Одним из древнейших и самым значительным зданием Руси Х-XIII вв. является собор Софии в Киеве (1037 г.) Его большие размеры соответствовали значению храма, бывшего не только центром русского православия, но и крупнейшим общественным зданием Руси, в котором нередко происходили народные собрания. Тип здания, первоначально имевшего пять нефов) с открытыми галереями)-гульбищами), близок к современным ему пятинефным крестово-купольным храмам константинопольской школы, что говорит еще (как и само посвящение храма Софии в подражание Софии Константинопольской) об известной зависимости от
византийского зодчества. Однако общая композиция - многообъемная, ярусная, динамичная - не имеет прототипов ни в Византии, ни в европейских странах и, по-видимому, в значительной степени навеяна предшествующими образцами
русских деревянных храмов.
Ступенчатость была одинаково выражена как во внешнем построении, так и в интерьере. На фасадах она сочеталась с системой пилястр) и закомар), выражавших внутреннюю структуру. В интерьере значение центрального подкупольного пространства подчеркивалось вертикальным строем пропорций и обширными хорами), отделенными от него тройными аркадами) на граненых колоннах. Все стены и своды покрыты фресками), зрительно увеличивающими внутреннее пространство. Наиболее важные места интерьера (главный купол), паруса), подпружные арки, центральная апсида)) украшены мозаикой). В этих приемах зодчие в значительной степени основывались на византийских традициях.
Собор Софии в Новгороде (1045 - 1052 гг.) отличается от киевского большей массивностью, строгостью и лаконизмом. Основной пятинефный объем завершен лишь
пятью куполами; шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносит в композицию живописную асимметрию, несколько смягчая общую суровость. Наряду с увеличением на фасадах значения пилястр), прясла) (участки стен между пилястрами) полностью освобождены от неконструктивных деталей и лишь верх барабанов) украшен
арочным поясом - своеобразным отзвуком выявленных на фасадах арочно-сводчатых конструкций. Соответствие внешних форм конструктивной структуре доведено в новгородском соборе до предела. Выявленная на фасадах кладка из грубооколотых камней соответствует монументальному облику здания.
Из новых конструктивных приемов нужно отметить выраженные на южном и северном фасадах
двускатные формы покрытия малых нефов по одному с каждой стороны и особенно
половинки цилиндрических сводов (четверти цилиндров), которыми перекрыты восточные угловые ячейки. Этот прием нашел развитие в новгородском зодчестве.
В XII-первой половине XIII в. одновременно с уменьшением размеров каменных храмов растет их число и многообразие. Местные школы вносят свою трактовку в крестово-купольную композицию и на основе типов, сложившихся в XI в., создают новые варианты. Для дальнейшего развития русской архитектуры особое значение имели
две тенденции:
первая-развитие тектонического типа путем введения новых конструктивных приемов и изменения объемно-пространственной структуры (некоторые храмы
Приднепровья,
Западной Руси);
вторая - совершенствование крестово-куполь-ного храма путем сохранения сложившегося типа, видоизменяя в основном детали и элементы (храмы
Владимиро-Суздальского княжества).
Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII-начало XIII в.)-яркий пример первой тенденции. Трехнефное однокупольное здание имеет устремленную ввысь башнеобразную композицию, в которой главный объем в своей верхней части перерастает в ярусную структуру, основанную на развитии двух зародившихся ранее приемов: ступенчатого расположения закомар), отвечающего приподнятым подпружным аркам, и применения для перекрытия крайних ячеек половинок цилиндрического свода, давших вместе с центральной закомарой трехлопастную форму завершения фасадов. Образ здания приобрел черты динамичности, праздничности и известной триумфальности.
В интерьере), отличающемся стройностью и динамичностью, господствует центральное подкупольное пространство. Внутренняя структура отражена в членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отклонения, говорящие о зарождении декоративных тенденций.
В постройках
Владимиро-Суздальского княжества интерьер еще сохраняет четкое разделение пространства с помощью конструктивных элементов, которые связаны с членениями фасадов. Крестообразным столбам внутри и снаружи стен отвечают пилястры), расположенные точно по линии передачи усилий. Трехчастные фасады завершены плавной линией единого ряда закомар). Четкое расчленение органично взаимосвязанных элементов фасадов и интерьера усилено пластикой, разработанной тонко и многогранно.
Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.)-наиболее совершенное творение владимирских зодчих. В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора). Пластика пилястр состоит из чисто декоративной колонки, не имеющей никакой нагрузки, и уступов профиля, подчеркивающих конструктивное значение членений и выявляющих толщину стен. Четкое расчленение прясел) по высоте декоративным
аркатурным поясом сопровождается уменьшением толщины стен в верхней части, что подчеркнуто пластикой пилястр), получивших дополнительно два уступа. Последние говорят об усилившемся в верхней части значении вертикальных устоев за счет уменьшения массы стен. Зрительному облегчению прясел) способствуют щелевидные окна в глубине уступчатых ниш, а также тонкий рельеф отдельных каменных блоков. Для зрительной нейтрализации массы купола барабан его облегчен световыми проемами и одет в ажурный наряд декоративного
аркатурного пояса. Органический синтез декора с конструкцией вместе с изысканно стройными пропорциями членений явились основой сложения высоких художественных качеств произведения.
В
Дмитриевском соборе во Владимире (1194-1197 гг.) применены те же пластические средства, но несколько изменены пропорции и обильно использована каменная резьба, сплошь заполняющая верхние участки прясел и поверхность барабана. Образ здания приобрел новые черты величия, богатства и праздничного великолепия в рамках той же тектонической системы. Скульптурность здания сочетается с логичностью композиции декора: в нем преобладает мотив аркатуры), развивающий основную тему арочно-стоечных членений фасадов. Пришедший из
романского зодчества, этот мотив получил во владимирских храмах самобытную разработку.
Во
Владимире второй половины XII-начала XIII в. строится ряд монументальных зданий, в том числе грандиозный
Успенский собор, вначале построенный как однокупольный трехнефный храм (1158-1160 гг.), затем расширенный до пятинефного, пятикупольного (1185-1189 гг.). К этому же периоду относится возведение одного из древнейших загородных жилых комплексов -
дворца в Боголюбове, включавшего двухэтажный жилой дом (дворец), храм, каменные лестницы и переходы, соединявшие между собой отдельные здания.
Город
Владимир в правление
Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) и
Всеволода III (1175-1212 гг.) фактически стал столицей русских земель, и поэтому здесь велось особенно широкое строительство. Возникла необходимость создать величественный
архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу -
Киев. Расположенный на высоком берегу
р. Клязьмы, город имел три обнесенные валами и стенами части с каменными и рублеными въездными башнями, среди которых главными были сохранившиеся до наших дней
Золотые ворота (1164 г.) и несохранившиеся
Серебряные ворота. В их архитектуре сочетались оборонительные функции и идея торжественного триумфального въезда в город. На фоне стен и возвышающихся башен в пространственной композиции доминировали храмы и прежде всего пятикупольный
Успенский собор. В обширном комплексе свободно сочетались различные по характеру здания и сооружения в органической связи с природным ландшафтом, создавая в целом типичный для древнерусских городов архитектурный ансамбль.