
Современные дизайнеры привыкли использовать для украшения интерьера самые неожиданные вещи: раритетную технику, консервные банки, скелеты животных и даже предметы культа. Любой предмет становится прежде всего эстетическим объектом, а сакральный смысл отходит на второй план. Неважно, какой смысл несет африканская маска - она удачно смотрится в хай-тек интерьере. А статуя чудовищной богини Кали своей живописностью подчеркнет стиль модной гостиной.
Профанация предметов, несущих серьезную смысловую нагрузку, может обернуться конфузом, если специалист-искусствовед или культуролог укажут вам на неуместность подобного украшения. Используя аутентичную вещь в сомнительных целях, вы демонстрируете гостям невысокий уровень культуры, а также лишаете себя возможности блеснуть эрудицией.
Например, стоит ли настоящий восточный ковер своих денег, если вы не знакомы с его историей и символикой? Вряд ли, ведь это своеобразная маленькая модель земного рая, которой начинается и кончается вся бытовая сфера восточного человека.
Производят восточные ковры Индия, Марокко, Турция, Тунис, Афганистан, Туркменистан, Пакистан и другие страны, но только Иран, наследник Персии, считается такой же Меккой ковроткачества, как Брюссель - столицей кружевоплетения.
Прелесть персидского текстиля заключается не только в изысканной композиции рисунка и тонкой цветопередаче. Его основное достоинство - непревзойденное качество. Даже в наши дни иранские производители ковров используют главным образом ручной труд. На квадратный метр такого шерстяного шедевра приходится до 900 тысяч узелков! Именно благодаря кропотливой работе трудолюбивых восточных женщин до нас дошли ковры, возраст которых исчисляется веками.
Сложный орнамент в традиционном ткачестве - это не просто прихотливая игра фантазии, а своеобразный экстракт восточного ислама и народных верований. Персидский ковер, сделанный руками настоящих мастериц, никогда не будет изображать что-то случайное. Каждый изгиб цветка, стебля, листьев и завитушек можно прочесть, как символическую азбуку.
По середине большинства восточных ковров находится медальон, похожий на раскрывшийся цветок, символизирующий присутствие всеведущего бога в этом мире. Весь остальной узор подчинен ему.
Деталь под названием гул (то есть цветок) представляет собой стилизованную розу, прекрасную жизнь, которой суждено скоро прерваться.
Буте (лист) означает каплю воды или сосновую шишку.
Махи (в переводе - рыбы) - один из самых древних орнаментов. Иногда ковер полностью заполняется золотистыми чешуйками, иллюстрируя старинное поверье о рыбах, всплывающих ночью на поверхность озера, чтобы полюбоваться игрой лунных бликов.
Как бы ни были разнообразны узоры, покрывающие ковры, Иран, Индия, Китай и Пакистан черпают их из одних и тех же источников - народных верований и религиозных традиций ислама.
http://www.topdom.net/s299.php