архитектура и строительство

Интерьер и предметы внутреннего убранства

Увеличение размеров зданий и усложнение их функций в готическое время непосредственно сказывается на их интерьерах. В замках, например, помимо донжона появляются значительные пристройки - жилые корпуса, капеллы и другие. То же самое наблюдается и в городских постройках.

Активную роль в готическом интерьере играют перекрытия - гуртовые своды или в других случаях - массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и второстепенными балками.

Окна в готических общественных и жилых зданиях становятся больше, они приобретают, так же как и в церквах, витражный характер. Оконные переплеты и цветное остекление придавали внутренним помещениям совершенно особый характер. Размеры самих стекол также увеличиваются. Помимо соединения свинцовыми полосками, они непосредственно связываются с каменными оконными переплетами. Цветная прозрачная мозаика явно вытесняется живописью на стеклах.

Каменные плитные полы чаще всего настилались в шахматную доску, но иногда получали и другой сложно-сплетенный рисунок.

Важным элементом убранства интерьера общественных и жилых зданий являлся камин, завершавшийся обычно пирамидальным колпаком, достигавшим иногда уровня перекрытия. Отверстие его обрамлялось профилированными тягами. В верхней части камина и по его сторонам, в углах, делали полки, на которых ставилась посуда и другие предметы.

В готический период умножаются типы мебели, но главная роль по-прежнему принадлежала сундукам-кофрам, расставляемым вдоль стен; имея деревянные прямые спинки, последние играли роль скамей-диванов. Распространены были, помимо стульев, кресла - большие и жесткие, с прямыми высокими спинками, напоминающими скорее епископские троны, чем обычные сиденья. Видное место в богатых домах занимали в спальнях широкие кровати, размещавшиеся на возвышении, имевшие по углам четыре профилированные колонки, поддерживавшие плоский балдахин, окаймленный тканью с фестонами или оборкой. Иногда балдахин приобретал более сложную форму типа конического очертания шатра.

Появляются большие и тяжелые шкафы, буфеты для посуды, "этажерки" с полками и ширмы - особенно в спальнях.

Столы продолжают сохранять свои прежние романские формы. Наряду с небольшими применялись и столы значительной протяженности, использовавшиеся для трапез и пиров.

Для готической мебели характерно многообразное применение резьбы, тонкой, большей частью рельефной, иногда прорезной, с использованием мотивов, типичных для архитектуры этого времени - стрельчатых арочек, образующих аркады, сплетающихся между собой или наложенных друг на друга. Усложняясь в рисунке, эта резьба переходит в своеобразную фактуру, покрывавшую всю поверхность шкафа, сундука или спинки кресла.

В убранстве интерьеров особое значение приобретают ткани. Декоративное решение некоторых интерьеров, судя по иконографическим материалам, было основано больше на драпировках, чем на мебели. Стены жилых помещений в отдельных случаях целиком обтягивались цветной материей, например, темно-зеленым или малиновым бархатом, а также сукном.

С середины XIV века начинают вырабатываться тканые ковры - шпалеры с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. На этих коврах, развешиваемых по стенам, так же как и на фресковых росписях (последние встречаются в светских зданиях относительно редко), изображались сцены исторического и легендарного характера - охоты, аллегории, гербы.

Ткани отепляли комнаты и смягчали "жесткость" их каменной архитектуры. Материи употреблялись также в виде скатертей на столах, для покрытия кроватей, многочисленных сундуков и сидений. Как и в романском интерьере, ткани употреблялись как местного производства, так и привозные, в том числе восточные. Получают распространение мягкие подушки, набрасываемые на кофры или укладываемые на кресла.

Определенную роль в готическом интерьере играла посуда - кувшины. подносы, блюда, кружки и т. д. Они выставлялись на столах, полках. Сосуды бывали металлические - медные, керамические, из цветного стекла. В формах сосудов также находили применение мотивы готической архитектуры - сплетение граней, плоскостей, линий. Характерны удлиненные горлышки кувшинов, тонкие изгибающиеся, извивающиеся ручки и т. п.

Исследователи, историки архитектуры и культуры испытывают в отношении готических интерьеров почти столь же большие сложности, как и в случаях "поисков" интерьеров романского периода. Подавляющее число подлинных отделок было утрачено или вследствие ликвидации, слома сооружений, или их основательной перестройки в позднейшие эпохи. Собственно же бытовое убранство, предметы культуры и искусства также, как правило, были уничтожены или перемещены. Следует учесть, что мебель и комнатное убранство в средневековое время применялись в очень ограниченном количестве. Поэтому в поисках интересных и характерных интерьеров приходится ограничиваться подбором "кусков" относительно близких к интересующему нас времени. В качестве примеров приводим изображение части Кавалерского зала в прославленном красотой и необычностью композиции средневековом монастыре Мон-Сен-Мишель на океанском побережье Западной Франции и фрагмент Зала гвардии в замке Нант на Луаре, также во Франции. В этих помещениях, непохожих друг на друга ни размерами, ни планами, ни деталями, присутствуют вместе с тем общие начала, и главным из них является обнаженная каменная конструкция и система опор в виде колонок с опирающимися на них сводами, травеи которых очерчены нервюрами.

Положение тех, кто изучает готические интерьеры, облегчается наличием иконографических материалов в виде миниатюр и картин мастеров XIII-XV веков, на которых можно различить характерные черты архитектурного и бытового порядка. На миниатюре работы Яна ван Эйка "Рождение св. Иоанна" наблюдаем типичное для готических зданий витражного типа окно с частым остеклением на металлическом переплете, мебель: кровать под балдахином, открытый простейшей конструкции сундук, скамью, покрытую тканью, у задней стенки, с подушками на ней. полку с посудой над дверью и столик с сильно развитым подстольем, украшенным резьбой.

На другой миниатюре на ту же тему из цикла "История св. Елены" , помимо тех же предметов, видим камин, составлявший важнейший элемент тех или иных помещений, кресло, посуду. Характерна готическая "вязь", из переплетающихся арочек - резной орнамент на высокой спинке кровати.

Много важных и существенных деталей можно обнаружить на миниатюре XV века, изображающей "Свадебный пир" : и структуру помещения с балконом для оркестрантов, и столы, за которыми сидят участники торжества, и высокий дрессуар с расставленной посудой, и многое другое. Следует обратить внимание на настил пола. включающий орнаментальные построения, и рисунок скатертей, и, разумеется, на костюмы присутствующих особ.

Готический орнамент был многообразен. Продолжают использоваться преобразованные античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки. сферических треугольников и четырехугольников, чрезвычайно широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментики той эпохи - листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получаст мотив трилистника и двулистника. Позднее используются.формы колючих растений - терновника, чертополоха, папоротника и других. Из них составлялись фризы, они же употреблялись и для прорисовки архитектурных наверший - флеронов. В более позднее время при изображении растений мастера доходили до натуралистического их воспроизведения, отдавая предпочтение засушенным и искусственно сломанным формам. В орнаментацию нередко вплетаются изображения животных и людей. Будучи выполнены в камне, в архитектурных сооружениях орнаментальные формы приобретают исключительную тонкость, доходящую до предела в поздней готике.

Те же орнаментальные формы и мотивы использовались также и при изготовлении тканей и в вышивках.

Поскольку архитектурные и орнаментальные мотивы вводились в предметы прикладного искусства, для их изучения можно пользоваться изделиями мебели, реликвариями и другими вещами. В этом отношении большой материал дает, в частности, уникальная дарохранительница - рака св. Урсулы с росписью работы Г. Мемлинга. относящаяся к концу XV века.

Готическая архитектура как высший этап западноевропейской архитектуры раннего средневековья сложилась в логичную, хорошо конструктивно обоснованную систему, обязанную своим успешным развитием высокому уровню ремесленной техники. Совершенство ремесленного мастерства и позволило создавать такие грандиозные сооружения, как городские соборы, ратуши и другие здания. Эта техника и это мастерство в значительной степени облегчили в последующий период становление архитектуры и художественной культуры Ренессанса.


Как быстро построить производственное помещение или складСовременные технологии позволяют построить помещения большой площади за короткий срок....
Профессиональные мастера решат все бытовые сложностиПочему вызвать мастера на дом намного лучше, чем заниматься ремонтными...
Выбираем мебель для спальниСпальная комната была, есть и будет наиболее интимным местом для...
Бани и сауны в квартиреДалеко не все имеют возможность потроить настоящую баню на загороднем...
Сухой пиломатериал: практичность и надежность Что собой представляет самый обычный пиломатериал? Это продукт из древесины,...