архитектура и строительство

Монастырь Иоанна Богослова. О строительстве и архитектуре монастыря.

В 1091 году святой Христодул составил план строительства великого мо.настыря святого апостола Иоанна Богослова на осторове Патмос. Для строительства монастыря отец Христодул в этот же год привез с собой  и прочих мастеров, и они приступили к работе. На месте, где в четвертом веке построили базили.ку святого апосто.ла Иоанна, а еще раньше храм богини Дианы, был возведен монастырь по проекту отца Христодула, который и в наши дни венчает вершину холма, недалеко от главного порта острова Патмос.

В 1093 году, всего через два года после начала строительства, монахам пришлось покинуть Патмос из-за набегов пиратов, посланных Эмиром Джахой, и отец Христодул нашел прибежи.ще на острове Эвбея, где и скончался 16 мая 1093 года. Братия же вернулась на Патмос, и к 1100 году в монастыре святого Иоанна Богослова насчитывалось уже около сотни насельников. До сем.надцатого века духовное и административное управление ост.ровом осуществлял монастырь, обеспечивавший ведение хозяй.ства и защиту жителей острова. По замыслу отца Христодула, Патмос должен был стать своеобразным иноческим "анклавом", куда не было бы доступа женщинам, и строителям с большим трудом удалось уговорить его выделить маленький участок зем.ли в дальнем конце острова, где они могли бы построить дерев.ню и поселить своих жен на то время, пока шло строительство монастыря.

В течение полувека после кончины отца Христодула братия отражала набеги пиратов, неся тяжелые потери, а в тринадцатом столетии для монастыря, владевшего землями на нескольких дру.гих островах и двумя большими торговыми кораблями, нача.лась эпоха материального процветания. В 1522 году туркам уда.лось захватить Патмос. В начале того же года потерпели поражение рыцари-иоанниты . католики-крестоносцы, на про.тяжении двух веков удерживавшие остров Родос. Иоанниты сдали и покинули Родос, и их примеру последовало население соседнего Патмоса. Его жители, за исключением лишь немногих людей, бежали, спасаясь от турок. Однако к 1655 году население Патмоса вновь увеличилось до трех с лишним тысяч человек. Во времена турецкого ига монастырь по большей части продолжал выполнять функции управления островом и отвечал только перед управляющим областью, которого назначал султан. За свою относительную независимость монастырю приходилось еже.годно выплачивать дань. В отличие от других областей Греции, оттоманский правитель разрешал монастырю свободно звонить в колокола, поскольку мусульмане cчитают, что святой Иоанн Богослов был пророком.

В 1659 году Патмос разграбили венецианцы; население опять покинуло остров, а десять лет спустя сюда приехали жить пятьде.сят семей с острова Крит. В 1702 году, по свидетельству французс.кого путешественника по фамилии Турнефор, Патмос сильно по.страдал от чумы. После эпидемии в живых осталось лишь около сотни монахов и трехсот мирян, причем на двадцать уцелевших мужчин приходилась одна женщина. На острове было двести пятьдесят церквей и всего десять священников, так как осталь.ные умерли от чумы. На острове не осталось ни турок, ни фран.ков. В восемнадцатом веке монастырь поделил территорию острова между собой и мирским населением острова, и именно в этот период была основана знаменитая Патмосская школа. Не.смотря на то, что турецкое иго повлияло на жизнь острова Пат.мос меньше, чем на жизнь в стране в целом, Патмос находился под властью турок до 1912 года, а окончательно присоединился к Греции лишь в 1948 году.

Сейчас монастырь выглядит в основном так же, как и при святом Христодуле. Укрепления сделаны в духе того времени: тяжелые деревянные двери, обитые железными пластинами, высокие стены, маленькие входные ворота и балкон без пола на наружной стене над воротами, чтобы можно было лить кипя.щее масло и расплавленный свинец на головы захватчиков, пытающихся взять монастырь штурмом. Святой Христодул был хорошо знаком с теми ужасами, кото.рые несет с собой приход захватчиков, и знал, насколько беспощадны пираты, безраздельно господ.ствовавшие на Эгей.ском море, Он был не только хорошим настоятелем, но и предусмотрительным воен.ным тактиком. Внутри ограды стоят монастырские строения: католикон (собор, главный храм) в честь святого Иоанна Бого.слова и шесть других храмов и часовен, старая и новая трапез.ные, кухни, библиотека, ризница, хранилище архивов, мастерс.кие, кладовые и иноческие кельи. За территорией монастыря имеется еще три храма.

При входе во двор слева паломник видит ряд фресок сем.надцатого века с изображением чудес святого Иоанна, украша.ющих наружную стену храма. Прямо напротив двери, в нартексе храма, находится маленькая часовня святого Христодула, в кото.рой покоятся его мощи. Они были перенесены на Патмос после его кончины. Сначала они лежали в мраморном саркофаге, а теперь хранятся в деревянной раке, украшенной золотом и се.ребром. Эта рака стоит на гробнице, и христиане приходят сюда поклониться мощам Преподобного. Радом находится рака мень.ших размеров со стеклянным верхом. В ней покоится глава свя.того апостола Фомы, глава святого диакона Филиппа, мощи свя.того Антипы, святого Тита, святого Тимофея и святого Феодора Стратилата. Третий большой придел в южной части католикона освящен в честь Пресвятой Богородицы. На территории мона.стыря есть еще небольшие храмы и часовни, посвященные праз.днику Воздвижения Креста Господня, Всем Святым, святителю Василию Великому и святителю Николаю. За монастырскими стенами стоят еще три храма . в честь святых Апостолов, свя.того великомученика Георгия и святого Фанурия.

Среди сокровищ, бережно хранимых братией монастыря, есть также частицы Животворящего Креста Господня, части мощей святого Первомученика Стефана, святого Иакова, св. диакона Филиппа, а также частицы мошей более шестидесяти других святых. В монастыре имеются двести подлинников византийс.ких икон, коллекция золотых и серебряных богослужебных сосудов и более шестисот предметов церковного облачения, многие из которых были сшиты в восемнадцатом веке. Некото.рые из этих сокровищ выставлены в монастырском музее. В библиотеке и архивах хранится более трех тысяч книг и три.надцати тысяч документов, в том числе часть Евангелия от Мар.ка шестого века, Книга Иова восьмого века, подлинник документа, подтверждающего право владения преподобным Христодулом островом Патмос с печатью Императора Алексия I Комнина, а также завещание преподобного Христодула, написанное им на смертном одре на Эвбее.

С момента основания монастыря на территории острова стро.илось множество отшельничьих скитов, в которых потом века.ми жили, стараясь угодить Богу, иноки и мученики за Христа.

День ангела преподобного Христодула празднуется 16 марта и 21 октября, вдень перенесения его мощей.

Источник статьи: раздел именин на сайте паломника: http://www.idrp.ru/imenini-lib732


Особенности монолитных работ при строительстве эстакадНаличие развитой транспортной сети является обязательным элементом экономического развития регионов....
forte fg6500e бензиновый генератор, forte генератор дизельный Миниатюрные бензиновые электростанции - это хорошее заключение в случае исчезновения...
Организация освещения в детской комнатеОт того, насколько правильно организовано освещение в детской комнате, зависит...
Термоусадочные материалы в пищевой и других сферах промышленностиЭффективность применения термоусадочных колпачков с целью герметизации бутылок и банок...
Мебель на заказ: недорого и как надоКупить недорого мебель с получением необходимого результата на заказ. Выгодная...
Rambler's Top100