Возможности света поистине УДИВИТЕЛЬНЫ. Ведь он позволяет создать настроение: сад может стать таинственным и загадочным, праздничным; звать к спокойному созерцанию или удивлять драматичностью контрастов. Достичь необходимого эффекта не так просто, ведь художественное впечатление те достигается только в том случае, если учтены все технические тонкости.
Кроме того, было бы неплохо совместить эстетическое начало с практическим, ведь свет выполняет прежде всего утилитарные задачи -обеспечивает хорошую видимость на участке и в его окрестностях. Создание красивой световой композиции интересно сравнить с фотосъемкой. Фотограф тоже в некотором роде создает сцену главное для него - выбор точки съемки, объектов в кадре. В отличие от фотографа, дизайнер ландшафтного освещения вычленяет непосредственно сцену из темноты, придавая объектам необходимую яркость согласно своему замыслу.
Однако законы композиции, как для фотографии, так и для светового дизайна едины. Ведь можно залить светом весь участок, можно выделить только дорожки или подчеркнуть особо любимые деревья и кустарники. Какое именно растение удостоится ночной подсветки? Самое любимое, самое необычное? Громадная липа, разросшиеся кусты акации или экзотический клен с резными листьями? Как именно разместить светильники, чтобы сад выглядел наиболее привлекательно?
Для достижения необходимого эффекта специалисты руководствуются базовыми приемами, главный из которых - глубина сцепы. Как правило, световая сцена приобретает наибольшую глубину при максимально освещенном заднем плане, умеренно освещенном переднем и затененной середине.
Впрочем, из этого правила бывают исключения. Наиболее важные элементы композиции, задающие структуру сцены, называются фокальными точками. Одна фокальная точка позволяет организовать пространство по законам формальной симметрии, что придает сцене устойчивость и спокойствие, либо асимметрично, что, наоборот, используется в динамичных композициях. Если фокальных точек несколько, считается, что для устойчивости сцены их количество должно быть нечетным (например, три).
К элементам световой композиции относятся также баланс и согласованность.
Симметрия и асимметрия - два основных вида баланса. Очень близко к этому понятию находится ритм. Подсветка повторяющихся объектов (например, ряда деревьев) позволяет получить визуальную связь между различными элементами композиции.
Согласованность (цельность, когерентность) - один из наиболее важных композиционных факторов. Он определяет совместную работу различных элементов композиции при создании единой картины. Зачастую фокальные точки представляют собой световые пятна, разделенные темными зонами. В этом случае налицо недостаток согласованности и надо снизить контраст, добавив, например, немного мягкого рассеянного света.
Качество света может быть разным. Резкий создастся точечными источниками (солнце, нить лампы накаливания, разрядные лампы). Такое освещение усиливает контраст, подчеркивает форму, линии, очертания, текстуры, может создавать игру света (эффект искрящегося света), но может быть причиной ослепляющего света, резать глаза. Мягкий свет (от облачного неба, отраженный от предметов, рассеиваемый диффузорами светильников) уменьшает общий контраст и повышает согласованность сцены.
Однако соблюдение данных принципов требует серьезных затрат, а это не всегда отвечает финансовым возможностям клиента. Простое сокращение количества источников света из соображений экономии -подход сомнительный, поэтому лучше в таких ситуациях применять менее дорогие светильники.
Конечно, освещение должно соответствовать архитектурной стилистике усадьбы. Формальные, симметричные световые композиции больше тяготеют к классическим архитектурным стилям, регулярному ландшафту строгой геометрии аллей и дорожек. Динамичные асимметричные световые решения можно рекомендовать для менее формальной архитектуры. Немаловажен и дизайн самого светильника. Впрочем, это именно то, что действительно учитывается в реальной практике. Вероятно, потому что дизайнер прежде всего заботится о "дневной" картинке. Но недостаточное внимание к световой композиции приводит к тому что ночью ландшафт скучен и малоинтересен, а вклад очень дорогих и стильных "эксклюзивных" светильников в освещение более чем сомнителен. Выходом может быть использование скрытых функциональных светильников, которые устанавливаются в самых неожиданных местах: на деревьях, зданиях, стойках и т д. При этом недорогие функциональные светильники применяются для создания световой картины, а декоративные - как стилеобразующий элемент (скажем, традиционные каменные фонари в японском саду).
Что касается характеристики света с точки зрения направленности, то это так называемое фронтальное, боковое, верхнее, нижнее и заднее (контровое) освещение.
Если растения, газоны, дорожки подсвечивать сверху вниз в темное время, они будут выглядеть привычно, как днем. А вот когда свет и тени меняются местами (происходит это в том случае, если поставлена подсветка "снизу вверх"), возникают интересные контрастные эффекты. Мягкое заполняющее освещение используют, если не хочется выделять детали, а для обратного эффекта применяют акцентное.
Ночной ландшафт наиболее привлекателен с высоким уровнем согласованности, смягченными контрастами и отсутствием ослепляющего освещения. Обычно такого результата можно добиться лишь применением многих источников света при их меньшей мощности. Отступление от этого принципа приводит к исчезновению композиционных деталей - свет остается, но магия улетучивается.
Напомню еще раз, что все эти сведения пригодятся в лишь том случае, если выработана общая концепция. Только после ее разработки можно приступать к деталям. Надо учитывать также, что существуют еще и частные нюансы освещения дорожек, скульптор, водоемов, фонтанов и других отдельных элементов ландшафта.