архитектура и строительство

Обаяние старины

ДомЛюбопытная закономерность: на сломе веков обычно появляется стиль, который можно назвать "археологическим" или архитектурной "фантазией" на историческую тему. Так было в конце XVIII века, когда толпы архитекторов, художников и путешествующих дворян ринулись наблюдать за грандиозными раскопками античных Помпей и Геркуланума. Древние руины тщательно зарисовывались, обмерялись и потом воспроизводились в усадьбах. Интерьеры заполнялись слепками старины, парки - обломками гротов и арок, придавая ландшафту и быту обаяние Roma Antiki (отсюда и название "романтика", т. е. "итальянские древности"). Так было и в конце XIX столетия, когда в противовес железобетонным конструкциям модерна, в дворянских особняках всячески подчеркивался "шарм" старины: ценились двери и ставни, изъеденные жуком - древоточцем, "кракелюр" на деревянных панелях, каменные львы на постаментах, "потертые" временем фонтаны, густо увитые плющом. Все это, по мнению домовладельцев, придавало поместью, в отличие от буржуазных новостроек, аристократически древний облик.

Аналогичная тенденция наблюдается и сегодня. В отличие от исторического стиля, где на первый план выдвигается задача стилистического воспроизведения архитектурных форм прошлых эпох, "археологический" стиль главное внимание сосредотачивает на эстетике разрушительного действия времени. Суть его в следующем: новое современное здание строится так, будто стояло здесь века (и соответственно состарено ушедшими эпохами). При отделке используются элементы якобы "археологических находок", случайно обнаруженных в процессе строительства: фрагменты древнего фундамента, открывающиеся взору сквозь прозрачный пол; кладка стен из камня, заросшего мхом и "грибами"; мозаичные вкрапления или остатки фресок; полуистлевшие куски шпалер, треснувшие мраморные колонны и т. п.

Какие - то части сооружения могут вообще выглядеть как живописные руины, а органичным дополнением к ним становятся травы, мхи и кустарники, "ненароком" проросшие сквозь каменную кладку. Все это создает эффект многовековой, богатой событиями истории строения, особенно, если она подкрепляется специально созданной по этому случаю легендой.

Замки с привидениями

В Европе сейчас этот стиль чрезвычайно популярен, так что следует ожидать его пришествия и на наши отечественные просторы. Например, современное строительство в Шотландии, стране туристического паломничества, ведется, как правило, на основе сохранения традиции или имитации глубокой старины в качестве основного материала в создании частных особняков, административных строений, гостиниц, ресторанов и т. п. используется натуральный камень. А чтобы придать дому старинный вид и "ретро - шарм" кладка обычно делается нарочито неаккуратной, с местами выпавших, якобы от времени, фрагментами. Иногда архитекторы применяют специальные приемы, чтобы состарить камень. Например, выдерживают его 2 - 3 месяца под слоем земли (от чего он покрывается мхом и пятнами) или помещают в костер (от чего он приобретает "историческую" черноту и живописные трещины). Приемов много, но смысл их один: если нет возможности использовать подлинные строительные материалы, применяют новые, но особым образом максимально "состаренные". Это относится практически ко всему: дереву, тканям, стеклу, бронзе.

Особое очарование "старинным" замкам, дворцам и домам Шотландии придают отделочные элементы, покрывающие сложным орнаментом стены, особенно вокруг окон и дверей. В прошлые столетия они изготавливались сложной ручной обработкой камня. Для того чтобы подобный декор мог применяться и в современных постройках, еще в 1971 году в Великобритании фирмой "Haddonstone" была разработана специальная технология, заменяющая трудоемкую ручную резьбу по камню более технологичным литьем из бетона. Так же бережно относятся шотландцы к истории и в устройстве частных и общественных интерьеров. На стенах, в особых застекленных нишах с подсветкой, можно увидеть "музейные экспонаты" - керамические сосуды, скульптуры, воинские доспехи и даже полуистлевшие пергаментные свитки с неясными письменами.

Так же и в саду. Вообще, для стиля "археологической фантазии" очень важен окружающий пейзаж: здание смотрится как часть природы, а деревья, цветы и кустарники становятся выразительной деталью архитектурной формы, словно прорастая сквозь нее. Не модно, если сад выглядит аккуратно ухоженным и геометрически правильным. Стильно, если сад кажется старинным и слегка запущенным. Для этого используют насыпи из природных камней, сложенные из замшелых валунов гроты и романтические руины в виде остатков крепостных стен. Даже старые коряги погибших деревьев не выбрасывают, а делают деталью ландшафтной композиции. Все малые архитектурные формы в саду: отдельные стоящие колонны с "ущербной" капителью, беседки, фонтаны, каменные вазы и скульптуры на постаменты должны в соответствии с требованиями стиля иметь печать износа: неровности, подтеки и трещины.

Эстетика руин

Кровля здания, заросшая травами и мелкими кустарниками, - сейчас во всей Европе популярный элемент археологического стиля. Оказывается, деревья на крыше могут прорастать не только сквозь прорехи, но и на самом надежном покрытии. Оригинальная технология изготовления такого кровельного "озеленения" принадлежит французской фирме "Siplast". Суть этой системы в следующем: на бетонное покрытие наносят специальный жидкий состав для последующего прикрепление материала с бетоном. Затем укладывают утеплитель и гидроизоляционный материал. Корни растений, подходя к этому материалу, не разрушают его, а стелются вдоль. Он так же устойчив к применению различных удобрений, которые необходимы для поддержания растительного покрова. Сверху кладут специальные плиты на специальную мастику - они обеспечивают теплоизоляцию грунта, а уже сверху плит намазывают битум и гравий флекс. Дренажную систему обеспечивают пенопласт и геотекстиль. Только после этого насыпаю грунт для растений, состав которого зависит от растительного покрова: трава, мхи и лишайники, папоротник, кустарники, цветы и т. п. Таким образом, верхний слой такой кровли будет жить по законам природы и "археологической фантазии", а подкровельное пространство по законам инженерии.

Для воплощения мечты о родовом "дворянском гнезде" необходимы различные строительные материалы, от дерева до гранита. Однако самым удобным был и остается бетон, который с помощью особых технологий можно "состарить" в соответствии с архитектурным замыслом. Одним из существенных фактором, повлиявших на широкое распространение этого материала, стала его долговечность. Из бетона, производимого из серого или белого портландцемента, кварцевого песка и минеральных пигментов, формированного тем или иным способом в специальной оснастке, можно изготовить любой элемент "археологического стиля" - портик, башенку, балюстраду, античный грот, монументальную скульптуру и пр. С помощью особой пескоструйной обработки можно искусственно придать благородную патину времени любому элементу из архитектурного бетона. Кроме этого, готовые изделия можно окрашивать, имитируя древнюю кладку из кирпича или натурального камня. Ряд технологий предусматривает добавление пигментов в смесь уже в процессе изготовления - это позволяет имитировать практические любые породы камня.

И, разумеется, создание старинного поместья немыслимо без соответствующего ландшафтного дизайна с архитектурными видами мощения, малыми архитектурными формами и скульптурой. Именно вазоны, фонтаны, каскады, ротонды превращают все вокруг строения в романтическое пространство, где царствует природа, история и искусство.

Пробка - "радость монаха"

Безусловно, внешняя отделка здания требует и соответствующего интерьерного оформления. С помощью декоративной облицовочной плитки, имитирующей грубую пещерную кладку, готические камни или византийскую плинфу, можно воссоздать атмосферу практически любой исторической эпохи. В этом отношении заслуживает внимания плитка бельгийской фирмы "DE RYCK", специализирующейся в дизайн разработке т. н. "вариативного камня" - "под выветренный туф", "античный кирпич", "обломок скалы" и т. п. Плитка отличается высокой прочностью, термостойкостью и морозоустойчивостью и при этом плитка не так дорога, как керамическая.

ДекорЭффекта коры старого дерева в отделке стен или иных фрагментов интерьера можно достигнуть с помощью декоративных покрытий из натуральной пробки (их поставщиком на украинском рынке является фирма "ЭНРАН - АМОР"). Еще в эпоху Средневековья кора средиземноморского пробкового дуба использовалась в строительстве испанских и португальских монастырей. Этот материал отличается рельефной фактурой, что создает на ее поверхности живописную игру светотени и, образно говоря, "морщины времени" в облике дома. Плиты из пробки разнообразны по текстуре, цветовым оттенкам, что дает возможность для инкрустаций, комбинирования и всевозможных "археологических игр" со временем и пространством. Немаловажно и другое: обладая экологичностью, долговечностью и прочими высокими достоинствами, этот материал прекрасно сочетается с другими видами покрытий (камень, дерево, штукатурка и т. д.) и практически со всеми стилями интерьеров и мебели.

А для привнесения в гипсокартонный интерьер романтики и обаяния древних крепостных замков, можно обратиться к легкому полистирольному профилю, который великолепно имитирует деревянные конструкции, покрытые патиной времени (например, балки и балясины из полистирола немецкой фирмы DECOSA). Как видим, перешагнув рубеж тысячелетий, мы с одной стороны, стремимся в будущее, а с другой - все чаще оглядываемся назад и не спешим освободиться от романтических иллюзий. И неважно, что особняку всего несколько месяцев - можно всех убедить, что здесь еще жил ваш прадед, что многие вещи напоминают о нем: Словом, всегда можно создать сказку и, главное, поверить в нее самому.

Автор: Алла Бычкова

Источник: Stroyrec.com.ua

Искать в интернете: Обаяние старины

Цена клееного бруса за кубВсё чаще в коттеджном строительстве стали применять такой материал, как...
Обзор Microsoft Xbox OneВ наше время трудно поразить геймеров какой-то новинкой. Объединение современных...
Купить надежный коттеджный лифт'И старость полна наслаждений, если только уметь ею пользоваться' -...
Как работает приточно-вытяжная вентиляция на примере промышленного здания | статья от Тверь-ПромВ том, как работает приточно-вытяжная вентиляция, нет ничего сложного для...