архитектура и строительство

Градостроительство. Эллинизм.

Греческие города, формировавшиеся в тесной связи с развитием их социальной структуры, отличались четким делением на общественные и частные функции.

Центром города помимо святилища была агора - городская площадь, объединявшая ряд общественных зданий, возникших вследствие разносторонних форм общественной жизни эллинов. Среди них выделяются здание управления полисом - пританей и здание собраний - булевтерий. Мемориальные памятники, портики и пропилеи служили украшением площадей. Строились в городах стадионы и гимнасии, предназначавшиеся для различных физических упражнений и состязаний. Известны многочисленные театры, музеи и выставочные залы и т, п.

В эпоху эллинизма с ростом городов возникает необходимость в самостоятельных общественных центрах, дифференцированных по функциональному назначению (административных, торговых, культовых, зрелищно-спортивных). Единая площадь часто распадается на целый ряд перистильных площадей при отдельных общественных и культовых зданиях,

В противоположность открытому характеру общественных комплексов жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. С северной стороны дворика устраивалась лоджия - пастада, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнц. На его основе в V-IV вв. до н. э. развивается перистильный дом, в котором место пастады занимает окруженный со всех сторон галереями прямоугольный дворик - перистиль, увеличивается число помещений. Этот тип дома получает особенно широкое распространение в эллинистический период. Жилые дома объединялись в кварталы. Разделялись кварталы довольно тесными улицами.

Наряду с постепенно складывающейся свободной планировкой города (Афины) уже в классический период начинает внедряться в градостроительстве основанная на прямоугольной сетке регулярная "гипподамова система" планировки (Милет, Олинф и др.)". Она стала господствующей в эллинистический период при реконструкции старых и особенно при строительстве новых городов, порою достигавших огромных размеров, с населением около полумиллиона человек (Александрия, Антиохия и др.). Прямоугольная сетка улиц получала строго геометрическую трассировку при любом рельефе местности. Выделялись и делались более широкими одна или две главные улицы, на пересечении которых часто располагался общественный центр. Помимо центра крупные общественные здания располагались и в других частях города. Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами. В расчете на перспективное развитие крепостные стены часто охватывали территорию, значительно превышающую существовавшую застройку. Характерными эллинистическими городами являются Александрия, Приема, Милет, Пергам и др.

Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эллинистический период. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть с тщательно выложенными камнем мостовыми.

В эпоху эллинизма грандиозный масштаб градостроительных преобразований, связанный с завоеваниями Александра Македонского и последующим образованием крупных государств, сопровождался и существенными изменениями в архитектуре зданий и комплексов. В общественных комплексах преобладают светские здания, существенно обновляются такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, строящиеся теперь, как и храмы, из дорогостоящих материалов и столь же богато украшающиеся. Получают развитие новые типы зданий - дворцы монархов, библиотеки, монументальные алтари и гробницы, инженерные сооружения. В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, происходит процесс слияния форм и композиционных приемов, характерных для греческой, метоополии, с художествен-ными традициями завоеванных стран. Ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная дорика уступает место более утонченной ионике. В галереях и портиках часто используется двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими - наверху. Усиливается тенденция декоративности. Все большее применение получает ордер как средство пластической разработки стены. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей. Вводится частичная обработка колонн каннелюрами по их высоте. Композиции усложняются, пластика форм разнообразится. В объемно-пространственном построении все чаще используется фронтально-осевой принцип. Многообразие средств позволяет отходить от принятых типов композиции, создавать образы индивидуализированного характера.

Алтарь Зевса в Пергаме. Берлин. Музей Пергамон Строгая тектоника уже не является определяющим принципом; она вытесняется более свободным подходом к композиции в угоду оригинальному замыслу и скульптурности образа. Характерный пример алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.), в котором высокая стена цоколя представляла собой опоясывающий здание фриз, занятый знаменитой полной экспрессии и динамики скульптурой.

Башня Ветров в Афинах. Реконструкция. При сочетании со стеной ордер иногда превращался в деталь, акцентирующую вход или другие элементы здания. В этом отношении характерна башня Ветров в Афинах (середина I в. до н. э.).Памятник Лисикрату в Афинах На фоне ее массивного восьмигранного объема два обрамляющих входы портика разработаны с подчеркнутым изяществом, контрастно по отношению к основному объему. Ордер не следует в деталях сложившимся канонам, а совмещает черты различных образцов. В отсутствии базы и относительно массивных пропорциях колонн можно видеть влияние дорики. Элементы портика в целом происходят от ионического ордера, но удлиненная капитель с остроконечными пальмовыми листьями, окруженными более мелкими листьями аканта, ярко индивидуальна. Она по форме близка к капители коринфского ордера, возникшего в Греции (храм Аполлона в Бассах, V в. до н. э.; памятник Лисикрату в Афинах, IV в. до н. э.), но получившего широкое распространение лишь в следующую эпоху - в архитектуре Древнего Рима.

Архитектура периода эллинизма, основанная на развитии греческой архитектуры периода классики и впитавшая в себя традиции многих народов Средиземноморья, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.

Больничный лист 2011В жизни бывают ситуации, когда требуется срочно заняться неотложным делом,...
Как купить квартиру без проблемПокупка или продажа квартиры для многих людей являются настоящим стрессом....
Как сделать свой дом тихим и уютным?В столь суматошное время, в век суеты, постоянного движения и...
Что дает строительная экспертиза?Строительная экспертиза дает заказчикам строительства ощутимые преимущества: эффективность использования средств,...
Экономия на аренде крана и экскаватора для стройкиПо вопросам, касающимся аренды строительной и специализированной техники, можете смело...