архитектура и строительство

Градостроительство. Эллинизм.

Греческие города, формировавшиеся в тесной связи с развитием их социальной структуры, отличались четким делением на общественные и частные функции.

Центром города помимо святилища была агора - городская площадь, объединявшая ряд общественных зданий, возникших вследствие разносторонних форм общественной жизни эллинов. Среди них выделяются здание управления полисом - пританей и здание собраний - булевтерий. Мемориальные памятники, портики и пропилеи служили украшением площадей. Строились в городах стадионы и гимнасии, предназначавшиеся для различных физических упражнений и состязаний. Известны многочисленные театры, музеи и выставочные залы и т, п.

В эпоху эллинизма с ростом городов возникает необходимость в самостоятельных общественных центрах, дифференцированных по функциональному назначению (административных, торговых, культовых, зрелищно-спортивных). Единая площадь часто распадается на целый ряд перистильных площадей при отдельных общественных и культовых зданиях,

В противоположность открытому характеру общественных комплексов жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. С северной стороны дворика устраивалась лоджия - пастада, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнц. На его основе в V-IV вв. до н. э. развивается перистильный дом, в котором место пастады занимает окруженный со всех сторон галереями прямоугольный дворик - перистиль, увеличивается число помещений. Этот тип дома получает особенно широкое распространение в эллинистический период. Жилые дома объединялись в кварталы. Разделялись кварталы довольно тесными улицами.

Наряду с постепенно складывающейся свободной планировкой города (Афины) уже в классический период начинает внедряться в градостроительстве основанная на прямоугольной сетке регулярная "гипподамова система" планировки (Милет, Олинф и др.)". Она стала господствующей в эллинистический период при реконструкции старых и особенно при строительстве новых городов, порою достигавших огромных размеров, с населением около полумиллиона человек (Александрия, Антиохия и др.). Прямоугольная сетка улиц получала строго геометрическую трассировку при любом рельефе местности. Выделялись и делались более широкими одна или две главные улицы, на пересечении которых часто располагался общественный центр. Помимо центра крупные общественные здания располагались и в других частях города. Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами. В расчете на перспективное развитие крепостные стены часто охватывали территорию, значительно превышающую существовавшую застройку. Характерными эллинистическими городами являются Александрия, Приема, Милет, Пергам и др.

Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эллинистический период. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть с тщательно выложенными камнем мостовыми.

В эпоху эллинизма грандиозный масштаб градостроительных преобразований, связанный с завоеваниями Александра Македонского и последующим образованием крупных государств, сопровождался и существенными изменениями в архитектуре зданий и комплексов. В общественных комплексах преобладают светские здания, существенно обновляются такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, строящиеся теперь, как и храмы, из дорогостоящих материалов и столь же богато украшающиеся. Получают развитие новые типы зданий - дворцы монархов, библиотеки, монументальные алтари и гробницы, инженерные сооружения. В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, происходит процесс слияния форм и композиционных приемов, характерных для греческой, метоополии, с художествен-ными традициями завоеванных стран. Ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная дорика уступает место более утонченной ионике. В галереях и портиках часто используется двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими - наверху. Усиливается тенденция декоративности. Все большее применение получает ордер как средство пластической разработки стены. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей. Вводится частичная обработка колонн каннелюрами по их высоте. Композиции усложняются, пластика форм разнообразится. В объемно-пространственном построении все чаще используется фронтально-осевой принцип. Многообразие средств позволяет отходить от принятых типов композиции, создавать образы индивидуализированного характера.

Алтарь Зевса в Пергаме. Берлин. Музей Пергамон Строгая тектоника уже не является определяющим принципом; она вытесняется более свободным подходом к композиции в угоду оригинальному замыслу и скульптурности образа. Характерный пример алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.), в котором высокая стена цоколя представляла собой опоясывающий здание фриз, занятый знаменитой полной экспрессии и динамики скульптурой.

Башня Ветров в Афинах. Реконструкция. При сочетании со стеной ордер иногда превращался в деталь, акцентирующую вход или другие элементы здания. В этом отношении характерна башня Ветров в Афинах (середина I в. до н. э.).Памятник Лисикрату в Афинах На фоне ее массивного восьмигранного объема два обрамляющих входы портика разработаны с подчеркнутым изяществом, контрастно по отношению к основному объему. Ордер не следует в деталях сложившимся канонам, а совмещает черты различных образцов. В отсутствии базы и относительно массивных пропорциях колонн можно видеть влияние дорики. Элементы портика в целом происходят от ионического ордера, но удлиненная капитель с остроконечными пальмовыми листьями, окруженными более мелкими листьями аканта, ярко индивидуальна. Она по форме близка к капители коринфского ордера, возникшего в Греции (храм Аполлона в Бассах, V в. до н. э.; памятник Лисикрату в Афинах, IV в. до н. э.), но получившего широкое распространение лишь в следующую эпоху - в архитектуре Древнего Рима.

Архитектура периода эллинизма, основанная на развитии греческой архитектуры периода классики и впитавшая в себя традиции многих народов Средиземноморья, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.

Какие преимущества появляются у строительной фирмы после вступления в СРОНа законодательном уровне, начиная с 2010 г., было принято решение...
Чтобы обустроить дом с любовью, выбирай участок в Подмосковье! Статья описывает возможности приобретения земельных участков, расположенных в городах...
Энергосберегающие уличные светильникиВо всех сферах деятельности и во все времена одной из...
Вступаем в проектные СРОЗачем необходимо вступление в проектное СРО и что собой вообще...
Профессиональное проектирование зданий и сооруженийКачественные услуги в сфере архитектуры и градостроительства в целом, а...