архитектура и строительство

Андалусские мотивы

садСтереотипы местности

В садовом искусстве желание придать саду или его части дух той или иной местности - очень частый прием. Средств для этого много. Два самых простых - использовать те самые растения и те самые архитектурные детали, которые вызывают у нас соответствующие ассоциации. Цель можно считать достигнутой, а использованные средства оправданными, если зритель воскликнет: "Мне это что-то напоминает!" (для этого нужен хоть какой-то опыт, иначе ассоциациям не на что будет опереться и они попросту не возникнут). Даже тем, кто никогда не был в Испании, тем более в ее самой странной части, в древней Андалусии, что-то в этом саду навевает те самые средиземноморские мотивы. Даже если стереотип этот был воспринят и усвоен не через собственный опыт, а по иллюстрациям и описаниям.

Итак, намеки, заложенные в композицию, будут поняты, а загадки разгаданы, если человек вооружен некоторой суммой опыта и прежних впечатлений и обладает свободой воображения, чтобы додумать недосказанное. Ребенку эти намеки ничего не скажут, но в меру образованному взрослому, неизбежно пребывающему в тенетах своих стереотипов (на что, собственно, и рассчитано!), этот язык вполне доступен. И что ж тут южного? А вот что.

Белые мазаные стены - это ли не стереотип некоего абстрактного юга? Белые стены наводят на мысль, что, наверное, здесь мало дождей (как бы много их ни было на самом деле). Важно только поддерживать стены в их белизне, подмазывая, как подмазывают мазанки каждую весну, и не давать дождю забрызгивать низ стены, отбивая обычную грязную жижу вдоль нее. Некрасиво получится.

Керамика - вещь беспроигрышная. "Интеллектуалы тяготеют к керамике", - сказала мне недавно одна керамистка, делающая удивительные плитки ручной росписи для одного вычурного интерьера. Она говорила и о том, что каждый из людей, великих и не очень, хоть раз в жизни задумывавшийся о вечном, в ходе своих размышлений задевает мыслями идею о запечатлении времени на сосудах или изразцах. Что достают с затонувших кораблей? - горшки и амфоры. Что удивляет на куполах древних мечетей и медресе? - изумрудные и лазурные, цвета неба, изразцы. Ряд можно продолжить, но для нас сейчас важно только то, что всякий кафель подспудно воспринимается как нечто длящееся, как нечто принадлежащее вечности с момента выхода из печи после обжига. Так вот кафель да еще желтый - это две сильных ассоциации, перемноженных между собой. Вечное солнце и солнечная, безоблачная вечность.

Нет лучшего способа намекнуть на вечное, чем яркие изразцы с участием желтого цвета. Черепки еще даже лучше, чем целые изделия, - в них гораздо больше этой вечности. Они свободны от бремени пользы, они вообще, наверное, из разряда тех вещей, коим присуща самая высшая свобода и самая продолжительная вечность, какие только можно придумать. "Исчезновение - основное условие вечности", - утверждает один современный писатель. "Утрата пользы, как частный случай исчезновения, - вот настоящее условие вечности", - добавляем мы. Черепки говорят нам о чем-то от имени вечности. Они, претерпевшие немало в этой жизни, имеют на это право.

Терракота - горшки и черепки - все это какое-то средиземноморское. И не в наших целях разбираться - почему. Нужно знать и подкармливать свои стереотипы. Сад с таким количеством терракотовых горшков неизбежно вызывает средиземноморские ассоциации.

Желтый цвет - цвет солнца, цвет уюта может обрадовать и в самую пасмурную погоду, недаром в интерьерах многие предпочитают преобладание желтого. Иной раз и хочется избежать желтых стен, да нет альтернативы - они самые теплые. Желтый - это вместе с тем "пожелтевший" белый. Пожелтевший от времени, тепла, оттого, что здесь давно живут люди. Штукатурка, даже кривая и потрескавшаяся, воспринимается как нечто теплое. Ее приятно трогать руками, она хранит в себе тепло желтого солнечного света, впитывает наше дыхание. Есть теория, что в старых постройках, в которых прожиты годы, жить уютнее и спокойнее, потому что стены отдают впитанные ими прошедшие через наши легкие молекулы (эффект "родных стен"). А каков стереотипный ассоциативный ряд для старых домов? - потемневшее дерево, пожелтевшие стены.

Длинный бассейн, отдаленно напоминающий дворцы Альгамбры, воздвигнутые маврами... Глинобитный пол под ногами... Наконец, перекличка пар контрастов, использованная в этом саду, играет не последнюю роль в его восприятии. Взаимно дополняют друг друга белое и цветное, жара и прохлада, свет и тень, полезное и красивое. В этом нет ничего особенного - редкий хороший сад обходится без этой игры.

Другой распространенный прием - перетекание пространств. Хотя это трудно передать на фотографиях, задумана эта садовая композиция как серия небольших двориков-патио, переходящих один в другой. Продвигаясь, вы видите каждый по отдельности, но вдруг - с определенного угла зрения - они раскрываются в единое крупное пространство. Глинобитные чистые стены и трельяжи, увитые девичьим виноградом, и есть перегородки между частями композиции.
Искать в интернете: Андалусские мотивы

Недорогой ремонт и интернет трейдингПоследствия кризиса ощущаются обычными людьми до сих пор, это сказывается...
Интерьер как иллюстрация личности владельцаИнтерьер являет своего рода картину, реализованную в пространстве, и основная...
Как смотреть сериал Универ онлайн и бесплатно?В наше время сеть Интернета является одним из наиболее популярных...
Оформляем спальнюХорошо оформленная спальня удобна и комфортна по максимуму. И обязательно...
Магазин AL-KO в Украине предлагает только оригинальные инструменты из ГерманииВ довоенной и даже догитлеровской Германии прошлого столетия была основана...