Греческие города, формировавшиеся в тесной связи с развитием их социальной структуры, отличались
четким делением на общественные и частные функции.
Центром города помимо
святилища была
агора - городская площадь, объединявшая ряд общественных зданий, возникших вследствие разносторонних форм общественной жизни эллинов. Среди них выделяются здание управления полисом -
пританей и здание собраний -
булевтерий. Мемориальные памятники,
портики и
пропилеи служили украшением площадей. Строились в городах
стадионы и
гимнасии, предназначавшиеся для различных физических упражнений и состязаний. Известны многочисленные театры, музеи и выставочные залы и т, п.
В эпоху
эллинизма с ростом городов возникает необходимость в самостоятельных общественных центрах, дифференцированных по функциональному назначению (административных, торговых, культовых, зрелищно-спортивных). Единая площадь часто распадается на целый ряд перистильных площадей при отдельных общественных и культовых зданиях,
В противоположность открытому характеру общественных комплексов жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. С северной стороны дворика устраивалась
лоджия -
пастада, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнц. На его основе в V-IV вв. до н. э. развивается перистильный дом, в котором место пастады занимает окруженный со всех сторон галереями прямоугольный дворик -
перистиль, увеличивается число помещений. Этот тип дома получает особенно широкое распространение в эллинистический период. Жилые дома объединялись в кварталы. Разделялись кварталы довольно тесными улицами.
Наряду с постепенно складывающейся свободной планировкой города (
Афины) уже в классический период начинает внедряться в градостроительстве основанная на прямоугольной сетке регулярная
"гипподамова система" планировки (
Милет,
Олинф и др.)". Она стала господствующей в эллинистический период при реконструкции старых и особенно при строительстве новых городов, порою достигавших огромных размеров, с населением около полумиллиона человек (
Александрия,
Антиохия и др.). Прямоугольная сетка улиц получала строго геометрическую трассировку при любом рельефе местности. Выделялись и делались более широкими одна или две главные улицы, на пересечении которых часто располагался общественный центр. Помимо центра крупные общественные здания располагались и в других частях города. Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами. В расчете на перспективное развитие крепостные стены часто охватывали территорию, значительно превышающую существовавшую застройку. Характерными эллинистическими городами являются Александрия, Приема, Милет, Пергам и др.
Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эллинистический период. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть с тщательно выложенными камнем мостовыми.
В эпоху эллинизма грандиозный масштаб градостроительных преобразований, связанный с завоеваниями
Александра Македонского и последующим образованием крупных государств, сопровождался и существенными изменениями в архитектуре зданий и комплексов. В общественных комплексах преобладают светские здания, существенно обновляются такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, строящиеся теперь, как и храмы, из дорогостоящих материалов и столь же богато украшающиеся. Получают развитие новые типы зданий -
дворцы монархов, библиотеки, монументальные алтари и гробницы, инженерные сооружения. В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, происходит процесс слияния форм и композиционных приемов, характерных для греческой, метоополии, с художествен-ными традициями завоеванных стран. Ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная
дорика уступает место более утонченной
ионике. В галереях и портиках часто используется
двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими - наверху. Усиливается тенденция декоративности. Все большее применение получает
ордер как средство пластической разработки стены. В детали ордеров проникают
мотивы восточных стилей. Вводится частичная обработка колонн
каннелюрами по их высоте. Композиции усложняются, пластика форм разнообразится. В объемно-пространственном построении все чаще используется фронтально-осевой принцип. Многообразие средств позволяет отходить от принятых типов композиции, создавать образы индивидуализированного характера.
Строгая тектоника уже не является определяющим принципом; она вытесняется более свободным подходом к композиции в угоду оригинальному замыслу и скульптурности образа. Характерный пример
алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.), в котором высокая стена
цоколя представляла собой опоясывающий здание
фриз, занятый знаменитой полной экспрессии и динамики скульптурой.
При сочетании со стеной ордер иногда превращался в деталь, акцентирующую вход или другие элементы здания. В этом отношении характерна
башня Ветров в Афинах (середина I в. до н. э.).
На фоне ее массивного восьмигранного объема два обрамляющих входы портика разработаны с подчеркнутым изяществом, контрастно по отношению к основному объему. Ордер не следует в деталях сложившимся канонам, а совмещает черты различных образцов. В отсутствии базы и относительно массивных пропорциях колонн можно видеть влияние
дорики. Элементы портика в целом происходят от
ионического ордера, но удлиненная
капитель с остроконечными пальмовыми листьями, окруженными более мелкими листьями
аканта, ярко индивидуальна. Она по форме близка к капители
коринфского ордера, возникшего в Греции (
храм Аполлона в Бассах, V в. до н. э.;
памятник Лисикрату в Афинах, IV в. до н. э.), но получившего широкое распространение лишь в следующую эпоху - в архитектуре Древнего Рима.
Архитектура периода эллинизма, основанная на развитии греческой архитектуры периода классики и впитавшая в себя традиции многих народов Средиземноморья, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.