архитектура и строительство

Взаимосвязь видов искусства

Взаимодействие субъективного мира и объективного в процессе жизнедеятельности человечества порождает бесконечное многообразие человеческой чувственности мира. искусство, порожденное этим взаимодействием и необходимостью самоосуществления человека, стремится охватить это многообразие и опосредовать его осуществление. Оно порождено необходимостью богатства и истинности человеческой чувственности мира.



Художественная литература - наиболее пластичное из всех видов искусства. суть в том, что, как определил Кант, наша природа имеет сверхчувственный характер. Иными словами, мы есть сущностная деятельность, и наша субъективность основана на воспроизведении взаимодействия сущности и явления. потому мы имеем в нашем сознании сущностную картину мира и при каждом соприкосновении с действительность осуществляем единичное в бесконечно взаимосвязанной сети закономерных связей. Беря в руку единичную вещь мы идем от всего сущностного содержания практики. Потому нам дан мир в бесконечной взаимосвязи их родовых природы: дома, столы, стулья, люди, животные, плохо, хорошо, некрасиво и т.д. В этом смысле наша речь и воспроизводит сущностные отношения единичный вещей. Потому вторая сигнальная система, как определяет ее И.П.Павлов, позволяет нам совершенно свободно, стихийно обмениваться системой этих сущностных связей. И описывать нашу действительность посредством этой второй сигнальной системы. Наш язык описывает действительность. Но в сущности в процессе описания ее мы воспроизводим логику нашей сущностной деятельности. И также интуитивно воспроизводим все наши движения практически-духовной (эмоциональной) сферы в процессе этой сущностной деятельности.



Язык, а вместе с ним и понятийное мышление (левое полушарие) стремится охватить всю действительность. Мы стремимся осмыслить все. В том числе и сами духовные процессы. Они интуитивны, они не подчиняются мысли, хотя и стремятся наши волевые усилия направить наши переживания в то русло, которое находит правильным наш рассудок, но высшая разумность не в этом. Она в том, что сами чувства истинны. Их истинность также проверяется практикой. Действительностью человека. Художественная литература создает смысловой образ. И этот образ имеет то преимущество перед другими искусствами, что он наиболее конкретен, ибо он непосредственно связан с сущностным характером деятельности нашей субъективности.



Можно вспомнить Канта, который определял, что мы получаем наслаждение от согласованной работы рассудка и воображения. Как раз художественная литература и создает свои образы на основе непосредственного взаимодействия рассудка и воображения. Включает все ресурсы деятельности и того, и другого. причем, здесь как раз и возникает наиболее полная иллюзия жизни в создаваемом воображением образе. И потому, что понятийное мышление непосредственно связано с протеканием жизни, с процессом жизнедеятельности, и потому, что процесс мышления протекает здесь вроде бы точно также, как и в жизни. Но суть здесь еще в том, что мы сосредотачиваемся на процессе понятийного осмысления, а деятельность воображения ведет и построение образа деятельности нашей смысловой духовности, и мы живем в образе посредством деятельности воображения. Думаем и заняты этим, а фактически подчинены процессу переживания мира, проигрывания его в наших чувствах. Потому что речь всегда несет в себе смысловое содержание. Потому-то Лев Толстой и пишет в своей книге "Что такое искусство?", что вся соль в художественном произведении не в самих словах, а в том, что содержится между строк. В литературном художественном образе мыслительный процесс подчинен воспроизведению практически-духовной сферы деятельности нашего духа.



Художественная литература способна создавать бесконечно разнообразные образы. От образа мгновенного и преходящего чувства, до эпического образа в романе. В этом образе внутренний мир личности оказывается сопряженным с самыми существенными событиями эпохи, с тем глубинным содержанием, которое несет в себе эпоха. Если взять роман "Как закалялась сталь" Н.Островского или "Тихий Дон" М.Шолохова, то мы видим наглядно эту сопряженность судьбы героя и эпохи. А сопряженность эта, конечно, раскрывается через деятельность характера, деятельность личности, через страсти и переживания героев.



Декоративное искусство. Нельзя сводить декоративное искусство к привнесению украшательства в утилитарные вещи. Конечно, предметность в целом как таковая имеет какие-то особые декоративные свойства. Как такая предметность, которая соотнесена с всеобщностью практики, всеобщностью субъекта, который есть идеальная тотальность, идеальная всеобщность. Потому человек чувственно соотнесен с предметность в целом как таковой. И человек ощущает всеобщие качества предметности. Ну, скажем, полированные поверхности. Эти всеобщие качества предметности могут носить и национальный характер. Скажем, подогнанный, аккуратный, уложенный предметный мир прибалтов и совершенно не отличающийся такой пригнанностью предметный мир татар.



Но декоративность также связана и с конструкцией вещей человеческого предметного мира. Определение вещи в предметном мире связано с нахождением ее функции, ощущением ее места в целостном мире деятельности, отношением вещи к человеку и наоборот. можно вспомнить слова К.Маркса о том, что чувства человека стали теоретиками, что человек имеет в них вещь как таковую, но сама эта вещь есть предметное человеческое отношение вещи к самой себе, и к человеку, и наоборот. Маркс подчеркивает, что предмет как таковой, вместе с функцией, конструкцией существует только благодаря тому, что есть человек, его деятельность, а потому вне человеческого отношения существовать не может. Именно это "теоретическое" чувственное отношение и должно воспроизводить декоративное искусство. И если взглянуть на декоративное искусство более основательно, то он также живет в поле чувственного самоощущения человечества. И каждого индивида. Здесь и процесс выявления формы предмета согласно его функции, согласно его утилитарного назначения. Но также и определение места его в системе человеческих взаимоотношений. Какое место занимает та или иная деятельность и связанная с ним предметность в той или иной социальной системе. Скажем, функциональное назначение автомобиля вполне очевидно и форма его определяется этим. Но декорационные качества автомобиля связаны также и с чувством престижности в мире капитала. Капитал вообще любит пыжится такими понятиями, как богатство и все связанное с ним. В этом смысле он в человеческом плане мелок, тщеславен. Подлинно человеческое бытие ему недоступно. Просто по его природе.



Потому можно говорить о декоративной пластике предметного мира человечества. И потому абсолютно чистой функциональной конструктивности ни в одной вещи, созданной человеком, найти, видимо, невозможно. Мы как субъекты можем быть только посредством созидательной предметной деятельности, но именно как субъекты мы осуществляем себя посредством предметной деятельности.



Поэтому появление дизайна, художественного конструирования вполне закономерно. Пусть в целях конкурентной борьбы появляется дизайн, но знаменательно то, что он хочет привлечь к этой конкурентной борьбе эстетический вкус индивидов. Он хочет посредством воздействия на эстетический вкус человека привязать его к обществу, основанному на получении прибавочной стоимости. И если с уходом ремесленного труда производственный труд перестал быть эстетичным, то это новое разделение функций в системе общественного производства возлагает производство декоративности на специальных людей. Но и теперь сущность декоративности остается прежней: вещь есть предметное человеческое отношение в к себе самой. И она должна быть таковой, пока есть человек и пока он воспроизводит и производит в этой практике свою субъективность, себя как человека.



Скульптура. Выразительность самого человеческого облика и возможность превращения облика человека в язык чувственной практически-духовной образности приводит к созданию искусства скульптуры.



Человек начал создавать фигурки уже в древности. Можно вспомнить об ископаемых фигурках беременных женщин эпохи матриархата. Можно вспомнить об архитектонических фигурах Древнего Египта. Скульптурные изображения могут быть связаны с воспроизводством мироощущения. Но вспомним более близкую нам фигуру "Солдата", который находится перед входом в Парк культуры на Арском поле. Скульптор Васил Маликов изобразил солдата, который в порыве атаки был сражен, но он и смертельно раненый в этом порыве атаки. В беспримерном стремлении к Победе. И только такое отчаянное и всепоглощающее стремление и могло породить победу над врагом, который направил на нас все силы Европы. Маликов создал произведение монументальной скульптуры. Образ очень обобщенный, схватывающий наиболее существенный момент духовного склада человека нашей эпохи.



Станковая скульптура более близка к индивидуализации. Хотя и она может схватывать наиболее существенные черты характера человека эпохи. Например, скульптура Шадра "Булыжник - оружие пролетариата".



Декоративная скульптура связана с ощущением очеловеченности пространства. Она может не нести в себе черты героизма, подчеркнуто социальные характеристики эпохи как в скульптуре гениальной Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Но характерное для данной эпохи и для данного класса, социального слоя мироощущение воспроизводит.



Живопись. Рисунок. Краски. Цветовые созвучья. Еще один язык практически-духовной образности человека. И еще одно искусство, которое имеет безграничные возможности. Баумгартен говорил, что эстетика есть наука о совершенстве чувственного восприятия. В этом смысле все искусства, в том числе и живопись, можно назвать средством формирования чувственного восприятия человека.



Живопись учит глаз видеть. Учит воспринимать все богатство человеческой действительности. Но и само создает чувственное богатство человеческого мира. В этом отношении живописец творит новое видение мира человеком. Вносит в это видение и в это переживающее видение новые возможности.



Живопись богата различными жанрами. Портрет, натюрморт, пейзаж, станковая живопись, монументальная живопись, декоративные полотна, батальная живопись и т.д.



Необходимо отметить, что и живопись тоже безгранична в своих возможностях. Если взять архитектурный пейзаж, то облик города несет в себе и тот уклад жизни, который характерен для эпохи, но художник исходит также и из характерного для эпохи мироощущения. Он исходит из какого-то эстетического идеала. Мы также можем обратить внимание на то, что складывающийся облик города есть его зрительный образ, есть такой облик, который вырастает из всей совокупной деятельности данного общества. А потому изображение его на полотне есть собственно зрительный образ данного уклада жизни.



Играет ли какую-либо роль предметность в живописи? Или так называемое абстрактное искусство также правомерно, как и такое, которое изображает? Здесь необходимо помнить, что все наши чувства предметны. Не в том смысле, что то или иное чувство связано с каким-то конкретным предметом. А в том смысле, что предметом наших чувств является объективная действительность, процесс ее деятельного осуществления самим человеком. Если искусство располагает таким языком, то оно отражает действительные, объективные процессы. В этом плане необходимо смотреть конкретно. Если вы можете изобразить наслаждение от любования природой не изображая самой природы, как скажем, в музыке, то создавайте образ этого любования. Но можно ли создать наслаждение пейзажем не рисуя природу? Можно ли создать "Портрет незнакомки" не изображая самой незнакомки? Видимо, если отказ от изображения предметного мира есть самоцель, то он не оправдан. Главное здесь не та или иная теоретическая установка, а создание деятельности нашей души в осуществлении нашей действительности. Формирование человеческой субъективности.



Театр. Интересен тем, что здесь на глазах у зрителя актер создает посредством своего "Я" образ. Сам актер и вся его субъективная сфера творят этот образ. И если это актер, сформировавшийся в театральной школе К.Станиславского, то его игра основана на принципе "жизнь непосредственно на глазах у зрителя в предлагаемых обстоятельствах". Говорят, что это исполнительское искусство. Но и творческое. Ибо актер должен силой воображения прожить сценическое время в предлагаемых обстоятельствах и он вносит в этот образ все то, что несет в себе. Писатель творит примерно также. Он тоже живет в предлагаемых обстоятельствах и тоже не волен делать со своим героем что ему вздумается. Он подчиняется логике жизни. Примерно тоже самое происходит и с актером на сцене. В этом смысле любое художественное творчество есть жизнь в предлагаемых обстоятельствах.



Зритель также находится в этой атмосфере творчества. Он проживает жизнь, переживает, проигрывает в своих чувствах ту жизнь, которая происходит на сцене. Естественно, что театр и есть такое искусство, которое воспроизводит эту жизнь так, чтобы пробудить в зрителе это образное видение действительности и переживание в этом образе. Театр строит действие. Создает действие. И потому театр не есть простое воспроизведение того, что написал драматург. Пьеса в книге и пьеса на сцене есть совершенно разные произведения. В пьесе только монологи, диалоги, какие-то события. А живая жизнь в этих диалогах, в этом сюжете и в этой фабуле и интерпретация ее самим театральным коллективом - это уже новое художественное произведение, созданное коллективом. Причем, здесь очень существенно то, что все это происходит непосредственно на глазах у зрителя.



Таким образом, мы видим, что все искусства возникают в определенных исторических условиях и обусловлены определенным духовным складом эпохи, народа, социальной действительности. Теми духовными запросами, которые практически стоят перед тем или иным обществом. Капитализм в целом враждебен художественному творчеству, но он ступень в развитии человечества и потому преодолевая негативные тенденции духовной жизни этого общества в нем также возникает сложная система прогрессивного художественного творчества.



Человечество стремится превратить весь внешний мир в язык своего духовного общения. В котором только и может осуществляться духовная жизнь индивидов и вообще развитие человеческой духовности. В целом можно говорить о синтезе искусств. Если вести речь о духовной жизни общества в целом. Ибо все искусства так или иначе оказывают воздействие друг на друга. Они оказывают воздействие уже тем, что формируют чувственный мир человека, формируют то духовное пространство, в котором мы находимся. В этом едином духовном пространстве живет каждое отдельное искусство



В театре, киноискусстве происходит непосредственный синтез различных видов искусства. Драматургии, исполнительского мастерства, режиссерского мастерства, живописи, танца, музыки, пантомимы и т.д.

    Дома из брусаВоплощая в жизнь свою мечту о строительстве небольшого домика за...
    Выбор и покупка квартиры в ЛыткариноПодмосковье - это то место, где каждой семье будет комфортно...
    Сфера использования воздушных фильтровЧистота воздуха внутри производственного помещения или, к примеру, лечебного учреждения,...
    Магнитные сверлильные станки - эффективное сверление отверстийМагнитный сверлильный станок - это оборудование, которое предназначено для фрезеровки,...
    Как выбрать частотный преобразовательПреобразователь частоты способен менять частоту тока, а также изменять его...