Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название
ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются
колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение -
капитель, а в нижней -
базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный
карнизом.
В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор - столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, позднее (
Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.
Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался
рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения.
Следующий этап в развитии ордера (
Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Получают широкое развитие
колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело ее ствола желобами -
каннелюрами.
Иногда ствол колонны равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5-5, 5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели
капитель в виде квадратной плиты -
абаки. При сохранении геометрической регулярности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.
Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип - стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма.
Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из "пучка стеблей", т. е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению - стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными "жгутами", как бы стягивающими "связки стеблей".
Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.
В отличие от более ранних видов ордера,
стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиций. Отображение в камне растительных форм во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению
абаке, декоративная трактовка капителей, лишенных функций нагруженных частей системы и т. п.). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монументализации форм было ведущей чертой разработки ордера.