архитектура и строительство

Монастырь Иоанна Богослова. О строительстве и архитектуре монастыря.

В 1091 году святой Христодул составил план строительства великого мо.настыря святого апостола Иоанна Богослова на осторове Патмос. Для строительства монастыря отец Христодул в этот же год привез с собой  и прочих мастеров, и они приступили к работе. На месте, где в четвертом веке построили базили.ку святого апосто.ла Иоанна, а еще раньше храм богини Дианы, был возведен монастырь по проекту отца Христодула, который и в наши дни венчает вершину холма, недалеко от главного порта острова Патмос.

В 1093 году, всего через два года после начала строительства, монахам пришлось покинуть Патмос из-за набегов пиратов, посланных Эмиром Джахой, и отец Христодул нашел прибежи.ще на острове Эвбея, где и скончался 16 мая 1093 года. Братия же вернулась на Патмос, и к 1100 году в монастыре святого Иоанна Богослова насчитывалось уже около сотни насельников. До сем.надцатого века духовное и административное управление ост.ровом осуществлял монастырь, обеспечивавший ведение хозяй.ства и защиту жителей острова. По замыслу отца Христодула, Патмос должен был стать своеобразным иноческим "анклавом", куда не было бы доступа женщинам, и строителям с большим трудом удалось уговорить его выделить маленький участок зем.ли в дальнем конце острова, где они могли бы построить дерев.ню и поселить своих жен на то время, пока шло строительство монастыря.

В течение полувека после кончины отца Христодула братия отражала набеги пиратов, неся тяжелые потери, а в тринадцатом столетии для монастыря, владевшего землями на нескольких дру.гих островах и двумя большими торговыми кораблями, нача.лась эпоха материального процветания. В 1522 году туркам уда.лось захватить Патмос. В начале того же года потерпели поражение рыцари-иоанниты . католики-крестоносцы, на про.тяжении двух веков удерживавшие остров Родос. Иоанниты сдали и покинули Родос, и их примеру последовало население соседнего Патмоса. Его жители, за исключением лишь немногих людей, бежали, спасаясь от турок. Однако к 1655 году население Патмоса вновь увеличилось до трех с лишним тысяч человек. Во времена турецкого ига монастырь по большей части продолжал выполнять функции управления островом и отвечал только перед управляющим областью, которого назначал султан. За свою относительную независимость монастырю приходилось еже.годно выплачивать дань. В отличие от других областей Греции, оттоманский правитель разрешал монастырю свободно звонить в колокола, поскольку мусульмане cчитают, что святой Иоанн Богослов был пророком.

В 1659 году Патмос разграбили венецианцы; население опять покинуло остров, а десять лет спустя сюда приехали жить пятьде.сят семей с острова Крит. В 1702 году, по свидетельству французс.кого путешественника по фамилии Турнефор, Патмос сильно по.страдал от чумы. После эпидемии в живых осталось лишь около сотни монахов и трехсот мирян, причем на двадцать уцелевших мужчин приходилась одна женщина. На острове было двести пятьдесят церквей и всего десять священников, так как осталь.ные умерли от чумы. На острове не осталось ни турок, ни фран.ков. В восемнадцатом веке монастырь поделил территорию острова между собой и мирским населением острова, и именно в этот период была основана знаменитая Патмосская школа. Не.смотря на то, что турецкое иго повлияло на жизнь острова Пат.мос меньше, чем на жизнь в стране в целом, Патмос находился под властью турок до 1912 года, а окончательно присоединился к Греции лишь в 1948 году.

Сейчас монастырь выглядит в основном так же, как и при святом Христодуле. Укрепления сделаны в духе того времени: тяжелые деревянные двери, обитые железными пластинами, высокие стены, маленькие входные ворота и балкон без пола на наружной стене над воротами, чтобы можно было лить кипя.щее масло и расплавленный свинец на головы захватчиков, пытающихся взять монастырь штурмом. Святой Христодул был хорошо знаком с теми ужасами, кото.рые несет с собой приход захватчиков, и знал, насколько беспощадны пираты, безраздельно господ.ствовавшие на Эгей.ском море, Он был не только хорошим настоятелем, но и предусмотрительным воен.ным тактиком. Внутри ограды стоят монастырские строения: католикон (собор, главный храм) в честь святого Иоанна Бого.слова и шесть других храмов и часовен, старая и новая трапез.ные, кухни, библиотека, ризница, хранилище архивов, мастерс.кие, кладовые и иноческие кельи. За территорией монастыря имеется еще три храма.

При входе во двор слева паломник видит ряд фресок сем.надцатого века с изображением чудес святого Иоанна, украша.ющих наружную стену храма. Прямо напротив двери, в нартексе храма, находится маленькая часовня святого Христодула, в кото.рой покоятся его мощи. Они были перенесены на Патмос после его кончины. Сначала они лежали в мраморном саркофаге, а теперь хранятся в деревянной раке, украшенной золотом и се.ребром. Эта рака стоит на гробнице, и христиане приходят сюда поклониться мощам Преподобного. Радом находится рака мень.ших размеров со стеклянным верхом. В ней покоится глава свя.того апостола Фомы, глава святого диакона Филиппа, мощи свя.того Антипы, святого Тита, святого Тимофея и святого Феодора Стратилата. Третий большой придел в южной части католикона освящен в честь Пресвятой Богородицы. На территории мона.стыря есть еще небольшие храмы и часовни, посвященные праз.днику Воздвижения Креста Господня, Всем Святым, святителю Василию Великому и святителю Николаю. За монастырскими стенами стоят еще три храма . в честь святых Апостолов, свя.того великомученика Георгия и святого Фанурия.

Среди сокровищ, бережно хранимых братией монастыря, есть также частицы Животворящего Креста Господня, части мощей святого Первомученика Стефана, святого Иакова, св. диакона Филиппа, а также частицы мошей более шестидесяти других святых. В монастыре имеются двести подлинников византийс.ких икон, коллекция золотых и серебряных богослужебных сосудов и более шестисот предметов церковного облачения, многие из которых были сшиты в восемнадцатом веке. Некото.рые из этих сокровищ выставлены в монастырском музее. В библиотеке и архивах хранится более трех тысяч книг и три.надцати тысяч документов, в том числе часть Евангелия от Мар.ка шестого века, Книга Иова восьмого века, подлинник документа, подтверждающего право владения преподобным Христодулом островом Патмос с печатью Императора Алексия I Комнина, а также завещание преподобного Христодула, написанное им на смертном одре на Эвбее.

С момента основания монастыря на территории острова стро.илось множество отшельничьих скитов, в которых потом века.ми жили, стараясь угодить Богу, иноки и мученики за Христа.

День ангела преподобного Христодула празднуется 16 марта и 21 октября, вдень перенесения его мощей.

Источник статьи: раздел именин на сайте паломника: http://www.idrp.ru/imenini-lib732


Ремонт пола и защита от протечекВремя от времени приводить в порядок полы в квартире или...
Гидромассажные ванны на любой вкусРаньше сложное сантехническое оборудование с функциями гидромассажа и встроенной электроникой...
Эмаль - отличный выбор для внутренних работОбщепринятое обозначение эмали представляет собой краску, которая используется для покраски...
Зачем нужны пластиковые окна?Давно известно, что именно через окна из наших домов уходит...
входные металлические дверивходные металлические двери ...
Rambler's Top100