архитектура и строительство

Ордера и их развитие

В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный) .

Тосканский ордер - самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть, в которой часто отсутствовали мутулы.

Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлиненная капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны, ствол которой часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции. Развитие ордеров идет от простейшего по деталям, "приземистого" по пропорциям и массивного по формам тосканского ордера к самым богатым, стройным и "легким" ордерам, коринфскому и композитному. С относительным уменьшением интерколумния за счет увеличения стройности общих пропорций наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности: тосканский ордер более характерен для небольших сооружений, коринфский и композитный - для относительно крупных.

При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность и величественность или, наоборот, простоту и монументальность) архитекторы выбирали и соответствующий ордер. При этом римляне использовали ордера как в их реальном конструктивном значении (при возведении портиков, галерей, лоджий и т. п.), так и в декоративном - как средство создания чисто зрительного впечатления о "конструктивности" ордерной системы путем механического "наложения" ее на массив стены. В результате ордерная система приобретает новое выразительное качество, как чисто пластическое средство расчленения стены по законам ордерного строя. В этом сказалось характерное для метода римлян отделение конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два независимых друг от друга компонента. На основе наложения ордера на арочный проем в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура, так называемая ордерная аркада. Ордер в ней практически не несет конструктивной функции. Абрис арки выделен полуциркульным архивольтом. Последний своими членениями повторяет архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.

Эфес. Античные руины.В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее - более легкие ордера (ионический, коринфский).

Дворец Диоклетиана в СплитеВ конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура (аркада на колоннах), в которой преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамленные архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена конструктивная функция. Своими истоками арочная система на колоннах восходит к малоазийским и далматийским постройкам императорского периода (храм Адриана в Эфесе, дворец Диоклетиана в Сплите), в которых антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживаемую колоннами арку.

С развитием декоративности связано и широкое применение в римской архитектуре раскрепованного ордера, т. е. выдвинутой по отношению к стене колонны (пилястры) вместе с находящейся над ней частью антаблемента.
Искать в интернете: Ордера и их развитие

Ситуация на рынке новостроек столицыС момента начала мирового финансового кризиса прошло уже два года,...
Резка проемов. Производители алмазной техники.Официальными дистрибьюторами компании WEKA являются известные марки HYDRO-TEC, SAINT GOBAIN,...
Последовательность ремонтно-отделочных работНаверное, найдется очень мало людей, которым никогда не доводилось сталкиваться...
допуск СРО и виды саморегулирующихся организацийСпециалисты высокого класса в наши дни стремятся внедриться в систему...
Гипсокартон или натяжной потолокНа сегодняшний день основным конкурентом натяжных...