архитектура и строительство

Архитектурные решения

Немного об истории современной архитектуры

Современная архитектура приняла эстафету от своих предшественников из XIX века - Д.Пэкстона и Г.Эйфеля, а затем, из рук в руки, от мастеров рубежа веков - А.Ван де Вельде, Ч.Макинтоша, О.Перре, А.Лооса, П.Беренса и др. Но подлинное рождение современной архитектуры традиционно связывают с именами Райта, Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. И хотя эта "большая четверка" несколько десятилетий задавала тон в архитектурном творчестве, река современной архитектуры была шире и полноводнее, чем ее центральное русло.

Современная архитектура приняла эстафету от своих предшественников из XIX века - Д.Пэкстона и Г.Эйфеля, а затем, из рук в руки, от мастеров рубежа веков - А.Ван де Вельде, Ч.Макинтоша, О.Перре, А.Лооса, П.Беренса и др. Но подлинное рождение современной архитектуры традиционно связывают с именами Райта, Гропиуса, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. И хотя эта "большая четверка" несколько десятилетий задавала тон в архитектурном творчестве, река современной архитектуры была шире и полноводнее, чем ее центральное русло.

В 20-е, безусловно, лидировали европейцы. В.Гропиус строит здание Баухауса. Мис ван дер Роэ открывает десятилетие проектом фантастических стеклянных небоскребов, а завершает блистательным павильоном Германии в Барселоне (1929). Ле Корбюзье провозглашает свои знаменитые пять принципов архитектуры и фиксирует их виллой Савой в Пуасси. Голландец Г.Ритвельд создает маленькое чудо - дом Шредера в Утрехте. Мощно заявляют о себе немецкие экспрессионисты Э.Мендельсон, Г.Шарун, Г.Пельциг, X.Херинг. Последний построит скромную ферму в Гаркау (1924), которая впоследствии станет прообразом многих работ финна А.Аалто, в частности его шедевра 50-х - общественного центра в Сяюнатсало. Приятно сознавать, что в этот период весомый вклад в архитектурную копилку XX века сделала и наша страна.

В 30-е современная архитектура расширяет свои границы, приспосабливая язык международного стиля к местным условиям и традициям. Осуществляется "прорыв" функционализма в Скандинавские страны, Англию, Латинскую Америку. Аалто строит санаторий в Паймио (1933), а затем, вслед за известным домом над водопадом Райта, предъявляет свою версию так называемой органической архитектуры - виллу Майреа. Шведы Г.Асплунд и С.Леверенц создают один из совершеннейших образов ландшафтной архитектуры ХХ века - комплекс лесного кладбища в Стокгольме, творчески используя неоклассическую традицию. Уникальной силы и выразительности достиг в своих работах словенский архитектор И.Плечник, тяготеющий к вневременным монументальным формам. Бразильцы Л.Коста и О.Нимейер при консультации Ле Корбюзье строят в Рио-де-Жанейро здание Министерства просвещения, открывшее путь для создания национального стиля, определенного позже как необарокко.

Современную архитектуру подстерегало много трудностей, в том числе и собственно профессиональных. Но подлинная опасность таилась в политической сфере. Имперским амбициям фашизма и сталинизма был чужд демократический дух авангарда и мало понятны его формы. В Германии, Италии и России создается тяжеловесный имперский стиль. Многие немецкие архитекторы, спасаясь от фашизма, покидают родину. Гропиус, Мис ван дер Роэ и еще несколько выдающихся европейцев эмигрируют в США, распространяя там идеологию нового стиля.

После второй мировой войны никто иной, как Ле Корбюзье, открывает "второе дыхание" современной архитектуры. Обратившись к великой европейской культурной традиции Средиземноморья, которое покорило его еще в далекой молодости, Ле Корбюзье пытается вернуть в архитектуру "волнующую красоту весомых натуральных материалов", нарушая собственные заповеди и открывая мир безграничной свободы формотворчества. Капелла в Роншан и жилая единица в Марселе - манифесты второго, "микеланджеловского" периода творчества Ле Корбюзье, проложившего дорогу брутализму и породившего новую японскую архитектуру, лидерами которой стали ученики Корбюзье.

Очень продуктивными были 50-60-е годы. Обосновавшись в Америке, Мис строит серию металлостеклянных архитектурных кристаллов классической ясности и чистоты. Райт строит музей Гугенхейма в Нью-Йорке, вызвав и бурю восторгов, и резкую критику мирового архитектурного сообщества. Аалто создает лучшие произведения так называемого красного периода. Г.Шарун возводит здание Берлинской филармонии (1964). А несколькими годами позже Мис завершает здесь же строительство здания национальной галереи.

С уходом "большой четверки" возник своеобразный вакуум, но наступило и определенное облегчение - слишком деспотичным казалось многим ее влияние в архитектуре. Но вскоре всем стала очевидной титаническая работа, проделанная этими великими мастерами, первым среди которых по праву признан Ле Корбюзье.

Маэстро оставил немало учеников и последователей. Многие крупнейшие мастера, работавшие рядом и пришедшие после - К.Танге, Л.Кан, Д.Стирлинг, Р.Мейер, Т.Андо и др., испытали на себе сильное воздействие его творчества.

Современную архитектуру лишь однажды пытались подвергнуть остракизму. Но из этой затеи ничего не вышло. Постмодернистский переворот 30-х годов, подготовленный ловкими, но недальновидными "боевиками", воспринимается сегодня как неудавшаяся попытка внедрения американского архитектурного менталитета в европейскую традицию. Надо признать, что в доктрине постмодернизма было много привлекательного, но его конкретная практика дискредитировала даже то, что обещало неплохие перспективы. Конечно, крупные мастера смогли извлечь из его опыта продуктивные результаты и построить достойные сооружения. Достаточно вспомнить здание нового городского музея в Штутгарте, ставшее одной из лучших работ Д.Стирлинга. Но многие вообще прошли мимо легковесной привлекательности постмодернизма. Его быстротечность и поверхностный историзм лишь обострили чувство современности, подтолкнув архитектуру к обновлению средств, адекватных новейшим проектным и строительным технологиям.

Новое поколение архитекторов обратилось к наследию современной архитектуры, поняв, что новейшие технологии помогут воплотить в жизнь многие фантазии 10-20-х годов. Хай-тек и деконструктивизм - два наиболее ярких течения современной архитектуры, противостоящих постмодернизму и активно осваивающих архитектурное пространство конца ХХ века. Истоки этих течений - в начале века, в том числе в творчестве русских конструктивистов и кубофутуристов. Работы западных звезд деконструктивизма Ф.Гери, 3.Хадид, Д.Либескинда немыслимы без проектов Н.Ладовского и В.Кринского. Отрадно, что задуманное ранее реализуется сегодня. Печально, что оно реализуется не на родине его творцов.

Vip квартира в Минске - приятный отдых в красивой обстановкеПожалуй, максимально комфортно можно разместиться при поездке в Минск только...
Чем хороша собственная вилла на Северном Кипре?Практически каждому жителю России хорошо известен остров Кипр, который уже...
Вступление в СРО, регистрация юридического лица, арбитражВступление в СРО - процесс очень непростой и серьезный, требующий...
электрические конвекторы отопленияВ настоящее время, многочисленные магазины и дачные рынки предлагают широкий...
Экологичная парковка для автомобиляОбычная парковка на дачном участке, не значит правильная. Не так...