архитектура и строительство

Архитектура Москвы, Новгорода и Пскова XIV-середины XV в.

19.06.2002
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV - СЕРЕДИНЫ XV ВВ. Возвышение Москвы в конце XIII-XIV вв. сопровождалось широким оборонительным, культовым и дворцовым строительством. В княжение Ивана Калиты в Москве появились первые каменные постройки: Успенский и Архангельский соборы (на месте ныне существующих одноименных храмов), а также Ивановская церковь-колокольня (позднее замененная колокольней Ивана Великого). Город, расположенный на холме у впадения в Москву-реку ее притока Неглинной, был обнесен в 1339 г. дубовыми крепостными стенами с башнями. Дмитрий Донской, сильно расширив территорию Кремля, обнес в 1367 город мощными белокаменными стенами. В конце XIV- начале XV в. были построены старый Благовещенский собор, каменные соборы Чудова и Воскресенского монастырей, первые каменные палаты. Однако кремлевские постройки раннемосковского периода почти не сохранились. Об архитектуре этого периода дают представление храмы княжеской вотчины в Звенигороде и ряда монастырей.

Успенский собор на Городке в ЗвенигородеУспенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) - один из наиболее ранних примеров. (Сложенный, как и другие монументальные постройки ранней Москвы, из белого камня, собор во многом следует традициям домонголь-кого владимирского зодчества: белокаменная строительная техника, трехчастное членение стен полуколонками, перспективные (уступчатые) порталы), расчленение фасадов пояском на два яруса) и др. Вместе с тем в его композиции обозначились новые черты, из которых особенно следует выделить общую вертикальную устремленность с выраженными на фасадах ярусами закомар). Помимо закомар появились четыре угловых и ряд опоясывающих основание барабана) кокошников). Ступенчатому построению закомар отвечает внутренняя структура храма. Подкупольное пространство доминирует в интерьере: столбы раздвинуты, не совпадая с вертикальными членениями фасадов. В соборе, как и в других раннемосковских примерах (собор Троице-Сергиева монастыря, 1422 г.), определилась тенденция более свободного расчленения фасадов, независимого от внутренней конструктивной структуры, но сохранившего в членениях ее основные элементы (трехчастность, позакомарные покрытия и др.). Декоративные закомары подчеркивают "столпообразность" композиции, придавая образу храма праздничность и богатство. Общему вертикальному строю соответствуют характерные для московского зодчества килевидные очертания арочных элементов - закомар, порталов, наличников окон и т. п.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (между 1410- 1427 гг.)- наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Здесь ярусы закомар и кокошников сочетаются с пониженными угловыми объемами, отчего ступенчатая столпообразность выявилась особенно отчетливо. Расчленение композиции на отдельные объемы послужило началом характерной для последующего времени многообъем-ности структур, а в общей пирами-дальности силуэта и вертикальной устремленности композиций обнаруживается начало тенденции, приведшей в XVI в к столпообразным шатровым храмам. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение пилястр) с базой) и капителью) от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением "ордерного" строя. Фрески), которыми ранее были расписаны стены в интерьере, принадлежали кисти великого Рублева.

Пятницкая церковь в ЧерниговеСобор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др ) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.

Церковь Рождества богородицы в ПерыниАРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА XIV - XV ВВ. дала ряд самобытных примеров развития крестово-купольного xpaма, отвечавшего более демократичным требованиям Новгородской вечевой республики. Возведение большого числа посадских зданий, строившихся на средства горожан, стимулировало развитие небольших, но вместительных и экономичных храмов. Трехлопастной форме сводов обычно соответствовала кривая позакомарного завершения восточного и западного фасадов. В целях создания центрической симметрии и удобства водоотвода южный и северный фасады также завершались трехлопастной кривой. Одним из ранних примеров этого типа храма является церковь Перынского скита близ Новгорода (XII- начало XIII в.), отличающаяся простотой и конструктивностью формы.

Церковь Федора Стратилата на Ручье В XIV в. обогащается пластика стен, фасады получают трехчастное членение, развивается характерный для Новгорода декор: арочные пояски, украшающие прясла) стен, ползучие кривые, бровки) окон, аркатуры) апсид) и т. п, К числу лучших произведений этого периода относятся церковь Федора Стратилата на Ручье (1360- 1361 гг.) с трехлопастным позакомарным завершением основного объема и церковь Спаса Преображения с покрытием на восемь скатов.

Церковь Спаса ПреображенияЦерковь Спаса Преображения на Торговой стороне, построенная "уличанами" Ильиной улицы в 1374 г. - один из крупнейших и наиболее богатых по пластике новгородских храмов XIV в. Его стены расчленены сгупенчатыми лопатками), соответствующими расположению внутренних столбов, и живописно покрыты разнообразным по рисунку декором, в котором выделяются резные "поклонные кресты", свободно введенные в пластику стены. Внутри храм с развитым в высоту пространством интерьера был расписан фресками) Феофаном Греком.

АРХИТЕКТУРА ПСКОВА XIV - XV ВВ. особенно широко представлена небольшими храмами уличан, строившимися из местного плитняка. К основному храму обычно пристраивались дополнительные, более низкие объемы Большинство пристроек служили приделами), а также папертями) и кладовыми для хранения утвари. Прием сочетания нижней части столбов круглого сечения с верхней в виде опор арок прямоугольного сечения получил в Пскове широкое распространение как в интерьере), так и во внешних элементах зданий - крыльцах), галереях) и особенно в звонницах).

Оригинальные по форме псковские звонницы обычно представляют собой аркаду) с несколькими изменяющимися по величине пролетами, рассчитанными на различные размеры колоколов. Они ставились на внешние церковные стены или воздвигались отдельно около храма Вместе с асимметрично расположенными пристройками звонницы часто составляли с храмом свободную живописную композицию.

Троицкий собор Псковского КремляМногообъемность, сочетающая в себе крестово-купольный основной объем и бесстолпные пристройки, простые, конструктивные членения каменных стен с мягкой фактурои поверхностей и очень скромные украшения фасадов, - основа тектонического строя псковских храмов. В них органически соединялись конструктивная и практическая целесообразность с художественной выразительностью. К числу выдающихся образцов псковской архитектуры XIV-XV вв. принадлежит известный по сохранившимся рисункам Троицкий собор в Кремле (60-е годы XIV в.), церковь Василия с Горки (1413 г., см. табл. XVI, 3), церковь Богоявления в Запсковье и ряд других,

Церковь Богоявления в ЗапсковьеЦерковь Богоявления в Запсковье (1490-е годы) имеет основной, крытый на восемь скатов, объем, обстроенный двумя малыми приделами), галереей) и звонницей). Форма и пластика малого придела почти полностью повторяют главный объем. При кажущейся сложности композиции здание отличается ясностью форм, человеческой масштабностью, уютом. В ступенчатой многообъемности чувствуется влияние народного деревянного зодчества.

Жилая застройка Новгорода и Пскова была в основном деревянной, каменных домов было мало. Раскопки Неревского конца (улицы), проведенные в Новгороде, позволили обнаружить остатки деревянных зданий XIII-XIV вв. Дома площадью от 20 до 40 м часто имели пристройку - сени), отделявшие теплое жилье от клети)-кладовой. Большие хоромы состояли из ряда срубов разной высоты, связанных между собой, имели башню, наружные крыльца), переходы и галереи).

Довионтов город. Вид сверху.С древнейших времен Новгород и Псков проявляли особую заботу о крепостном строительстве. Сначала дубовые, а затем каменные стены ограждали город от нападения неприятелей. В Новгородском детинце) каменные стены неоднократно перестраивались в XIII-XV вв. Окольный город был обнесен каменными стенами в XIV в. Стены толщиной около 4,5 м были сложены из известняка-ракушечника с лицевой кладкой из прямоугольных блоков и забутовкой из валунов и мелкого камня. В Пскове XIV-XV вв. несколько кольцевых укреплений были возведены из плитняка и дерева. Помимо ранее сооруженных Крома (кремля) и Псковский КремльДовмонтова города были возведены Старое Застенье (каменные стены 1309 г.) и Новое Застенье (деревянные стены 1375 г., каменные башни с 1387 г.), окружавшие городской посад. Огромный размах каменного строительства в Пскове X!V-XV вв. способствовал росту строительного искусства псковских каменоделов, славившихся своим мастерством далеко за пределами своего города, строивших со второй половины XV в. в Москве.




Работа тюнинг-центраСовершенно не важно, какая причина заставила вас прибегнуть к услугам...
Частный электрик, электрик МоскваВ Москве обычно очень проблематично вызвать электрика. Большой город переполнен...
Распродажа светильников от компании 'Ледо Лайт'Компания 'Ледо Лайт' занимается оптовыми поставками светотехники в крупнейшие торговые...
Каталог мебельных магазиновИногда нам очень хочется сменить обстановку в доме, а возможно,...
Круглые пластиковые воздуховоды: купить в Москве по вот здесь . Продукция компании Winkhaus - ООО " Практика Плюс " подробнее.