архитектура и строительство

Здания и архитектурные комплексы

Пирамида Джосера Простейшим монументальным погребальным сооружением была мастаба, по форме близкая к усеченной пирамиде и состоявшая из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды. Сооружением этого типа является пирамида Джосера в Саккара (около 2780 г. до н. э.), высота ее равна 60 м, а основание 109,2Х121 м.

Пирамиды ГизыКрупнейшим комплексом погребальных сооружений Древнего царства был некрополь в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (около 2900-2700 гг. до н. э.). Самая большая из них - пирамида Хеопса была высотой около 147 м со стороной квадрата основания- 233 м. Всего на 8 м ниже ее была пирамида Хефрена и значительно ниже (почти вдвое)- пирамида Микерина. Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений,

Пирамида  Хеопса Пирамида Хеопса - каменный массив, сложенный из крупных блоков желтого известняка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий наклонный коридор, перекрытый блоками напуском, Пирамида была облицована ныне исчезнувшим белым камнем, ее основание - гранитом.

Размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (в основании высота блоков 1,5 м, у вершины - 55 см). Общий объем каменной кладки около 2,6 млн. кубических метров.

Гигантская пирамида, как бы бесконечно уходящая своими гранями в земную глубь, простота ее очертаний и статичность формы символизировали вечность и незыблемость могущества обожествленного носителя власти - фараона, чьим памятником и посмертным "жилищем" она служила.

Комплекс в Дейр-эль-БахриВ эпоху Среднего царства в связи с ослаблением политического значения власти фараонов сооружение крупных пирамид прекращается, зато получает развитие строительство наземных и пещерных храмов и гробниц. Выдающийся образец этого периода - органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри. В храмах и гробницах этого ансамбля применены различные варианты ордера с геометрически правильными формами колонн. В пещерных гробницах Среднего царства имитируются сводчатые покрытия, опирающиеся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бени-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Храм Амона в ЛуксореРасцвет храмового строительства в эпоху Нового царства совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фиванское жречество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта - храм Амона в Карнаке (начало II тыс.- 1 в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV - середина XIII в. до н. э.).

Храм в КарнакеФормирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств. Основными элементами храмового комплекса были подводящая к храму обрамленная с двух сторон статуями сфинксовАллея сфинксов монументальная аллея; массивная стена с порталом входа - пилон, образующий фасад храма; окруженный изнутри колоннами двор - перистиль; закрытое помещение с рядами колонн - гипостильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн; сравнительно небольшое затемненное помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Последовательное развитие симметричных Перистиль Луксорского храма пространств по оси с возрастанием значения масс и постепенным затеснением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственности - важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавливающего людей к совершению мистического ритуала.

Статуи сидящего фараона у входа в Луксорский храмВажнейшие средства выразительности - стена и ордер. Массив пилона - развитие монументальной темы погребальных сооружений, но здесь в соответствии с особенностями храмовой композиции ему придана форма гигантской стены-портала фронтального, строго симметричного построения. Эффект стены, покрытой изображениями, выполненными глубоко врезанными линиями, усиливался помещенными перед ней колоссальными статуями сидящего фараона и обелисками. Монументальные ордерные формы господствовали за пилоном, во внутренних пространствах храма.

Многообразие форм и пропорций ордеров позволяло создавать различные по эмоциональному воздействию композиции в соответствии с идейно-художественным замыслом. В крупных комплексах (Карнак, Луксор) ансамбли усложнялись путем прибавления новых храмов, гипостильных залов и перистилей, размеры которых иногда были очень велики. Грандиозный масштаб ордеров соответствовал идее всемерной монументализации храмовых сооружений. В храме Амона в Карнаке, например, высота колонн гипостильного зала 20,4 м, диаметр 3,57 м.

Выбираем цветовое решение для обустройства комнатного пространстваОгромные просторы для реализации своей фантазии при оформлении пространства даёт...
Надлежащий уход за пластиковыми окнами.Сразу после успешной установки в доме пластикового окна его необходимо...
бурение скважинДома из клееного бруса сохраняют все достоинства деревянных домов и...
Планируем клуб самостоятельноПланировка - это очень важный этап в любом виде деятельности....
Ремонт экскаваторов. Основные сведения.Экскаватор числится на первых позициях в списке спецтехники, используемой в...