архитектура и строительство

Здания и архитектурные ансамбли

Развитие ордеров в Древней Греции было связано главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и прежде всего храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием древнейшего жилого дома - мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Простейший тип храма - антовый. Он состоял из прямоугольного зала - целлы и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен - антами. Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырехколонный портик выдвинут по отношению к антам, а также амфи-простиль - с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики сформировался - периптер, имеющий колоннаду с четырех сторон.

Афинский акрополь.Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху дает наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя - Парфенон, Эрехтейон и храм Ники Аптерос, построенные в середине и первой половине V в. до н. э.

Храм Ники АптеросПростейший среди них и меньший по размерам - храм Ники Аптерос ("Бескрылой победы"), начатый строительством в 449 г. предположительно по проекту Калликрата, как памятник победы Афин над персами. Это -амфипростиль размером 5,4Х8,14 м по стилобату, высота его колонн - 4,04 м. Колон ны и трехчастный антаблемент - классический пример разработки деталей греческого ионического ордеаа. В карнизе преобладают выносные обломы, еще слабо развита поддерживающая часть. Нижняя грань сильно вынесенной прямоугольной плиты имеет глубокую выемку криволинейного профиля с наклоном к периферии. Этот прием предохранял конструкцию от дождевых подтеков, а в солнечную погоду создавал интересные светотеневые соотношения с глубокими рефлексами на золотистом мраморе карниза. Внимание к деталям проявилось и во множестве других приемов: почти скульптурной разработке колонн с каннелюрами, тонкой резной пластике, покрывающей плиты карнизов, архитрава, капителей и баз, богатстве фриза, занятого по всему периметру барельефом, изображавшим битву греков с персами и наблюдавших за битвой олимпийских богов. В сочетании тонкой и богатой пластики с несколько утяжеленными для ионического ордера пропорциями (высота колонны равна 7,85 нижнего диаметра при обычных соотношениях 1:9-1:10) нашли выражение индивидуальные качества композиции, в которой черты торжественности дополняются монументальностью. Храм Ники поставлен на высоком выступе крепостной стены - пиргосе, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Здание, гармонически связанное с гигантским постаментом, как бы парило над посетителями, приближавшимися к Афинскому акрополю. Подчеркнутое осевое построение амфипростиля придало композиции четкую двустороннюю ориентацию на запад - в сторону главной дороги и на восток - в сторону главного храма акрополя - Парфенона.

Эрехтейон - последняя по времени постройка акрополя 421- 405 гг. до и -.) - расположен рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63)(23,5 м по стилобату), но более сложную структуру.

ПропилеиВ ансамбле Афинского акрополя большое значение имеет комплекс сооружений, создающих торжественный вход на акрополь-Пропилеи (437-432 гг. до н. э.), построенный по проекту архитектора Мнесикла. Главные элементы - два крупных дорических портика - западный и восточный (высота колонн 8,81 и 8,57 м), между которыми в закрытой части сооружения установлены два ряда ионических колонн. Это первый известный нам пример использования ионического ордера в интерьере дорического сооружения. Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная Фидием противФидий. Статуя Афины. Римская копия. Пропилей и являвшаяся центром пространственной композиции Акрополя. Сочетание противопоставленных друг другу форм - вертикали статуи Афины, цельного объема Парфенона, расчлененной многообъемной композиции Эрехтейона и относительно "плоского" дорического фасада Пропилей - явилось основой гармонического объединения зданий в единый ансамбль. Завершив возвышающуюся над городом скалу, ансамбль органически слился с ней. Принципы, идущие от присущих природе естественных законов гармонии, греки детально разработали и внедрили при организации ансамбля, сочетав их с регулярными формами зданий и сооружений.

Театр Диониса. Афины.Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось множество других ансамблей, включавших храмы, святилища и общественные здания (святилище Зевса в Олимпии, святилище Аполлона в Дельфах, ансамбль в Селинунте, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но уже с IV в. храмы начинают терять ведущее значение и получают все большее развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как элементы общей структуры городов. Особенно следует выделить торговые (агора) и зрелищно-спортивные комплексы, органично сочетавшиеся с природным ландшафтом. Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия, Эпидавр), театры использовали склоны гор для устройства естественного полукруглого театрона с круглой площадкой - орхестрой, где обычно выступал хор К орхестре примыкала прямоугольная сцена.

Наиболее известны театр в Эпидавре (IV в. до н. э.), театрон которого в диаметре равен 115м, театры в Приене (начало III в. до н. э.), Пергаме и др.

Выбираем подходящие воротаРазновидности ворот для дома и дачи. Особенности конструкции и материалов. ...
ТВЧ станки для натяжных потолковИзготовление натяжных потолков - это довольно сложный процесс, требующий специального...
Как бюджетно украсить детскую комнату Листая разные строительные и дизайнерские каталоги, вы можете понять две...
Интерьер вашего дома: выбираем лестницуОдним из центральных элементов интерьера вашего дома является лестница и...
Разновидность металлической кровлиДанная статья описывает разновидность металлических кровельных покрытий. ...