баланс. Мебель - по-деревенски грубоватая, но правильных форм, с неполированными поверхностями. Родившийся в американской провинции, стиль более прочих отвечает нашему представлению о загородном доме. Непритязательный и уютный, он призван передавать дух деревенской жизни, где изысканность смешивается с практичностью семейного уклада. Строгих законов тут нет, но тем лучше: вы вольны трактовать его, как вам больше понравится, и создавать свою эклектику в духе "кантри".

Китч

Природа китча, его зарождение связаны с повторением и переосмыслением уже сложившихся классических образцов. Но в процессе повтора происходит некий перебор: другой материал, масштаб, среда и т.д. Грань между классикой и китчем почти совсем не видна, так как нынешний китч "самой высокой и лучшей марки". Самые дорогие материалы и признанные производители, не скрывающие достижения технического прогресса, а также демонстрирующие их. Возвращение к природе и подчёркнутая экологичность. Смесь реального ретро и фантазий о нём. Цветовая гамма: среди кричащей гаммы от розовых до ядовито зелёных и фиолетовых, лидирует агрессивный красный цвет.

Классицизм

Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шёлк и др.). Основные признаки стиля: симметрия, простота. Обращается к образцам античного искусства как к эталону. Противодействует барокко. Продолжая идеалы Возрождения, в то же время антитеза ему. Выявляет гармонию мироздания времени. Родовое, неподвижное торжество разума. Геометризм, подчёркнутая статичность форм и логичность планировки. Цветовая гамма: природные, мягкие цвета - белый, голубой.

Маньеризм

Маньеризм (конец XVI века, длился около 25 лет) - стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжёлых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора - барокко. Название "маньеризм" (от слова "манера") стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье - обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.

Минимализм

Девиз стиля - отказ от нужного в пользу самого необходимого. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений. Главный акцент делается на высоком качестве материалов и игре фактур.

Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, контрастно подчёркнутого чёрным или серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Такие интерьеры напоминают графику - жанр лаконичный, требующий умения обходиться скупыми средствами чёрно-белой гаммы. Точнее, чёрного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведённую художником. В таких интерьерах всё сделано функционально, прочно и современно. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Минимализм плохо "смешивается" с другими стилями, все помещения лучше выдерживать в одном стиле, но делая их при этом ярко индивидуальными.

Модерн

4 Модерн - стиль конца XIX - начала XX века - ввёл в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии его называли юнгендстилем, во Франции - ар нуво, в Англии и России - модерн, в Италии - либерти. Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утончённые идеи своего времени. В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. В таких интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проёмы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведён к минимуму. Цветовая гамма: приглушённые тона, расцветка без оттенков.

Рококо

Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Основные черты стиля: подчеркнуть прихотливый и усложнённый вид. Утрачивается монументальность, подчёркнуты прихотливость, грациозность, интимность. Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Такие интерьеры изящны, декоративны, легки. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, асимметричное построение композиции; в скульптуре - бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блёклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шёлк). Новые виды мебели для сидения: шезлонги, канапе.

Хай-тек

Минималистский стиль, пропагандирующий эстетику материала. Стекло и металл - излюбленный материал хай-тека. Тут особенно важна функциональность. Хотя особых ограничений у стиля нет, главное здесь - выдержать принцип "техногенности". Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек тщательно продуманы - это может быть пластик, кожзаменитель, полированный металл. В этом интерьере будет уместно всё лёгкое, с чёткими геометрическими формами. Все поверхности мебели должны быть ровными и гладкими, а металлические элементы и фурнитура - серебристые, блестящие. Современные интерьеры в стиле хай-тек строятся больше на сочетании пространства и света, чем на сочетании цвета и рисунка. Идея диктует и соответствующее колористическое решение: цвета чистые и чёткие, без полутонов: чёрный, белый и серый в основе и красный, синий, зелёный и жёлтый - как дополнение. Этот стиль не терпит небрежности - всё должно быть ровным и гладким: бескомпромиссно чистые, часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок. И, естественно, минимализм - интерьеры этого стиля отличает чёткость и конкретность, можно даже сказать - деловитость.

Эклектика

Полностью копируя старые стили интерьера, эклектика позволяет формально сосуществовать элементам нескольких стилей в одном интерьере. В какой-то мере эклектика всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Эклектические интерьеры по определению многокомпонентные. Когда смешиваются близкие между собой исторические стили интерьера, например, классицизм и ампир, барокко и модерн, получаются композиции, где вещи гармонично сочетаются в интерьере, не противореча друг другу. Для этого стиля характерны шёлковые обои и тяжёлые тёплые драпировки на окнах и дверях, мягкие диваны с декоративными подушками, индийские покрывала, ковры, позолоченные накладки, украшающие рамы для картин и зеркал, люстры из стекла или золочёного дерева, полы из наборного паркета. В орнаментике стиля преобладают восточные мотивы, прежде всего в цветных обивках. Дерево используется в основном тёмное: тёмный орех, палисандр, махагони, но также и розовое дерево. В XIX веке возрастает спрос на малогабаритные одностворчатые шкафы. Появляются серванты вместо буфетов, письменные столы вместо секретера, одноопорные столики. Сиденья стульев более низкие, спинки приподняты выше уровня головы. Дорогая мебель обтягивалась шёлком; если обивка была одноцветной (коричневой, синей, бордовой, тёмно-зелёной), то отделывалась репсом или бархатом.

Римма Малова

http://www.idh.ru/jornal/interior_style/article3124.html

Разумный гардеробВас смущает, что шкаф забит одеждой, а надеть нечего? есть...
Вывоз мусора контейнер 8 м3К примеру, вывоз мусора контейнером 8 м3 из удаленных районов...
окна ПВХМногих людей интересует вопрос о происхождении такого распространённого материала как...
Можно ли использовать балкон зимой полноценно.Зимой балкон нам нужен не меньше, чем в любое другое...
Как быстро накопить на квартиру?Квартирный вопрос - типичная проблема наших сограждан, о которой писали...