архитектура и строительство

Здания и архитектурные комплексы

Пирамида Джосера Простейшим монументальным погребальным сооружением была мастаба, по форме близкая к усеченной пирамиде и состоявшая из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды. Сооружением этого типа является пирамида Джосера в Саккара (около 2780 г. до н. э.), высота ее равна 60 м, а основание 109,2Х121 м.

Пирамиды ГизыКрупнейшим комплексом погребальных сооружений Древнего царства был некрополь в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (около 2900-2700 гг. до н. э.). Самая большая из них - пирамида Хеопса была высотой около 147 м со стороной квадрата основания- 233 м. Всего на 8 м ниже ее была пирамида Хефрена и значительно ниже (почти вдвое)- пирамида Микерина. Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений,

Пирамида  Хеопса Пирамида Хеопса - каменный массив, сложенный из крупных блоков желтого известняка, с небольшим погребальным помещением, к которому подводит высокий наклонный коридор, перекрытый блоками напуском, Пирамида была облицована ныне исчезнувшим белым камнем, ее основание - гранитом.

Размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (в основании высота блоков 1,5 м, у вершины - 55 см). Общий объем каменной кладки около 2,6 млн. кубических метров.

Гигантская пирамида, как бы бесконечно уходящая своими гранями в земную глубь, простота ее очертаний и статичность формы символизировали вечность и незыблемость могущества обожествленного носителя власти - фараона, чьим памятником и посмертным "жилищем" она служила.

Комплекс в Дейр-эль-БахриВ эпоху Среднего царства в связи с ослаблением политического значения власти фараонов сооружение крупных пирамид прекращается, зато получает развитие строительство наземных и пещерных храмов и гробниц. Выдающийся образец этого периода - органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри. В храмах и гробницах этого ансамбля применены различные варианты ордера с геометрически правильными формами колонн. В пещерных гробницах Среднего царства имитируются сводчатые покрытия, опирающиеся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бени-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).

Храм Амона в ЛуксореРасцвет храмового строительства в эпоху Нового царства совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фиванское жречество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта - храм Амона в Карнаке (начало II тыс.- 1 в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV - середина XIII в. до н. э.).

Храм в КарнакеФормирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств. Основными элементами храмового комплекса были подводящая к храму обрамленная с двух сторон статуями сфинксовАллея сфинксов монументальная аллея; массивная стена с порталом входа - пилон, образующий фасад храма; окруженный изнутри колоннами двор - перистиль; закрытое помещение с рядами колонн - гипостильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн; сравнительно небольшое затемненное помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Последовательное развитие симметричных Перистиль Луксорского храма пространств по оси с возрастанием значения масс и постепенным затеснением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственности - важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавливающего людей к совершению мистического ритуала.

Статуи сидящего фараона у входа в Луксорский храмВажнейшие средства выразительности - стена и ордер. Массив пилона - развитие монументальной темы погребальных сооружений, но здесь в соответствии с особенностями храмовой композиции ему придана форма гигантской стены-портала фронтального, строго симметричного построения. Эффект стены, покрытой изображениями, выполненными глубоко врезанными линиями, усиливался помещенными перед ней колоссальными статуями сидящего фараона и обелисками. Монументальные ордерные формы господствовали за пилоном, во внутренних пространствах храма.

Многообразие форм и пропорций ордеров позволяло создавать различные по эмоциональному воздействию композиции в соответствии с идейно-художественным замыслом. В крупных комплексах (Карнак, Луксор) ансамбли усложнялись путем прибавления новых храмов, гипостильных залов и перистилей, размеры которых иногда были очень велики. Грандиозный масштаб ордеров соответствовал идее всемерной монументализации храмовых сооружений. В храме Амона в Карнаке, например, высота колонн гипостильного зала 20,4 м, диаметр 3,57 м.

Важное о ремонтеРемонт Вашего дома, или квартиры, всегда сопряжен с определенными трудностями:...
Особенности тёплого остекленияМногие жители типовых домов мечтают превратить собственный балкон в ещё...
Как разумно потратить средства во врем ремонта.Статья о расходах на ремонт и реставрации окон. ...
Установка металлической входной двериКаждый владелец квартиры сталкивался с ремонтом своего жилища. Не важно,...
Рекомендации по выбору качественных стройматериалов от skrovlya.com.uaНа сегодняшний день у покупателей строительных материалов не возникает сложностей...