Увеличение размеров зданий и усложнение их функций в готическое время непосредственно сказывается на их интерьерах. В замках, например, помимо
донжона появляются значительные пристройки - жилые корпуса,
капеллы и другие. То же самое наблюдается и в городских постройках.
Активную роль в готическом интерьере играют
перекрытия -
гуртовые своды или в других случаях - массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и второстепенными балками.
Окна в готических общественных и жилых зданиях становятся больше, они приобретают, так же как и в церквах,
витражный характер. Оконные переплеты и цветное остекление придавали внутренним помещениям совершенно особый характер. Размеры самих стекол также увеличиваются. Помимо соединения свинцовыми полосками, они непосредственно связываются с каменными оконными переплетами. Цветная прозрачная мозаика явно вытесняется
живописью на стеклах.
Каменные плитные полы чаще всего настилались
в шахматную доску, но иногда получали и другой сложно-сплетенный рисунок.
Важным элементом убранства интерьера общественных и жилых зданий являлся
камин, завершавшийся обычно пирамидальным колпаком, достигавшим иногда уровня перекрытия. Отверстие его обрамлялось профилированными тягами. В верхней части камина и по его сторонам, в углах, делали
полки, на которых ставилась посуда и другие предметы.
В готический период умножаются типы мебели, но главная роль по-прежнему принадлежала
сундукам-кофрам, расставляемым вдоль стен; имея деревянные прямые спинки, последние играли роль
скамей-диванов. Распространены были, помимо стульев,
кресла - большие и жесткие, с прямыми высокими спинками, напоминающими скорее епископские троны, чем обычные сиденья. Видное место в богатых домах занимали в спальнях
широкие кровати, размещавшиеся на возвышении, имевшие по углам четыре профилированные колонки, поддерживавшие плоский
балдахин, окаймленный тканью с
фестонами или оборкой. Иногда балдахин приобретал более сложную форму типа конического очертания
шатра.
Появляются большие и тяжелые
шкафы,
буфеты для посуды,
"этажерки" с полками и
ширмы - особенно в спальнях.
Столы продолжают сохранять свои прежние романские формы. Наряду с небольшими применялись и столы значительной протяженности, использовавшиеся для трапез и пиров.
Для готической мебели характерно многообразное применение
резьбы, тонкой, большей частью рельефной, иногда прорезной, с использованием мотивов, типичных для архитектуры этого времени -
стрельчатых арочек, образующих
аркады, сплетающихся между собой или наложенных друг на друга. Усложняясь в рисунке, эта резьба переходит в своеобразную фактуру, покрывавшую всю поверхность шкафа, сундука или спинки кресла.
В убранстве интерьеров особое значение приобретают
ткани. Декоративное решение некоторых интерьеров, судя по иконографическим материалам, было основано больше на
драпировках, чем на мебели. Стены жилых помещений в отдельных случаях целиком обтягивались цветной материей, например, темно-зеленым или малиновым бархатом, а также сукном.
С середины XIV века начинают вырабатываться тканые ковры -
шпалеры с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. На этих коврах, развешиваемых по стенам, так же как и на
фресковых росписях (последние встречаются в светских зданиях относительно редко), изображались сцены исторического и легендарного характера - охоты, аллегории, гербы.
Ткани отепляли комнаты и смягчали "жесткость" их каменной архитектуры. Материи употреблялись также в виде
скатертей на столах, для покрытия кроватей, многочисленных сундуков и сидений. Как и в романском интерьере, ткани употреблялись как местного производства, так и привозные, в том числе восточные. Получают распространение
мягкие подушки, набрасываемые на кофры или укладываемые на кресла.
Определенную роль в готическом интерьере играла
посуда - кувшины. подносы, блюда, кружки и т. д. Они выставлялись на столах, полках. Сосуды бывали
металлические - медные,
керамические,
из цветного стекла. В формах сосудов также находили применение мотивы готической архитектуры - сплетение граней, плоскостей, линий. Характерны удлиненные горлышки кувшинов, тонкие изгибающиеся, извивающиеся ручки и т. п.
Исследователи, историки архитектуры и культуры испытывают в отношении готических интерьеров почти столь же большие сложности, как и в случаях "поисков" интерьеров романского периода. Подавляющее число подлинных отделок было утрачено или вследствие ликвидации, слома сооружений, или их основательной перестройки в позднейшие эпохи. Собственно же бытовое убранство, предметы культуры и искусства также, как правило, были уничтожены или перемещены. Следует учесть, что мебель и комнатное убранство в средневековое время применялись в очень ограниченном количестве. Поэтому в поисках интересных и характерных интерьеров приходится ограничиваться подбором "кусков" относительно близких к интересующему нас времени. В качестве примеров приводим изображение части Кавалерского зала в прославленном красотой и необычностью композиции средневековом
монастыре Мон-Сен-Мишель на океанском побережье Западной Франции и фрагмент Зала гвардии в
замке Нант на Луаре, также во Франции. В этих помещениях, непохожих друг на друга ни размерами, ни планами, ни деталями, присутствуют вместе с тем общие начала, и главным из них является
обнаженная каменная конструкция и система опор в виде колонок с опирающимися на них сводами,
травеи которых очерчены
нервюрами.
Положение тех, кто изучает готические интерьеры, облегчается наличием иконографических материалов в виде
миниатюр и
картин мастеров XIII-XV веков, на которых можно различить характерные черты архитектурного и бытового порядка. На миниатюре работы
Яна ван Эйка "Рождение св. Иоанна" наблюдаем типичное для готических зданий
витражного типа окно с частым остеклением на металлическом переплете, мебель: кровать под балдахином, открытый простейшей конструкции сундук, скамью, покрытую тканью, у задней стенки, с подушками на ней. полку с посудой над дверью и столик с сильно развитым подстольем, украшенным резьбой.
На другой миниатюре на ту же тему из цикла
"История св. Елены" , помимо тех же предметов, видим
камин, составлявший важнейший элемент тех или иных помещений, кресло, посуду. Характерна
готическая "вязь", из переплетающихся арочек - резной орнамент на высокой спинке кровати.
Много важных и существенных деталей можно обнаружить на миниатюре XV века, изображающей
"Свадебный пир" : и структуру помещения с
балконом для оркестрантов, и столы, за которыми сидят участники торжества, и высокий
дрессуар с расставленной посудой, и многое другое. Следует обратить внимание на
настил пола. включающий орнаментальные построения, и рисунок скатертей, и, разумеется, на костюмы присутствующих особ.
Готический орнамент был многообразен. Продолжают использоваться преобразованные
античные и византийские мотивы, но наряду с ними явно преобладают новые темы. Помимо геометрических орнаментальных построений и воспроизведения формы стрельчатой арки. сферических треугольников и четырехугольников, чрезвычайно широко применяются
растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментики той эпохи - листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получаст
мотив трилистника и двулистника. Позднее используются.формы колючих растений - терновника, чертополоха, папоротника и других. Из них составлялись
фризы, они же употреблялись и для прорисовки архитектурных наверший -
флеронов. В более позднее время при изображении растений мастера доходили до натуралистического их воспроизведения, отдавая предпочтение засушенным и искусственно сломанным формам. В орнаментацию нередко вплетаются
изображения животных и людей. Будучи выполнены в камне, в архитектурных сооружениях орнаментальные формы приобретают исключительную тонкость, доходящую до предела в поздней готике.
Те же орнаментальные формы и мотивы использовались также и при изготовлении тканей и в вышивках.
Поскольку архитектурные и орнаментальные мотивы вводились в предметы прикладного искусства, для их изучения можно пользоваться изделиями мебели, реликвариями и другими вещами. В этом отношении большой материал дает, в частности, уникальная дарохранительница -
рака св. Урсулы с росписью работы
Г. Мемлинга. относящаяся к концу XV века.
Готическая архитектура как высший этап западноевропейской архитектуры раннего средневековья сложилась в логичную, хорошо конструктивно обоснованную систему, обязанную своим успешным развитием высокому уровню ремесленной техники. Совершенство ремесленного мастерства и позволило создавать такие грандиозные сооружения, как городские соборы, ратуши и другие здания. Эта техника и это мастерство в значительной степени облегчили в последующий период становление архитектуры и художественной культуры Ренессанса.