архитектура и строительство

История архитектуры Древнего Рима

Рим|ДРЕВНИЙ РИМ

(VII в. до н. э. -V в. н. э.)


С угасанием эллинистических государств, с конца 1 в. до н. э., ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений художественной культуры Греции, оно воплотило их в жизненной практике колоссальной римской державы. В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания; суровая проза, точность и историзм мышления лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтичности мифотворчества греков.

Практический склад римской культуры сказывается во всем - в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывающего все жизненные ситуации, в интересе к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. Божества римлян - это покровители отдельных видов человеческой деятельности, прежде всего общественной (боги удачи, плодородия, добродетели, мира и т. д.). Религия приобретает государственное значение, в ней большую роль играют торжественные обряды.

Особенности трезвого, рационалистического восприятия действительности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме, который составил основу римского искусства и впоследствии восхищал мастеров итальянского Возрождения.

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие - от его зарождения в конце 6 в. до н. э. до конца 5 в. н. э.- времени падения мировой империи.

Римское искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, и более совершенного греческого искусства. Некоторое значение в его развитии имело искусство народов, вошедших в состав Римской империи - галлов, германцев, кельтов и др. Вбирая разнообразные элементы, римское искусство сохраняло свое оригинальное художественное лицо.

Культура и искусство Древнего Рима решали задачи, поставленные последним этапом развития античного общества. В то время как в греческих полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества, и соединение личных и общественных интересов было, по словам К. Маркса, свободной и естественной формой "активного гражданства", Римское государство с его строгой системой управления противостояло отдельному человеку, осуществляя насилие не только над рабами, но и над свободными подданными. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев-победителей, которые мало считались с общенародными интересами. В период империи сознание разлада между личностью и мировым порядком нашло выражение в стоической философии. В утверждении превосходства гражданского долга над личными интересами, в подчинении страстей разуму и самосовершенствовании стоики искали выход из противоречий жизни.

Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Главное место в скульптуре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.

Творческая мысль римлян наиболее ярко выразилась в архитектуре. Древние здания Рима, теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью. Осваивая этрусскую и греческую технику и формы, используя эллинистическое наследие, обращаясь к традициям Древнего Востока, беря наиболее ценное у варварских народов, римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Подлинная красота и мощь римской архитектуры не в пышной декоративности, но в удовлетворении практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения. Ее пафос раскрывается в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурной мысли.

Развитие римской архитектуры отмечено широким градостроительством. Строго организованная планировка и масштабы города отвечали новым условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками и монументами. Общественная жизнь в большей мере, чем в эллинистических городах, протекала на форуме-площади, представляющей архитектурный ансамбль и являющейся центром торговой жизни столицы, ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Древнейший форум в Риме - республиканский форум Романум, к которому сходились все дороги столицы; с его ростр, прикрепленных к ораторской трибуне, раздавались речи крупнейших политических деятелей.

Потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники и т. п. получили на римской почве новое архитектурное решение. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.

Главным завоеванием римлян в строительстве общественных сооружений было создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытия способствовала развитию мощных сводчатых и купольных конструкций известных, но ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов развития европейской архитектуры.

Основной формой перекрытий был круглый цилиндрический свод из бетона и камня. Его боковое давление воспринимает опорная стена, играющая важную роль в римской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень) получился крестовый свод, который при равенстве пролетов дает в плане квадрат. Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении острые края, ребра, в основании которых сосредоточивается все давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену отдельными столбами, принимающими на себя давление арки. Вытянутые в длину помещения обычно делились на квадраты и перекрывались цепью крестовых сводов. Это порождало эффектное расчленение пространства зал-галерей. Из равномерно поднимающегося перекрытия круглого в плане пространства возник купольный свод, образующий полушарие, покоящееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещения перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим куполом. В последнем случае купол опирался своим кольцом только на середину боковых стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялся вогнутыми сферическими - "парусами".

Переход к сводчатым конструкциям совершился с введением на рубеже 3-2 вв. до н. э. прочного водоупорного римского бетона, состоящего из известкового раствора, вулканического песка и щебня. Благодаря прочности материала (обожженного кирпича, туфа, травертина), несокрушимой связующей силе раствора и тщательности выполнения памятники римской архитектуры смогли тысячелетия противостоять натиску природы и общественным потрясениям.

При всех достижениях римской архитектуре свойственны и черты противоречивые. Гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составлявшие первооснову греческого искусства, в Риме уступают место стремлению возвеличить государственную власть императоров, военную мощь. Это порождало устремленность к масштабным преувеличениям, пышности, внешним эффектам, приводило подчас к ложному пафосу громадных сооружений, резко контрастирующих с жалкими лачугами бедняков, тесными кривыми улицами и городскими трущобами.

История архитектуры античной Италии делится на три периода соответственно эпохам господства этрусков, (VII-V вв. до н. э.), Римской республики (510 г. до н. э. - 27 г. до н. э.), затем Римской империи (27 г. до н. э. - 476 г.).

АРХИТЕКТУРА ЭТРУССКОГО ПЕРИОДА

(VII-V вв. до н. э.)


Апеннинский полуостров, на котором складывалась культура древнего Рима, в большей части своей покрыт горами. В долинах между ними и на приморских равнинах жители выращивали виноград, разводили сады, занимались животноводством. История Древнего Рима насчитывает почти двенадцать столетий. Древнейший ее период изучен еще недостаточно. Археологи предполагают, что уже в IX в. до н. э. на левом берегу Тибра на вершине холмов возникли родовые поселения, которые впоследствии в результате синойкизма слились в единое целое и образовали римский народ.

Культура Этрурии (современная Тоскана) создавалась на основе еще более древней культуры италиков, коренных жителей Апеннинского п-ова, которые селились в городах, обнесенных земляными валами и рвами. Жилища представляли собой круглые хижины с соломенной крышей на жердевом каркасе.

Строительные навыки и искусство этрусков - предположительно пришельцев из Малой Азии - смешивались с местными традициями и к тому же подвергались греческому влиянию. В VIII-VI вв. до н. э. у них складывается рабовладельческий строй, обеспечивший многочисленной рабочей силой крупные ирригационные работы на болотистых равнинах Средней Италии, строительство мостов, крепостей, протяженных дорог.

На высоком уровне стояло у этрусков мастерство каменной кладки, использовалась клинчатая арка с перекатом (в два слоя), повышающим ее прочность. В перекрытиях гробниц и цистерн для запасов воды применялись ложные своды. Сами этрусские гробницы аналогичны малоазийсним и микенским. Тумулусы - погребальные курганы - включали в себя гробницы типа Атреевой. Урны с прахом воспроизводили формы жилого дома.

Уже в период архаики строятся города с регулярной планировкой, с улицами, ориентированными строго по странам света. Культовые сооружения размещались на вынесенных за пределы города священных участках.

В жилом доме этрусков комнаты группировались вокруг атриума - дворика или центрального помещения с отверстием в средней части конструкции крыши, под которым устраивался небольшой бассейн. Элементы атриума переходят в архитектуру римского жилого дома и общественных сооружений базиликального типа.

Храмы этрусков посвящались обычно трем божествам. Рассмотрим особенности реконструкции храма в Орвьето (IV в. до н. э.): трехчастная целла, наличие глубокого с широко поставленными колоннами фасадного портика, отсутствие плоскости фронтона. Построенный на высоком подиуме, храм имеет лестницу только со стороны главного фасада; скаты кровли имеют большой вынос для защиты от дождей, поскольку храм сооружался из дерева и сырцового кирпича с облицовкой терракотовыми плитами.

Возникновение первого укрепленного поселения связывают с именем полулегендарного царя Ромула, который якобы заложил город на Палатинском холме, впоследствии названный "Квадратным Римом". Считается, что закладка города была произведена согласно этрусским обычаям, которые гласили, что город может быть построен лишь после гадания по полету птиц (ауспиций), в том случае если будет соответствующее знамение. Затем запрягали в плуг быка или корову и пропахивали им вокруг будущего города борозду. Причем там, где должны были быть городские ворота, плуг приподнимали, оставляя землю нетронутой. Затем по контуру борозды рыли ров, а вырытую землю использовали в качестве основания для крепостных стен. Территория внутри стен называлась собственно городом -- урбсом, а полоса земли вокруг стен была внешней границей города - помериумом.

В конце VII в. до н. э. Рим, бывший мелким земледельческим поселением, обращает внимание этрусков своим выгодным положением на торговых путях. Вокруг него возводятся оборонительные стены и инженерные сооружения, строятся культовые и дворцовые здания на Капитолийском холме, укрепленном особенно надежно.

Древнейшее городское поселение Рима занимало всю территорию Палатинского холма, а помериум опоясывал его подножие.

Первоначальное государственное устройство Рима носило черты родового строя. Так, "римский народ", т. е. полноправное население Рима делилось на роды, курии (объединения родов) и трибы (племена). Все население, находившееся вне этой родовой организации, называлось плебсом. Народные собрания (комиции) происходили по куриям, в них участвовали только патриции. По преданию, Ромулом был создан Сенат. Власть царя была ограничена как сенатом, так и народными собраниями. Постепенно патриции становятся господствующим классом, владеющим земельными наделами и рабами, тогда как плебеи превращаются в средних землевладельцев и ремесленников.

С развитием рабовладельческой демократии этрусские цари были изгнаны из Рима в конце VI в. до н. э., но римская культура наследовала этрусскую и продолжала развивать заложенные ею направления в архитектуре.

В этот период Рим начинает расти. В долине между холмами возникает новый общественный центр, что стало возможным после того, как эта территория была осушена путем прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима - клоаки Максима. Город начинает распространятся на другие холмы, возникает радиальная система дорог, население города значительно увеличивается.

Ранняя греческая колонизация Апеннин определила прочные культурные и экономические связи этих районов с Грецией, оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии.






















Новый жилой комплекс - LIFE-ПриморскийСобираетесь приобрести жилье для себя и своей семьи и рассматриваете...
Время на покупку жилья в Чехии.Не секрет, что многие дела получаются успешно, если делать их...
Идеальное жилище для собакиСодержание собаки - занятие ответственное, требующее теоретических знаний и...
Услуги металлообработки. ОсобенностиОбработка металлов используется при изготовлении деталей к бытовым приборам, различным...