архитектура и строительство

Тадж-Махал

10.09.2002
Тадж-МахалМерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Его силуэт хорошо знаком и для многих стал неофициальным символом Индии. Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла" его в безутешное горе. Тадж-Махал -это непревзойденный по красоте символ преданной любви.

Тадж-МахалШах-Джахан, "повелитель мира" (1592-1666), правил империей Великих Моголов с 1628 по 1658 год. Он был признанным покровителем искусств, а также строителем, и в период его царствования империя достигла политического и культурного расцвета. Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя - Мумтаз-Махал ("избранница дворца").

С высоты птичьего полетаШах-Джахан прожил со своей любимой женой 19 лет, до 1631 года, вплоть до ее смерти. Она умерла при родах четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда наконец вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. (Название, под которым известен мавзолей, - Тадж-Махал - это вариант имени Мумтаз-Махал.)

Главный входВ 1632 году в столице империи Агре начались работы под руководством архитектора Устада Исы, и в 1643-м было закончено центральное здание Тадж-Махала, мавзолей). Но это всего лишь часть большого комплекса, включающего сад, две мечети и внушительные ворота, которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет.Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета.


Главное здание. Верхняя часть.Мавзолей и две мечети из красного песчаника по бокам от него построены в вымощенном мрамором парке. Парк делится на 4 равные части каналами, пересекающимися в центре, каждая из частей - в свою очередь - делится на 4 части более узкими каналами, и т.д. В целом парк напоминает прекрасную арабеску). В узком бассейне, вдоль которого растут темно-зеленые кипарисы, как в зеркале отражается мерцающий силуэт Тадж-Махала. Архитектурный дизайн Тадж-Махала основан на арабской концепции абсолютной симметрии. Здесь каждый элемент стоит на своем месте и совершенно вписывается в главную структуру. Здесь все кратно четырем. Здание стоит на довольно высокой квадратной платформе (56х56 м), углы которой "срезаны", образуя неравносторонний октаэдр. Большой купол (17 м в диаметре), формой напоминающий бутон цветка, поднимается на 64-метровую высоту, опираясь на четыре стены и на маленькие арочки (тромпы)). Тромпы сделаны в виде стрельчатых килеобразных пологих арок малого размера. Ширина всех четырех стен одинакова, т. е. они образуют в своем основании квадрат.

В дымке раннего утра Главное здание мавзолея расположено на высокой террасе и окружено четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками и порталами)-айванами. Кроме того, здесь применены так называемые сталактиты - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных) нишек. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях) колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе.

Внутри мавзолеяЕсли снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость мозаичных украшений. Центральное место в интерьере занимает восьмиугольное помещение, где за ажурной мраморной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят надгробия Шах-Джахана и его жены. Снаружи все залито ярким солнцем, а здесь на каждой поверхности играет мягкий свет, льющийся сквозь решетчатые окна и ажурные мраморные перегородки, то освещая, то постепенно скрывая в тени узоры драгоценной инкрустации.

Наружная инкрустация и каллиграфияПри сооружении мавзолея широко использовались такие декоративные материалы, как мрамор, фигурный кирпич, резное дерево, тесаный камень, фаянс, изразцы, мозаика из мрамора, стеклянная мозаика, папье-маше, росписи, инкрустации из ценных пород дерева и слоновой кости, стук, алебастр. Кроме того, при возведении мавзолея широко применялся поливной декор, то есть политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки. Поливной декор украшает поверхность стен.

Цветочный фрагмент Шах-Джахан хотел построить для себя усыпальницу из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола.Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, будто остаток жизни он провел в Красном форте в Агре. После смерти в 1666 году Шах-Джахан был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.

url: http://www.rdigest.ru/nature/travel5.htm

Сетка рабицаЧтобы сегодня купить сетку рабицу в Москве, вам достаточно просто...
"Лестницы Брянска" быстро изготовят качественные и недорогие лестницыСамая главная особенность любой лестницы в том, что она позволяет...
Монтажная лентаМонтажная лента бывает каучуковой и акриловой. В свою очередь, каучуковая...
художественная ковка, ковкаХудожественная ковка позволяет получить уникальный внешний вид любого элемента декора...
Как выбрать декоративные подушки для жилой комнатыЕсли для вашего нового набора мебели для гостиной необходим последний...