В римской архитектуре
ордер, развившийся на основе
греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь нашли применение
пять видов ордеров:
тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный) .
Тосканский ордер - самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным
антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись
упрощенным вариантом дорического антаблемента.
Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели
каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть, в которой часто отсутствовали
мутулы.
Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно
карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.
Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлиненная
капитель с изящными угловыми
волютами и тремя
ярусами стилизованных листьев
аканта как бы вырастает из колонны, ствол которой часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и
карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-
модульонами, поддерживающими выносную плиту.
Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него
капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.
Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции. Развитие ордеров идет от простейшего по деталям, "приземистого" по пропорциям и массивного по формам тосканского ордера к самым богатым, стройным и "легким" ордерам, коринфскому и композитному. С относительным уменьшением
интерколумния за счет увеличения стройности общих пропорций наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности: тосканский ордер более характерен для небольших сооружений, коринфский и композитный - для относительно крупных.
При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность и величественность или, наоборот, простоту и монументальность) архитекторы выбирали и соответствующий ордер. При этом римляне использовали ордера как в их реальном конструктивном значении (при возведении
портиков,
галерей,
лоджий и т. п.), так и в декоративном - как средство создания чисто зрительного впечатления о "конструктивности" ордерной системы путем механического "наложения" ее на массив стены. В результате ордерная система приобретает новое выразительное качество, как чисто пластическое средство расчленения стены по законам ордерного строя. В этом сказалось характерное для метода римлян отделение конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два независимых друг от друга компонента. На основе наложения ордера на арочный проем в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура, так называемая
ордерная аркада. Ордер в ней практически не несет конструктивной функции. Абрис арки выделен полуциркульным
архивольтом. Последний своими членениями повторяет
архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.
В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли
ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее - более легкие ордера (ионический, коринфский).
В конце императорского периода получает развитие
стоечно-арочная структура (аркада на колоннах), в которой преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамленные
архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена конструктивная функция. Своими истоками арочная система на колоннах восходит к
малоазийским и далматийским постройкам императорского периода (
храм Адриана в Эфесе, дворец Диоклетиана в Сплите), в которых
антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживаемую колоннами арку.
С развитием декоративности связано и широкое применение в римской архитектуре
раскрепованного ордера, т. е. выдвинутой по отношению к стене колонны (
пилястры) вместе с находящейся над ней частью антаблемента.