архитектура и строительство

Суше значит умнее?

В 90-х дизайн стал "стилем", формой без значения и попал в лапы рынка. Формы изощрялись, в их смене была дурная бесконечность. Голландская группа "Дроох дизайн", созданная искусствоведом Ренни Рамакерс, предложила выход из тупика.

Мы привыкли, что вещи молчаливы и пассивны. На стуле сидят, другого назначения у него нет и не будет, как его ни украшай, как ни совершенствуй его конструкцию и форму. Это скучно. "Дроох дизайн" предъявляет к вещам те же требования, что и людям: чтоб были личностями, осознавали себя (чашка, состоящая из застывшего чайного сиропа, понимает, кто она такая). Более того, дроох-вещи вступают с человеком в контакт, передразнивают его и провоцируют. "Личное кресло-качалка" с подлокотниками, выросшими в двухметровые стенки: спрятался за ними и качайся на здоровье, - удобный способ доказать всем, что ты их не замечаешь. Или скамейка "Станем ближе": по поверхности катаются стеклянные шарики, по ним - тарелки-сиденья. Сесть на такую и не стать к кому-нибудь ближе не получится. Так "наглые" вещи интерпретируют твое поведение.

В стремлении распечатать герметизм вещей, очеловечить их "ДД" имеет предшественников. По мнению Ренни, это группа "Алхимия Алессандро Мендини (70-е) и "Мемфис" Этторе Соттсасса (80-е). Обе группы выплыли на волне постмодернизма. "Алхимики" были циниками и нигилистами, послали подальше рациональный аналитический дизайн Баухауза, продержавшийся с 30-х до 70-х, но ничего позитивного не предложили, лишь констатировали, что дизайн ответов на "проклятые" метафизические вопросы не дает. "Мемфис" пустился во все тяжкие анархического дизайна без границ, который не морализирует, но питается всем подряд: китчем, попсой и т.д. Неизбежная встроенность в общество потребления стала поводом для иронии, а не для протеста. В 90-х дизайн стал "стилем", формой без значения и окончательно попал в лапы рынка. Формы изощрялись, в их смене была дурная бесконечность. "Дроох дизайн" же, стартовав в 1993 в Милане, предложил строгий дизайн "без оборочек", но переполненный идеями. И снискал признание, не заглохшее и поныне. Благодаря продвинутой компании DMD, группа получила производство.

"Droog design" буквально переводится как "сухой дизайн". Что вы хотели сказать этим названием? Droog, или dry по-английски, - также означает "базовый", лежащий в основе. Это дизайн, в котором есть идея, но нет заботы о внешней красоте. Он не имеет отношения к стилю.

То есть форма вас не интересует? Наоборот, очень интересует. Но не та форма, которая делает стиль (не линия, не тот или иной изгиб, цвет или декор). А форма, которая отражает содержание смысл.

Как вы определите направление вашей деятельности? Быть "сlеаг", прояснять.

Если я правильно поняла, "Дроох дизайн" изучает скорее устройство мозгов, нежели что-то другое? Работа на стыке с психологией и философией? Как вам сказать... Мы занимаемся очень простыми вещами. Например проект "Ме, myself and you" ("Я, я сам и ты"). Это о том, как вы взаимодействуете с другими людьми, открыты вы общению или закрыты. Существует ведь проблема Другого и контакта с ним, проблема понимания - ладно, называйте это философией и психологией, если хотите. Отношения между людьми - это очень фундаментальная проблема, "базовая". Поэтому мы ее выбрали: она находится в пределах смысла, который мы вложили в наше название.

Заниматься "базовыми" проблемами опасно (далеко не все люди к этому готовы и стремятся). К тому же часто это коммерчески невыгодно. Как вам пришло в голову выбрать именно этот путь? В 1993 году я была главным редактором дизайнерского журнала. Я историк искусства по образованию (моя научная тема - связь искусства и промышленности). Была критиком. По роду деятельности много общалась с молодыми дизайнерами, наблюдала за ними. И хотя они были из разных стран и не знали друг друга, но я замечала у многих из них общее настроение в мыслях. Я стала собирать их вместе на маленьких выставках, чтобы лучше выявить это общее в способе думать. В 1993-м мы Гийсом Баккером придумали название "Дроох дизайн" и выступили в Милане. Инициация собственного проекта состоялась чуть позже. Состав группы непостоянен, он все время меняется.

Все-таки вещи "Дроох дизайн" очень специфические. Кто ваш адресат? Нет никакого специального адресата. Это обычные люди, которые получают удовольствие от веселых игровых вещей... Предметы "Дроох дизайн" достаточно дороги, потому что мы маленькая компания у нас нет собственного производства. Но они вполне демократичны, как коврик с резиновыми "каплями воды". Они радуют вас, общаются с вами.

Источник: Журнал "Интерьер + Дизайн"

Искать в интернете: Суше значит умнее?

Гранит в интерьере. Респектабельность и не толькоГранит, как средство воплощения дизайнерских замыслов, удобен во всех смыслах....
Использование ворот и шлагбаумов для защиты частной собственностиИмея в наличии частный дом или же собственное предприятие, обеспечение...
Телевидение и интернетСовременные телевизоры сильно изменились со времен своего появления. Изменился не...
Текстиль и дизайн.Дизайнеры утверждают, что проще всего изменить дизайн любого помещения, как...
Можно ли использовать балкон зимой полноценно.Зимой балкон нам нужен не меньше, чем в любое другое...