"C'est le rendez-vous des arts - это место встречи искусств",
- сказал один французский пейзажист, любуясь Ватиканским садом. Cуществуют сады, образующие поэмы в цветах и деревьях. Такие сады, будучи созданием общей матери всех изящных искусств -
архитектуры, гармонично сочетают в себе пластику и живопись. В садовом зодчестве общую картину создает один и тот же гений, руководящий всеми деталями. Тут он расположил мраморную группу, там назначил место для цветника, здесь фонтан. Он же разместил фрески и клумбы, распределил лужайку и аллеи, воздвигнул террасы и киоски, а потому и все создание производит целостный, упоительный эффект.
В устройстве парка находит свое решение вопрос о преобладании архитектуры или живописи, о роли естественных и искусственных мотивов. Все эти вопросы неразрывно связаны с общей культурой. В садах, рельефнее, чем где либо, вылился
нравственный отпечаток народа в каждую эпоху его бытия. Тут человек высказался весь, со всеми своими особенностями и наклонностями, мыслями и чувствами, политическими и религиозными понятиями, общественными взглядами и нравственными началами. Тут, как в фокусе, отразился его духовный мир, и выразился в том, что принято называть стилем. Очевидно, что, при таких условиях, сад играет не менее важную роль, чем сама архитектура.