Архитектура Возрождения в Италии делится на
три основных периода:
ранний, высокий и поздний. Архитектурным центром Раннего Возрождения, была
Тоскана с главным городом -
Флоренцией. Этот период охватывает вторую четверть и середину XV столетия.
Началом Возрождения в архитектуре принято считать
1420 г., когда началось возведение купола над Флорентийским собором. Строительные достижения, приведшие к созданию огромной по размерам центрической формы, стали своеобразным символом архитектуры новой эпохи.
Филиппе Брунеллески (1377- 1446 гг.) - первый выдающийся мастер эпохи Возрождения. В его
Воспитательном доме (1419-1444 гг.) в полную силу прозвучали черты архитектуры новой эпохи. Изящная лоджия с арками полуциркульной формы разработана по аналогии с античными образцами. Прямоугольные окна впервые обрамлены
наличниками, завершенными античными по форме фронтончиками. Спокойный ритм форм вместе с тонко найденным общим пропорциональным строем придает зданию приветливость и соизмеримую с человеком масштабность. Обращенное на площадь здание явилось важным звеном в сложении ее ансамбля:
аркада на колоннах, обычно применявшаяся лишь во внутренних двориках дворцов, стала здесь элементом городской композиции.
Капелла Пацци (1430-1443 гг.)- купольное здание, поставленное во дворе монастыря. В композиции фасада получила отображение расчлененная ордером внутренняя структура с господствующим в ней объемом зала с куполом на
парусах. Колоннаде, прорезанной по оси аркой и завершенной тонко расчлененным
аттиком, на внутренней стене лоджии отвечают каннелированные
пилястры а на сводчатом перекрытии - выступающие членения
арок.
Соответствие ордеров и повторение малых куполов в лоджии и алтарной части способствуют органической связи
фасада с
интерьером. Стены внутри расчленены плоскими, но выделенными цветом пилястрами, которые вместе с членениями сводов дают представление о логике построения пространства, тектоническом строе. Развиваясь трехмерно, ордер подчеркивает
единство и соподчинен-ность основных частей. Зрительная "каркасность" характеризует и расчлененность купола изнутри, что еще несколько напоминает структуру готических
нервюрных сводов. Однако гармония ордерных форм и ясность тектонической структуры, уравновешенность и соизмеримость с человеком говорят о торжестве новых архитектурных идеалов над принципами средневековья.
Характерное дворцовое сооружение периода раннего Возрождения -
палаццо Медичи-Риккарди (1444-1452 гг., архит.
Микелоццо да Бартоломео). Квадратное в плане здание со сторонами 40Х38 м имеет небольшой внутренний двор с типичной для этого периода изящной арочной галереей. Как и в предшествующие периоды, внешний вид дворца отличается монументальностью. Но в отличие от более ранних дворцов здание расчленено на три яруса античными по моделировке поясками, соответствующими внутреннему членению здания на этажи. Окна расставлены строго ритмично, а обработка поверхности стен снизу вверх поэтажно изменяется с постепенным переходом от "рваного" камня стен первого этажа к почти гладкой поверхности стен третьего этажа. Фасад завершается крупным ордерным
карнизом, усиливающим впечатление композиционной законченности здания.
Дальнейшим развитием композиции дворца является
палаццо Руччелаи во
Флоренции, построенное в 1446-1451 гг. по проекту
Леона Баттиста Альберти (1404-1472). Подобно древнеримскому
Колизею его фасад поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого
дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому
коринфскому ордеру в верхнем. Впечатление облегчения здания кверху, создаваемое в палаццо Медичи-Риккарди с помощью
рустовки стен, выражено здесь в форме облегчающейся кверху
ярусной системы ордеров. При этом крупный венчающий карниз соотнесен не с высотой верхнего яруса, а с высотой здания в целом, отчего композиция приобрела черты завершенности и статичности. В разработке фасада еще сохранены традиционные мотивы: двойные арочные окна, идущие от средневековой формы окон, рустовка стен, общая монументальность облика и др.
Наряду с Брунеллески и Микелоццо да Бартоломео в становлении новой архитектуры большое место принадлежало и другим мастерам (
Росселино,
Бенедетто да Майано и пр.), творчество которых в основном было связано с
Тосканой и
Северной Италией.
Альберти, построивший помимо палаццо Руччелаи ряд крупных сооружений (фасад
церкви Санта Мария Новелла,
церковь Сант Андреа в Мантуе и др.), завершает этот период.
Период
Высокого Возрождения охватывает конец XV - первую половину XVI в. К этому времени вследствие перемещения основных торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан в Италии наблюдаются известный экономический спад и сокращение промышленного производства. Часто буржуазия скупала земли и превращалась в ростовщиков и землевладельцев. Этот процесс сопровождается общей аристократизацией культуры; центр тяжести ее развития переносится в придворный круг знати. Центром культуры становится
Рим - резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. В Риме проводятся огромные строительные работы. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела символ возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии. При дворе работали наиболее выдающиеся архитекторы - среди них
Браманте,
Рафаэль,
Микеланджело,
Антонио да Сангалло и др.
В архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского
палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мере становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость; наряду с
ионическим и
коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера -
римско-дорический и
тосканский, а тонко
разработанная
аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания
регулярного городского ансамбля. Строятся загородные
виллы как целостные архитектурные комплексы.
Крупнейшим архитектором этого периода был
Донато д"Анджело Браманте (1444-1514). Приписываемое Браманте
здание Канчеллерии (начато в 1483 г.) (главной папской канцелярии) в Риме - одно из выдающихся дворцовых зданий-представляет собой огромный параллелепипед с двумя прямоугольными дворами, окруженными аркадами.
Гармоничная композиция фасадов развивает принципы, заложенные в палаццо Руччелаи, однако общий ритмический строй создает более сложный и торжественный образ.
Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Большое значение приобрели в композиции ритмично расположенные
пластические акценты, создаваемые крупными проемами и обрамляющими их
наличниками. Еще более четким стал ритм горизонтальных членений.
Среди культовых построек
Браманте выделяется небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио, называемая
Темпьетто (1502 г.) - здание, находящееся внутри довольно тесного двора, который предполагалось обнести круговой в плане
аркадой на колоннах. Часовня представляет купольную
ротонду, окруженную римско-дорической колоннадой. Здание отличается совершенством пропорций, ордер трактован строго и конструктивно. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Контраст между монолитным ядром ротонды и колоннадой, между гладью стены и пластикой глубоких
ниш и
пилястр подчеркивает выразительность композиции, полной гармонии и завершенности. Несмотря на малые размеры, Темпьетто производит впечатление монументальности. Уже современниками Браманте эта постройка признавалась одним из шедевров архитектуры.
Будучи главным архитектором при дворе
папы Юлия II, Браманте с 1505 г. ведет работы по перестройке
Ватикана. Был задуман грандиозный комплекс парадных зданий и расположенных в разных уровнях торжественных дворов, подчиненных единой оси, замыкаемой величественной
экседрой Бельведера. В этом, по существу первом столь грандиозном по замыслу, ансамбле Возрождения были мастерски использованы композиционные приемы
древнеримских форумов. Папская резиденция должна была связаться с другим грандиознейшим сооружением Рима -
собором Петра, для возведения которого был также принят проект
Браманте. Совершенство центрической композиции и грандиозный размах проекта
собора св. Петра Браманте дает основание считать это произведение вершиной развития архитектуры Возрождения. Однако проекту не было суждено осуществиться в натуре: при жизни Браманте было только начато строительство собора, которое с 1546 г., спустя 32 года после смерти зодчего, было передано
Микеланджело, который возвел основную часть здания.
В конкурсе на проект собора Петра, а также в строительстве и росписях сооружений Ватикана совместно с Браманте принимал участие великий художник и архитектор
Рафаэль Санти, построивший и расписавший знаменитые лоджии Ватикана, получившие его имя
("лоджии Рафаэля"), а также ряд замечательных сооружений как в самом Риме, так и вне его (постройка и роспись
виллы Мадама в
Риме,
палаццо Пандольфини во
Флоренции и др.).
Одному из лучших учеников Браманте - архитектору
Антонио да Сангалло младшему - принадлежит проект
палаццо Фарнезе в
Риме, в известной степени завершивший собой эволюцию ренессансного дворца. В разработке его фасада отсутствуют традиционная
рустовка и вертикальные членения. На гладкой, оштукатуренной по кирпичу поверхн/зсти стены четко выделяются широкие, идущие по всему фасаду
горизонтальные пояса; как бы опираясь на них, размещены окна с рельефными наличниками в форме античной "
эдикулы". Окна первого этажа, в отличие от флорентийских дворцов, имеют такие же размеры, как и окна верхних этажей.
Здание освободилось от крепостной замкнутости, еще присущей дворцам Раннего Возрождения. В противоположность дворцам XV в., где внутренний двор окружался легкими арочными галереями на колоннах, здесь появляется
монументальная ордерная аркада с полуколоннами. Ордер галереи несколько утяжеляется, приобретая черты торжественности и представительности. Узкий проезд между двором и улицей заменен открытым
"вестибюлем", раскрывающим перспективу на парадный двор.
Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в. В это время в Италии продолжался экономический спад. Усилилась роль феодально-дворянского сословия и церковно-католических организаций. Для борьбы с реформацией и всякими проявлениями антирелигиозного духа была учреждена
инквизиция. В этих условиях гуманисты начали испытывать гонения. Значительная часть их, преследуемая инквизицией, переселяется в северные города Италии, особенно в
Венецию, сохранявшую еще права самостоятельной республики, где влияние религиозной контрреформации было не столь сильным. В связи с этим в период
Позднего Возрождения наиболее яркими были
две школы -
римская и
венецианская. В Риме, где идейное давление контрреформации сильно повлияло на характер архитектуры, наряду с развитием принципов Высокого Возрождения наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения ясности форм, масштабности и тектоничности. В
Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась
классическая основа архитектурной композиции.
Первая школа закладывала основы творческой манеры, ведущей к архитектуре барокко; вторая, в значительной степени развивая традиции Высокого Возрождения, подготавливала в последующем формирование архитектуры классицизма.
Ярким представителем
римской школы был великий
Микеланджело Буонарроти ,(1475-1564). В его архитектурных произведениях заложены основы нового понимания формы, отличающейся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в
Риме и
Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому соответствовало подчеркнутое
выявление пластичности форм и их напряженной динамики. Ордер у Микеланджело часто терял тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своими масштабом и пластикой. Смело нарушив привычные для Возрождения архитектурные принципы, Микеланджело в известной мере явился основоположником творческой манеры, впоследствии подхваченной в архитектуре итальянского барокко.
К крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка
собора Петра в Риме . Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу
Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, опоры и стены сделал более массивными, а с восточного фасада
добавил
портик с торжественной
колоннадой. В объемно-пространственной композиции спокойное равновесие и соподчиненность пространств проекта Браманте претворены в подчеркнутое господство основного купола и подкупольного пространства. В композиции фасадов ясность и простота сменились более сложной и крупной пластикой форм, стены расчленены уступами и пилястрами
большого коринфского ордера с мощным
антаблементом и высоким
аттиком; между
пилястрами помещены как бы затесненные в простенках оконные проемы
ниши и различные декоративные элементы (
карнизы,
пояски,
сандрики,
статуи и т. п.), придающие стенам почти скульптурную пластичность.
В композиции
капеллы Медичи в церкви Сан Лоренцо во
Флоренции (с 1520 г.) выполненные Микеланджело
интерьер и скульптуры слились в единое целое. Скульптурные и архитектурные формы полны внутреннего напряжения и драматизма. Их острая эмоциональная выразительность преобладает над тектонической основой, ордер трактуется как элемент общего в основе своей скульптурного замысла художника.
Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также
Виньола - автор трактата
"Правило пяти ордеров архитектуры". Наиболее значительными его произведениями считаются
замок Капрарола и
вилла папы Юлия III . В период Возрождения тип
виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в. это была загородная
усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. К концу XV в. вилла становится местом загородного отдыха богатых горожан (
вилла Медичи около
Флоренции), а с XVI в. она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства. Вилла теряет интимность и приобретает характер парадного фронтально-осевого сооружения, раскрытого к окружающей природе.
Выдающимися мастерами венецианской школы
позднего Возрождения были
Сансовино, построивший в
Венеции здание
Библиотеки Сан-Марко (начато в 1536 г.) - важный компонент замечательного ансамбля венецианского центра, и наиболее яркий представитель классической школы Возрождения - архитектор
Палладио.
Деятельность
Андреа Палладио (1508-1580) протекала в основном в г.
Виченце, недалеко от Венеции, где он строил дворцовые сооружения и
виллы, а также в Венеции, где он построил в основном церковные здания. Его творчество в ряде построек явилось реакцией на антиклассические тенденции позднего Возрождения. Стремясь сохранить чистоту классических принципов, Палладио опирается на богатый опыт, приобретенный им в процессе изучения античного наследия. Он пытается возродить не только ордерные формы, но целые элементы и даже типы зданий
античного периода. Конструктивно правдивый ордерный
портик становится главной темой многих его произведений.
В
вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551 г.), мастер достиг исключительной целостности и гармоничности композиции. Расположенные на холме и хорошо видные издали четыре фасада виллы с портиками со всех сторон вместе с куполом составляют четкую
центрическую композицию.
В центре находится
круглый купольный зал, из которого ведут выходы под портики. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. В центрической композиции нашли отражение общие стремления зодчих Возрождения к абсолютной законченности композиции, ясности и геометрич-ности форм, гармонической связи отдельных частей с целым и органическому слиянию здания с природой.
Но эта "идеальная" схема композиции осталась единичной. В реальном строительстве многочисленных вилл Палладио большее внимание уделял так называемой
трехчастной схеме, состоящей из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных
галерей, служащих для связи со службами
усадьбы и организующих парадный двор перед
фасадом виллы. Именно эта. схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.
В противоположность свободному развитию объемов загородных вилл,
городские дворцы Палладио обычно имеют строгую и лаконичную композицию с крупномасштабным и монументальным главным фасадом. Архитектор широко пользуется большим ордером, трактуя его как своеобразную систему "колонна-стена". Яркий пример -
палаццо Капитанио (1576 г.), стены которого обработаны колоннами большого композитного ордера с мощным, раскрепованным
антаблементом. Верхний этаж, трактованный в виде надстройки (аттикового этажа), придал зданию завершенность.
Палладио также широко использовал в своих городских дворцах двухъярусное расчленение фасадов ордерами, а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже - прием, впервые примененный
Браманте и в последующем широко распространенный в архитектуре классицизма.