архитектура и строительство

Ремонт и содержание цементо-бетонных покрытий автомобильных дорог часть 2.

Дорога|Использование обычных бетонных смесей и мелкозернистого торкетбетонна не обеспечивает необходимой долговечности ремонтного слоя, требует достаточно длительного закрытия движения на ремонтируемых участках.

Тонкий слой асфальто-бетона наименее долговечен при ремонте поверхности жестких покрытий. При этом резко ухудшается внешний вид цементобетонного покрытия.

Использование мастик для устранения шелушения бетона создает иллюзию благополучного состояния покрытия. Концентрация влаги на контакте слоев мастики и бетона ускоряет процесс разрушения поверхности бетона при его замерзании.

При глубине шелушения до 10 мм применяют предварительное выравнивание поверхности покрытия путем его фрезерования, а затем укрепление бетона гидрофобизирующим составом с помощью пропитки. Для фрезерования поверхности покрытия используют специальные мощные машины, рабочий орган которых - вал с набором алмазных дисков общей шириной 0,6-0,15м. Алмазные диски срезают неровности без разрушения микроструктуры остающегося бетона. Данная технология служит не только для устранения неровностей покрытия, но и связана также с повышением степени безопасности движения в результате увеличения сцепления колес с бетонным покрытием.

Интересен способ ремонта поверхностного слоя бетонных покрытий с использованием порошкообразных полимеров, которые способны расплавляться под действием высокой температуры и образовывать пленочные покрытия при последующем остывании. В этом состоит принципиальное отличие способов их нанесения от традиционной технологии устройства покрытий из полимерных материалов. Одним из широко распространенных аморфных порошкообразных полимеров является поливинилбутираль (ПВБ).

Введение в состав порошкообразных полимерных материалов наполнителя и его взаимодействие с расплавом полимера оказывают существенное влияние на процесс формирования и свойства покрытия.

Основной технологической операцией при устройстве покрытий на основе поливинил-бутираля является нагрев. Соблюдение оптимальных температурно-временных условий нагрева полиминеральных композиций позволяет получить покрытие с наиболее высокими физико-механическими свойствами.

Технология ремонта состоит из следующих операций: очистка поверхности от разрушенного бетона, промывка и просушивание ремонтируемого участка; приготовление и распределение сухой смеси, состоящей из ПВБ и кварцевого песка; нагрев слоя полимер-минеральной композиции установкой инфракрасного излучения в соответствии с рекомендуемыми параметрами; твердение ремонтного покрытия в естественных условиях.

В связи с быстрым формированием покрытия открывать движение транспортных средств по отремонтированному участку возможно через 2-3 часа.

Для ремонта мест глубокого шелушения, сколов и выбоин цементо-бетонных покрытий в настоящее время широко применяют быстротвердеющие высокопрочные бетоны. ЗАО "Ирмаст-Холдинг" организовало в России по лицензии фирмы "MACspa" (Италия) производство сухих бетонных смесей серии Emaco, представляющих собой смеси подобранного состава, приготовленных на основе специальных цементов нормированного минерального состава, фракционированного инертного заполнителя, композиционной минерально-химической добавки и полимерного или металлического фиброна-полнителя. Для получения бетона на месте укладки добавляют лишь воду. Из отечественных аналогов известны сухие бетонные смеси РМ-26Ф (ТУ 5715-001-07805066), Барс, НПО "Прогресстех" (ТУ 5870-001-11430927-99).

Некачественный уход за бетоном и ряд других факторов вызывают появление усадочных трещин на поверхности покрытий. Разработана технология устранения усадочных трещин с применением цементноводных суспензий. Приготавливают суспензию в высокооборотном смесителе (3000-7000 об/мин) с использованием особо тонкодисперсных цементов - Интрацен, Microdur или Spinor - при водоцементном отношении 0,5-0,7 с добавлением суперпластификатора. После перемешивания в течение 1...3 мин суспензия приобретает очень высокую пенетрационную способность. С помощью щеток её наносят и втирают на обрабатываемую поверхность до прекращения впитывания в бетон. Затем осуществляют уход за поверхностью покрытия с использованием известных пленкообразующих материалов. При устранении усадочных трещин, непосредственно после их появления, достигается набольший эффект.

Для повышения стойкости поверхностного слоя бетона к эксплуатационным и природно-климатическим воздействиям в мировой практике находит широкое применение обработка покрытий пропиточными укрепляющими составами. Проникая в поверхностный слой цементо-бетона, они образуют в порах и капиллярах бетона труднорастворимые в воде соединения, что способствует упрочнению структуры цементо-бетона, повышению морозостойкости и износоустойчивости покрытия. Из наиболее известных пропиточных составов следует отметить материал Burke-o-Lith (США), представляющий собой раствор фторсиликата натрия или цинка в воде. Из отечественных материалов для пропитки поверхностного слоя бетона применяют 15-25%-ные растворы нефтеполимерной стирольноинденовой смолы СИС и нефтеполимерной лакокрасочной смолы НЛС в органическом растворителе сольвенте.

В настоящее время накопился положительный опыт длительной эксплуатации цементо-бетонных покрытий автомобильных дорог в различных странах мира за счет проведения восстановительных ремонтов. При этом широко применяют высококачественные ремонтные и герметизирующие материалы, современные технологии ремонта, высокопроизводительные машины и механизмы. Сегодня мы располагаем всем необходимым, для того чтобы реально уйти от сложившейся и не совсем удачной практики перекрытия цементо-бетонных покры тий слоями асфальто-бетона, не использовав при этом весь ресурс бетона как высокопрочного и долговечного дорожно-строительного материала.

Внедрение современных способов ремонта позволит значительно продлить срок службы цементо-бетонных покрытий и повысить эффективность их эксплуатации на дорогах России с тяжелым и интенсивным движением.

Автор: УшаковВ.В., д.т.н., профессор (МАДИ-ГТУ), член-корреспондент РАЕН

Источник: Журнал "Строительная техника и технологии" N4 2002г.






Керамическая плитка для кухни - уют, комфорт и безопасность В отличие от кафеля для ванной, керамическая плитка для кухни...
Умная защита: специфические свойства охранной системыСистема безопасности умного дома может строиться на самых различных принципах....
В мысли о ремонте - с головой?На днях я встретил в метро одного давнего знакомого. Раньше...
дом из бруса бани из брусаПриняв решение о строительстве дома, каждый хочет, чтоб этот дом...
Rambler's Top100