архитектура и строительство

Архитектурные решения

Немного об истории современной архитектуры

Современная архитектура приняла эстафету от своих предшественников из XIX века - Д.Пэкстона и Г.Эйфеля, а затем, из рук в руки, от мастеров рубежа веков - А.Ван де Вельде, Ч.Макинтоша, О.Перре, А.Лооса, П.Беренса и др. Но подлинное рождение современной архитектуры традиционно связывают с именами Райта, Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. И хотя эта "большая четверка" несколько десятилетий задавала тон в архитектурном творчестве, река современной архитектуры была шире и полноводнее, чем ее центральное русло.

Современная архитектура приняла эстафету от своих предшественников из XIX века - Д.Пэкстона и Г.Эйфеля, а затем, из рук в руки, от мастеров рубежа веков - А.Ван де Вельде, Ч.Макинтоша, О.Перре, А.Лооса, П.Беренса и др. Но подлинное рождение современной архитектуры традиционно связывают с именами Райта, Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. И хотя эта "большая четверка" несколько десятилетий задавала тон в архитектурном творчестве, река современной архитектуры была шире и полноводнее, чем ее центральное русло.

В 20-е, безусловно, лидировали европейцы. В.Гропиус строит здание Баухауса. Мис ван дер Роэ открывает десятилетие проектом фантастических стеклянных небоскребов, а завершает блистательным павильоном Германии в Барселоне (1929). Ле Корбюзье провозглашает свои знаменитые пять принципов архитектуры и фиксирует их виллой Савой в Пуасси. Голландец Г.Ритвельд создает маленькое чудо - дом Шредера в Утрехте. Мощно заявляют о себе немецкие экспрессионисты Э.Мендельсон, Г.Шарун, Г.Пельциг, X.Херинг. Последний построит скромную ферму в Гаркау (1924), которая впоследствии станет прообразом многих работ финна А.Аалто, в частности его шедевра 50-х - общественного центра в Сяюнатсало. Приятно сознавать, что в этот период весомый вклад в архитектурную копилку XX века сделала и наша страна.

В 30-е современная архитектура расширяет свои границы, приспосабливая язык международного стиля к местным условиям и традициям. Осуществляется "прорыв" функционализма в Скандинавские страны, Англию, Латинскую Америку. Аалто строит санаторий в Паймио (1933), а затем, вслед за известным домом над водопадом Райта, предъявляет свою версию так называемой органической архитектуры - виллу Майреа. Шведы Г.Асплунд и С.Леверенц создают один из совершеннейших образов ландшафтной архитектуры ХХ века - комплекс лесного кладбища в Стокгольме, творчески используя неоклассическую традицию. Уникальной силы и выразительности достиг в своих работах словенский архитектор И.Плечник, тяготеющий к вневременным монументальным формам. Бразильцы Л.Коста и О.Нимейер при консультации Ле Корбюзье строят в Рио-де-Жанейро здание Министерства просвещения, открывшее путь для создания национального стиля, определенного позже как необарокко.

Современную архитектуру подстерегало много трудностей, в том числе и собственно профессиональных. Но подлинная опасность таилась в политической сфере. Имперским амбициям фашизма и сталинизма был чужд демократический дух авангарда и мало понятны его формы. В Германии, Италии и России создается тяжеловесный имперский стиль. Многие немецкие архитекторы, спасаясь от фашизма, покидают родину. Гропиус, Мис ван дер Роэ и еще несколько выдающихся европейцев эмигрируют в США, распространяя там идеологию нового стиля.

После второй мировой войны никто иной, как Ле Корбюзье, открывает "второе дыхание" современной архитектуры. Обратившись к великой европейской культурной традиции Средиземноморья, которое покорило его еще в далекой молодости, Ле Корбюзье пытается вернуть в архитектуру "волнующую красоту весомых натуральных материалов", нарушая собственные заповеди и открывая мир безграничной свободы формотворчества. Капелла в Роншан и жилая единица в Марселе - манифесты второго, "микеланджеловского" периода творчества Ле Корбюзье, проложившего дорогу брутализму и породившего новую японскую архитектуру, лидерами которой стали ученики Корбюзье.

Очень продуктивными были 50-60-е годы. Обосновавшись в Америке, Мис строит серию металлостеклянных архитектурных кристаллов классической ясности и чистоты. Райт строит музей Гугенхейма в Нью-Йорке, вызвав и бурю восторгов, и резкую критику мирового архитектурного сообщества. Аалто создает лучшие произведения так называемого красного периода. Г.Шарун возводит здание Берлинской филармонии (1964). А несколькими годами позже Мис завершает здесь же строительство здания национальной галереи.

С уходом "большой четверки" возник своеобразный вакуум, но наступило и определенное облегчение - слишком деспотичным казалось многим ее влияние в архитектуре. Но вскоре всем стала очевидной титаническая работа, проделанная этими великими мастерами, первым среди которых по праву признан Ле Корбюзье.

Маэстро оставил немало учеников и последователей. Многие крупнейшие мастера, работавшие рядом и пришедшие после - К.Танге, Л.Кан, Д.Стирлинг, Р.Мейер, Т.Андо и др., испытали на себе сильное воздействие его творчества.

Современную архитектуру лишь однажды пытались подвергнуть остракизму. Но из этой затеи ничего не вышло. Постмодернистский переворот 30-х годов, подготовленный ловкими, но недальновидными "боевиками", воспринимается сегодня как неудавшаяся попытка внедрения американского архитектурного менталитета в европейскую традицию. Надо признать, что в доктрине постмодернизма было много привлекательного, но его конкретная практика дискредитировала даже то, что обещало неплохие перспективы. Конечно, крупные мастера смогли извлечь из его опыта продуктивные результаты и построить достойные сооружения. Достаточно вспомнить здание нового городского музея в Штутгарте, ставшее одной из лучших работ Д.Стирлинга. Но многие вообще прошли мимо легковесной привлекательности постмодернизма. Его быстротечность и поверхностный историзм лишь обострили чувство современности, подтолкнув архитектуру к обновлению средств, адекватных новейшим проектным и строительным технологиям.

Новое поколение архитекторов обратилось к наследию современной архитектуры, поняв, что новейшие технологии помогут воплотить в жизнь многие фантазии 10-20-х годов. Хай-тек и деконструктивизм - два наиболее ярких течения современной архитектуры, противостоящих постмодернизму и активно осваивающих архитектурное пространство конца ХХ века. Истоки этих течений - в начале века, в том числе в творчестве русских конструктивистов и кубофутуристов. Работы западных звезд деконструктивизма Ф.Гери, 3.Хадид, Д.Либескинда немыслимы без проектов Н.Ладовского и В.Кринского. Отрадно, что задуманное ранее реализуется сегодня. Печально, что оно реализуется не на родине его творцов.

Puzzleton исключит эффект 'линзы' на фасадахМеталл Профиль запустил линию по производству новых фасадных кассет ...
Продажа зимних и летних шин в Домодедово. Интернет магазин зимней и летней резины в ДомодедовоПродажа зимних и летних шин в Домодедово. Интернет магазин зимней...
МеталлопрокатНеобходимо отметить, что металлопрокат представляет собой металлическую заготовку, прошедшую обработку...
Как правильно выбрать 'металлического охранника' для вашего жилищаНеобходимым атрибутом любой квартиры является входная дверь. Она, как правило,...
Выбор ручных лебедок для СИПСпециалисты, хоть раз сталкивавшиеся с монтажом кабелей, знают, как важно...