архитектура и строительство

Новые подходы к экспертизе проектов

Проект|От качества проектов решающим образом зависят эффективность использования вкладываемых в строительство средств и ресурсов, инвестиционная активность заказчиков, строительная и эксплуатационная надежность объектов, их архитектурная выразительность, решение социальных, экологических и других проблем. Главгосэкспертиза России располагает заключениями по всем главным стройкам страны. Накопленный банк данных позволяет проводить ежегодный анализ положения дел в строительной отрасли, обобщать эти данные и вносить предложения по улучшению инвестиционного процесса. За счет уточнения обоснования инвестиций, совершенствования планировочных, конструктивных и инженерных решений эксперты снижают сметную стоимость строительства и расходы ресурсов в среднем на 10-15 процентов. Экспертная деятельность дает возможность держать "руку на пульсе" как в проектном деле, так и непосредственно в сфере строительства. Именно эта форма работы позволяет ощутить устарелость и отставание от жизни действующего законодательства, норм, правил и инструкций, заставляет поднимать вопросы установления единых и четких правил поведения.

За последние 10 лет значительно усложнилась процедура согласования, экспертизы и утверждения предпроектной и проектной документации, что отрицательно влияет на инвестиционный климат. Это нашло отражение в ежегодном послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации в июле 2000 года. Существовавший в СССР порядок предусматривал общий срок согласования и экспертизы документации не более трех месяцев, в том числе для согласования материалов заинтересованными организациями и органами государственного надзора был установлен срок в 15 дней. Оплата экспертизы ее заказчиком не производилась.

В девяностые годы были приняты федеральные законы, которые предопределили значительное увеличение числа органов по проведению государственной экспертизы проектной документации. Их число перевалило за десяток. Права проведения государственной экспертизы были предоставлены надзорным органам, которые ранее выдавали лишь технические условия на проектирование объекта. При этом каждая организация устанавливала свои условия и правила проведения экспертизы проектов, самостоятельно определяла объем документации, представляемой на проверку. Как правило, круг рассматриваемых ими вопросов выходил за рамки компетенции. определенные законом для того или иного органа. Кроме того, экспертиза стала проводиться на платной основе, стоимость которой каждый орган определял самостоятельно. В результате сложилась ситуация, когда инвестор вынужден был последовательно обращаться с проектной документацией почти в десяток экспертных органов, что увеличило сроки проведения экспертизы до 9-12 месяцев, при этом создались условия неконтролируемости в оценке стоимости этих работ. Все это вызвало справедливые нарекания инвесторов.

В целях изменения сложившейся ситуации принято новое "Положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации", подготовленное Госстроем России и утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года за N 1008. Указанное Положение содержит ряд позиций, предопределяющих принципиально новый подход к организации государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.

Во-первых, теперь четко определены организации, осуществляющие комплексную государственную экспертизу на федеральном и региональном уровнях. Конкретно обозначены органы специализированной экспертизы для проведения проверки соответствующих разделов проектно-сметной документации с целью исключения случаев рассмотрения одних и тех же вопросов и разделов различными экспертными органами. Оговорены условия, на которых будет проводиться государственная экспертиза организациями федеральных органов исполнительной власти (ведомственная экспертиза).

Во-вторых, разграничены полномочия по проведению экспертизы между федеральными, региональными и ведомственными органами экспертизы с определением конкретных видов градостроительной и проектной документации для каждого органа.

В-третьих, предусмотрено, что организация проведения государственной экспертизы будет осуществляться по принципу "одного окна".

Последнее означает, что инвестор для проведения государственной экспертизы проектной продукции обращается в один из специально уполномоченных органов. Такими органами Положением определены Главгосэкс-пертиза при Госстрое России (на федеральном уровне) и организации вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (на региональном уровне). Указанные органы, принимая документацию, освобождают инвестора от необходимости хождения по большому кругу многочисленных экспертиз. В этой же организации инвестор получает окончательное экспертное заключение по проектной документации. Орган, принимающий документацию на государственную экспертизу, определяет сроки и стоимость участия специализированных экспертиз в экспертных работах и готовит сводное экспертное заключение для инвестора с учетом заключений специализированной экспертизы (или с участием их специалистов) и других организаций, заинтересованных в реализации конкретного объекта экспертизы. При реализации этого принципа сроки экспертизы должны составить. как правило, три месяца при технически обоснованных единых расценках на экспертные работы.

Следует отметить, что принятое постановление Правительства Российской Федерации и утвержденное Положение - только начало совершенствования и упорядочения процесса экспертизы проектно-смет-ной документации. Необходимы новая единая для всех органов экспертизы Инструкция по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации. Положение об организациях государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации, совместные положения о разграничении функций по государственной экспертизе между Госстроем России и федеральными органами исполнительной власти, единые нормативы определения стоимости проведения экспертизы. Разработка этих документов уже осуществляется. На очереди подготовка предложений в Правительство Российской Федерации для внесения изменений в федеральные законы в части организации и проведения экспертизы. Все эти меры позволят в конечном итоге создать наиболее благоприятные условия для инвесторов.

Последние годы Главгосэкспертиза России настойчиво работает над внедрением конкурсной системы отбора и реализации идей, заимствованной из практики передовых строек Германии. Система конкурсов строится на анализе, обобщении результатов, отборе лучших решений, то есть всесторонней экспертизе. Блок конкурсов взаимосвязан с системой консультаций и контролем качества. Постоянно действует семинар по идеям проектов. Ведутся экспонирование и консультации по экологически чистым (здоровым) материалам и технологиям. Все это проходит на фоне постоянных обменов мнениями между специалистами и экспертами с привлечением общественности. Всесторонне апробированная идея перерастает в проект и дальше реализуется под тщательным надзором. На всех этапах конкурсного рассмотрения анализа, обобщения материалов и выводов участвует экспертиза. Таким образом, осуществляется экспертное сопровождение от зарождения идеи до ввода объекта в эксплуатацию.

В сочетании с эффективной системой управления такая организация дела позволяет получать хорошие результаты по заранее заданным высоким параметрам и оговоренному (закрепленному в договоре) качеству строительства. Такая форма работы осуществлялась через экспертное сопровождение проектов генпланов крупных городов, а также проектов строительства технически особо сложных объектов, в том числе: трубопроводной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума, комплекса сооружений защиты г. Санкт-Петербурга от наводнений, первой очереди метрополитена в г. Омске, отдельных сооружений газопровода Россия - Турция, объектов уничтожения химического оружия, первой очереди строительства комплекса зданий Большого театра России и ряда других объектов производственного назначения и социальной сферы.

За последние десять лет в строительной отрасли России произошли существенные изменения, связанные с пересмотром норм и подходов к проектированию. Значительно расширена номенклатура применяемых строими сборниками на строительные работы и на монтаж оборудования. Государственные элементные сметные нормы не содержат ценовых показателей, и по ним возможно составление смет ресурсным методом.

Ресурсный метод определения стоимости строительства получит приоритетное применение на отдельных видах строительства и комплексах работ, преимущественно с небольшой номенклатурой ресурсов. Ресурсные сметы (без тельных материалов, изделии и конструкций, строительной техники и оборудования, в том числе импортного производства. Изменились технология и организация строительного производства да и сама суть экономических отношений в строительстве. В этих условиях многие заложенные в сметных нормах и расценках 1984 и 1991 годов решения устарели, и определить реальную стоимость работ по ним уже не представляется возможным. Кроме того. на отдельные новые виды и комплексы работ вообще отсутствуют сметные нормы. Составители смет вынуждены заниматься компиляцией существующих норм и расценок, составлять не вполне обоснованные калькуляции. На этой почве экспертиза систематически констатирует отклонение стоимости строительства, как правило, в сторону завышения.

В соответствии с решениями Госстроя России в 2001 году инвестиционно-строительный комплекс должен перейти на новую сметно-нормативную базу и постепенно отказаться от использования устаревших сметных нормативов 1984 и 1991 годов. Первоочередным этапом является создание федеральных сметных нормативов - государственных элементных сметных норм и расценок, то есть нормативов, которые применимы на всей территории Российской Федерации всеми участниками инвестиционно-строительного процесса вне зависимости от форм собственности, источников финансирования объектов строительства.

К концу 2000 года разработаны и выпущены Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы и основные сборники на строительные работы, которые являются наиболее важными. Заканчивается работа над остальными сборниками на строительные работы и на монтаж оборудования. Государственные элементные сметные нормы не содержат ценовых показателей, и по ним возможно составление смет ресурсным методом. Ресурсный метод определения стоимости строительства получит приоритетное применение на отдельных видах строительства и комплексах работ, преимущественно с небольшой номенклатурой ресурсов. Ресурсные сметы (безстоимостных показателей) могут входить в состав тендерной документации при проведении торгов.

В настоящее время активно ведется работа по формированию федеральных единичных расценок, содержащих ценовые показатели по видам и комплексам работ. Их стоимость формируется на 1 января 2000 года применительно к условиям Московской области. Сегодня соотношение цен между регионами Российской Федерации является зачастую величиной неопределенной, и если даже закрепить это соотношение на какое-то время, оно все равно не может оставаться постоянным. Поэтому в отличие от прежних лет федеральные единичные расценки формируются для условий конкретного района, и ставится задача на основе государственных элементных сметных норм, ориентируясь на уровень цен Московской области, на территориях субъектов России сформировать каталоги территориальных единичных расценок в текущем уровне цен. а также сборники цен на материалы, эксплуатацию машин и перевозку грузов.

Будет введена система так называемых территориальных поправочных коэффициентов. Например, можно вывести соотношение между уровнем цен Московской области, заложенным в федеральных единичных расценках, и другого региона. Таким образом, пользователи смогут использовать федеральный сборник единичных расценок, применять соответствующий поправочный коэффициент и составлять сметную документацию. Сами поправочные коэффициенты должны формироваться силами региональных центров по ценообразованию в строительстве. Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России, Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве Госстроя России также в состоянии осуществить работу по формированию поправочных коэффициентов, тем более что все региональные центры постоянно предоставляют отчеты об уровне цен на строительные материалы, транспортные услуги, услуги управления и механизации и тому подобное.

Такие поправочные коэффициенты должны быть "плавающими", потому что пропорции цен постоянно меняются. Пересмотр необходимо проводить с периодичностью раз в квартал по итогам предоставления квартальных отчетов региональными центрами по ценообразованию. Таким образом, новая система сметного ценообразования является универсальной. Если на территории какого-то из субъектов Российской Федерации соответствующая служба не готова к переходу, существуют инструменты для того. чтобы новая сметно-нормативная база там всё-таки использовалась.

Процесс перехода займет несколько лет, будет происходить постепенно. В первую очередь переходить на новую сметно-нормативную базу следует с вновь начинаемых объектов, а переходящие объекты можно завершить с использованием баз 1984,1991 годов, тем более что для этого существуют все необходимые инструменты, всевозможные индексы, от которых пока никто отказываться не принуждает. Здесь очень важна позиция заказчика, подрядчика, инвестора, застройщика: если есть необходимость и желание переходящий объект оценивать в новых нормативах, это не возбраняется. Госстрой России идет по пути демократизации вопросов сметного ценообразования в соответствии с общепринятой мировой практикой, в соответствии с теми рыночными преобразованиями, которые в нашей стране сейчас происходят.

Критерием истины является практика. Главгосэкспертиза России будет внимательно отслеживать становления новой сметно-нормативной базы. Намечено ежегодно обобщать ход работы, активно влиять на совершенствование этого дела.

Автор: Юрий Жуковский, начальник Главгосэкспертизы России






Купить строительные смеси в УфеОтделка потолка штукатуркой и последующее шпатлевание позволяют сделать его идеально...
Покупать или арендовать: извечный квартирный вопросКвартирный вопрос, наверное, существовал всегда. Только если раньше люди боролись...
Как построить деревянный дом, строительство недорогих домов из бревнаСтроительство деревянных жилых домов популярно сегодня, как для постоянного проживания,...
вступить в сро, сро, сро срочно, допуск сроСаморегулируемые организации, являются не коммерческими учреждениями, которые создают для саморегулирования....
Этическая сторона некоторых методов использования неодимовых магнитовВсем, кто собирается приобрести такие комплекты магнитов и счетчиков стоит...