архитектура и строительство

Своевременный ремонт трещин - продление жизни дороги часть 2.

Рисунок|Машина для разделки трещин модели CRF - 60 успешно использовалась при проведении этих работ на МКАД.

Для разделки трещин в асфальто- и цементо-бетонных покрытиях предназначено также оборудование фирмы "Grim". Машина в процессе работы передвигается вручную, производя разделку трещины алмазным инструментом. На ее раме штатно устанавливается пылесос типа циклон для удаления пыли из зоны резания. Так же, как и на машине фирмы "Cedima" имеется ручной рычаг для быстрого вывода режущего инструмента с целью предохранения его от поломок.

Аналогичные машин для разделки трещин, использующие алмазный инструмент, выпускает фирма "Stow". Модели машин RCC 130H и С-10, отличающиеся легкостью управления и хорошей маневренностью могут быть использованы для фрезерования любых криволинейных трещин.

Машина модели FF6-SF для разделки трещин фирмы "Breining" имеет существенные отличия от аналогичных машин упоминавшихся ранее фирм, основным из которых является тип используемого режущего инструмента-фрезы с твердым сплавом. Опыт эксплуатации машин для разделки трещин, оснащенных фрезами, имеющими режущую часть из твердого сплава, показал их ограниченную пригодность в российских условиях. В отличие от алмазной резки, когда щебень в асфальто-бетонном покрытии разрезается, при фрезеровании твердым сплавом происходит дробление крупных зерен щебня.

При этом, в случае использования для устройства покрытия асфальто-бетонной смеси с крупным заполнителем фракцией 20 мм и более, происходит вырывание крупных частиц щебня из кромки разделываемой трещины и, в целом, уменьшение прочности покрытия в зоне трещины. Оборудование с твердым сплавом целесообразно применять при разделке трещин в асфальто-бетоне с максимальной крупностью заполнителя 10 мм и менее. Вторым существенным отличием машины FF6-SF является наличие гидравлического привода режущего инструмента. Выхлопная труба дизельного двигателя, установленного на раме машины, смонтирована таким образом, чтобы отходящие газы были направлены в зону работы фрезы для удаления из разделываемой трещины продуктов резания. Следует также отметить, что режущий инструмент на машине расположен в передней ее части, а управляющий ею оператор находится сзади, что ограничивает обзор зоны производства работ.

Машина для разделки трещин модели РС-200 фирмы "Crafco" отличается конструкцией режущего узла, с помощью которого фреза точно повторяет конфигурацию трещины, какой бы извилистой она ни была. В качестве режущего инструмента на машине используются фрезы с твердым сплавом, которые могут разделывать трещины как в асфальто-бетонных, так и в цементо-бетонных покрытиях. Привод шпинделя, на котором монтируется режущая фреза, осуществляется от бензинового 2-цилиндрового двигателя через клиноременную передачу. В отличие от большинства машин, где заглубление режущего инструмента производится механическим способом, на модели РС-200 имеется электрогидравлический привод установки глубины резания. Машина обладает высокой производительностью, которая, в зависимости от глубины и ширины обработки, а также обрабатываемого материала, находится в пределах 300-600 м/час.

Машины, выпускаемые фирмами "Schafer" и "Strassmayr", имеют привод хода, и также в качестве инструмента на них используются фрезы с твердым сплавом. Особенностью твердосплавного инструмента является возможность его затачивания, если он затупился в процессе работы. Самоходные машины моделей S-FF12, S-FF19 и S -FF27 обладают высокой производительностью. Гидравлический привод ходовой части позволяет машине модели S-FF12 передвигаться со скоростью до 5 км/час, машинам S-FF19 и S-FF27 - до 7,0 км/час. При этом разделка трещин производится на скоростях 3-8 м/мин. Даже на таких высоких скоростях из-за хорошей маневренности, обеспеченной системой управления, машина при работе точно повторяет все изгибы даже самой криволинейной трещины. Рабочее место оператора находится непосредственно на самой машине, и с него обеспечивается очень хорошая обзорность зоны резания. Кроме того, из-за относительно большой массы на этих машинах наблюдается достаточно малая вибрация, присущая основной массе машин использующих твердосплавный инструмент.

В случае когда необходимо произвести санацию достаточно широких и сильно загрязненных трещин, их очистку обычно производят механическими щетками. Такие щетки моделей FB 16 и HP 16 выпускают соответственно фирмы "Breining" и "Schafer". В качестве рабочего инструмента используется диск с металлическим ворсом диаметром 300 мм и толщиной 6, 8, 10 или 12 мм, в зависимости от ширины трещины толщина рабочего органа на 2-4 мм должна быть меньше ширины очищаемой трещины.

Привод рабочего органа осуществляется от бензинового или дизельного двигателя мощностью 12 кВт. Управление механической щеткой осуществляется вручную. Следует отметить, что механическая щетка в первую очередь предназначена для прочистки швов в цементо-бетонных покрытиях, однако ее эффективность при очистке относительно прямолинейных широких трещин в асфальто-бетоне не раз подтверждена на практике.

Качества герметизации трещин в асфальто-бетонных покрытиях невозможно добиться без выполнения технологических операций их просушки и прогрева. Практически все производители оборудования для санации трещин выпускают так называемые газогенераторные установки. Название этих установок может быть различное, например, HOT-DOG - у фирмы "Breining", Fugenwolf - у фирмы "Schafer" или "тепловое копье" у других фирм, но принцип работы в основном один. Он основан на подаче под большим давлением горячего сжатого воздуха в полость трещины. Сжатый воздух от компрессора производительностью 2,5 - 5,0 м2/мин с давлением 3,5 -12 кг/см2 смешивается с природным газом и в виде газо-воздушной смеси поступает в камеру сгорания, где поджигается. Нагретый до температуры 200-1300°С воздух через форсунку со скоростью 400-600 м/сек подается в зону обрабатываемой трещины. Расход газа при этом составляет 3-6 кг/час. Высокоскоростной поток сжатого воздуха, кроме прогрева, эффективно очищает полость самой трещины, а также вырывает отдельные разрушенные частицы покрытия из зоны прилегающей к трещине.

Однако многие организации, занимающиеся ремонтом трещин, не имеют подобных газогенераторных установок и осуществляют просушку и прогрев трещины горелками с открытым пламенем. Это приводит к интенсивному старению и выгоранию вяжущего, в результате - ускоренное разрушение асфальто-бетонного покрытия в зоне трещины.

Обычно заливка трещины герметиком осуществляется сверху вниз, так как сопло заливщика невозможно глубоко погрузить в паз трещины или до дна отфрезерованной камеры. При этом, если предварительно не произведен прогрев стенок трещины, происходит быстрое охлаждение герметика в полости трещины, что приводит к образованию пробки, препятствующей проникновению мастики на требуемую глубину, и в дальнейшем, в процессе эксплуатации, отрицательно сказывается на работе герметика.

Все упоминавшееся ранее оборудование занимает важное место в реализации технологического процесса ремонта трещин, однако все оно относится к оборудованию для проведения подготовительных работ, основными же являются различные модели заливщиков швов. Современные заливщики в общем виде представляют собой обогреваемый бак, установленный на раме оснащенной колесным ходом. Обогрев может осуществляться за счет масляного теплоносителя, газом или горелкой с дизельным топливом. Герметизирующий материал загружается в бак, где нагревается до рабочей температуры, а затем с помощью насоса по термостойким шлангам подается в подготовленную трещину. Равномерность нагрева герметика имеет очень важное значение, так как, например, для битумно-полимерной мастики нагрев до 200°С может привести к ее термическому разрушению.

Автор: Коган Р.А., заместитель директора Союздорнии, Гопин О.Б., заведующий лабораторией Союздорнии

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.






Правила ландшафтного дизайнаОгромное значение имеет художественное оформление ландшафта. Сводится оно обычно к...
Пункты приема металлоломаСдача металлолома в настоящее время превратилась в неплохой вид заработка. ...
Кто на самом деле дом построилВ городах растут новые жилые кварталы, строят дороги, мосты, транспортные...
Устройства цифрового видеонаблюденияДля того, что бы организовать простую систему видеонаблюдения на сегодняшний...
Прогнозы состояния рынка автострахования на 2011 годне обойдется без повышения тарифов, причем тут эксперты называют цифры...
Rambler's Top100