архитектура и строительство

Здания и архитектурные ансамбли

Сооружения, здания и архитектурные комплексы, возводимые из камня, отличались своей массивностью и монументальным характером, что было связано, по-видимому, не столько с несовершенством строительной техники, сколько с традиционно сложившимся образным строем ведущих культовых построек и прежде всего грандиозных ступенчатых пирамид, напоминающих своей общей формой месопотамские зиккураты. Так, пирамида Солнца в Теотихуакане (долина Мехико, 1 в. до н. э.) имела в основании 210Х220 м и около 65 м высоты, а возведенная значительно позднее тольтеками пирамида в Чолуме с размером около 300Х320 м в основании считается крупнейшей пирамидой в мире.

Храмовый комплекс в Теотихуакане (300 г. до н. э.- 900 г. н. э.) включает в себя помимо пирамиды Солнца еще две крупные монументальные постройки - пирамиды Луны и Ветра (Кецалькоатля). Все три сооружения объединялись прямой парадной аллеей протяженностью свыше 2 км, ориентированной на пирамиду Луны. По сторонам магистрали тянулись жилища жрецов и рядовых земледельцев, с которыми контрастировали культовые памятники - символы божества и могущества теократии. Вокруг пирамиды Кецалькоатля было создано монументальное окружение из малых пирамид, поставленных на насыпной вал. Уступы большой пирамиды оштукатурены и расписаны. Широко применен и резной каменный декор, символизирующий обожествленные силы ветра, дождя и других природных стихий.

Пирамида Луны (около 300 г.), замыкая ансамбль, приобрела композицию, соответствующую ее положению, Несмотря на меньшую по сравнению с другими пирамидами величину (120Х150 м в основании, высота 42 м), она монументальна и сочетает в себе центричность традиционно-ступенчатого сооружения с парадной пространственной осью, отмеченной ритуальной лестницей, продолжающей главную аллею комплекса. Лестница ведет к верхней площадке, где расположено небольшое крытое святилище, в которое был открыт доступ только жрецам. Сама же религиозная церемония отличалась предельной наглядностью, разворачиваясь в основном на широкой лестнице, идущей от уступа к уступу пирамиды. На всю высоту первого уступа лестница обрамлена ступенчатой платформой, имевшей, по-видимому, свое ритуальное значение. С точки зрения формообразования она интересна тем, что примененный здесь профиль из вертикальной полосы и подпирающей плиту наклонной части в дальнейшем повторяют многие сооружения Центральной Америки. Такова форма уступов, например, пирамиды в Шочикалько (VIII-IX вв.), где расчлененность на два элемента делает каждый уступ тектонически более завершенным, чему способствует и обильно здесь примененная, раскрашенная пластика, почти сплошь покрывающая боковые плоскости пирамиды.

Культовый центр Шочикалько, время расцвета которого пришлось на конец "классического периода" и совпало с угасанием Теотихуакана, состоял из сложного комплекса сооружений, объединенных в группы. Западная группа включала помимо других построек специальное сооружение для игры в мяч, которая у древних американцев имела не просто спортивное, но ритуальное культовое значение. Этот тип сооружения, своего рода стадион, имел широкое распространение в градостроительстве Центральной Америки. Стадион в Шочикалько (VIII-IX вв.)-наиболее ранний известный пример подобного сооружения в долине Мехико. Среди построек восточной группы выделяется жилище знати, организованное, как и в Теотихуакане, вокруг внутренних дворов. Горячие купальни, мощеные дороги и другие элементы комфорта свидетельствуют о высоком уровне общего благоустройства центральной части города.

Большая площадь Тикаля, замкнутая пирамидамиУ народов майя, занимавших территорию Центральной Америки к востоку от долины Мехико в районе полуострова Юкатан, наиболее ранние памятники монументальной архитектуры относятся к началу "классического периода". Древнейшим и самым большим городом майя был Тикаль (VI в. до н. э.- IV в.). Его центральная часть площадью около 16 км включала девять больших групп зданий, сооруженных на искусственно поднятом и выравненном плато. Группы связаны между собой мощеными дорогами, идущими по насыпям, облицованным камнем. Центральные сооружения групп - пирамидальные храмы - отличались вытянутой вверх формой и большой высотой, порой достигающей около 70 м.Тикаль. Храм I Лестница в них имела большую крутизну, а над святилищем устраивался громадный декоративный гребень. Встречались и более приземистые пирамиды, некоторые из них имели лестницы со всех четырех сторон, что делало равноценным для зрителя каждый фасад храма. Однако подобные пирамиды встречались значительно реже, чем пирамиды с одной выделенной осью.

Одна из стел Гран-Плаза Доминирующее значение пирамидальных храмов в ансамбле прослеживается на примере пространственной организации центра города Копан (VIII в.), где главные площади отделены от группы храмов акрополя, поднятых на высоту 40 м, огромной лестницей 90-метровой ширины. В системе ансамбля помимо пирамид важную роль играют другие типы сооружений - стадион, стелы, балюстрадыи стенки с различными изображениями и др. Общее построение ансамбля свидетельствует о высоком градостроительном мастерстве майя, умении интересно и рационально организовать большие пространства, предназначенные для многолюдных собраний и ритуальных процессий,Копан. Гран-Плаза. Малая пирамида с учетом особенностей идейно-художественного воздействия монументальных архитектурных форм.

Дворец в ПаленкеВ процессе развития архитектуры "классического периода" все большую роль в городских ансамблях играют здания гражданского назначения и прежде всего дворцовые комплексы. Развитой композицией этого типа зданий является дворец в Паленке (VII в.). Комплекс сооружен на платформе высотой около 10 м и соединен с окружающей территорией широкими лестницами, напоминающими уступы пирамидальных храмов. Все помещения дворца группировались вокруг дворцов, из которых выделяются своей площадью.два северных. Вероятно, эта часть была занята правителем, южная - подсобным персоналом и военными. Вытянутые залы перекрывались ложными сводами, стены были украшены стуковыми рельефами и фресками. В середине комплекса в одном из малых дворцов возвышается четырехъярусная башня: на ее верхнем широко открытом ярусе размещался трон и, по-видимому, основная цель ее возведения была репрезентативной, а ееЗубчатые орнаменты на крыше дворца в Паленке формы должны были вызывать у человека ассоциации с формами храмов. В частности, верхний ярус и пирамидальное завершение башни близки к формам святилища храмов в Паленке, которые в отличие от более ранних сооружений имели более просторные помещения, а стены были сравнительно тонкими с широкими проемами.

Паленке. Храм СолнцаХрам Солнца (VII в.)-одно из самых совершенных храмовых сооружений Паленке. Его размеры, как и большинства соседних культовых построек, невелики. Святилище, увенчанное декоративным резным гребнем, приобрело значение основного сооружения, поднятого на ступенчатый постамент, прорезанный по оси лестницей. Формы обладают утонченностью, пространственностью и большей масштабностью в сравнении с монолитными и грандиозными пирамидами более древнего периода. Некоторые храмы этого типа использовались одновременно как гробницы жрецов и вождей, для чего в основании сооружения устраивалась камера.

Ушмаль. Церемониальный центрВ конце "классического периода" выделяется значительная группа городов в районе местности Пуук, а среди городов этой группы наиболее выдающимися памятниками отличается Ушмаль. По характеру архитектуры и типологии эти памятники близки не только памятникам в других городах майя, но и зодчеству Древней Мексики. Основное место в ансамбле центра Ушмаля уже занимают не храмы, а здания дворцового типа, точное назначение которых часто не до конца выяснено, в связи с чем они иногда имеют условное название (дом Голубей, дворец Губернатора, Женский монастырь и др.).Северное здание "Женского монастыря" Поднятые на платформах дворцы.Ушмаля, как правило, состоят из двух рядов помещений, перекрытых ложными сводами. Снаружи богатая орнаментика каменных узоров контрастирует с нижней, обычно гладкой плоскостью стены, прорезанной крупными прямоугольными проемами. Встречаются и арочные проемы, образующие торжественные обрамления проемов.

Ушмаль. Дворец ГубернатораДворец Губернатора особенно выделяется среди построек Ушмаля ясностью и монументальной торжественностью композиции. Поднятый на высокой платформе в виде двухступенчатой усеченной пирамиды, дворец состоит из трех блоков, соединенных между собой двумя триумфальными арками. По оси среднего основного блока устроена широкая подводящая к дворцу лестница по типу пирамидальных храмов. Над нижней стеной нависает широкий фриз, сплошь покрытый резными изображениями геометрического и зооморфного характера. Контраст мощного по своей пластической силе фриза, мозаика которого состоит более чем из 20 тыс. камней, и четко расчлененной уступчатыми проемами глади стены создает образ большой эмоциональной насыщенности и исключительной тектонической выразительности.

Реконструкция ТеночтитланаВ последнем периоде развития архитектуры Древней Америки следует выделить строительство города Теночтитлан - столицы возвысившегося в XV в. централизованного государства ацтеков. Этот город располагался на месте современного Мехико и занимал территорию острова среди обширного, но мелкого озера. Он был окружен многочисленными искусственными островами-огородами, умножавшимися по мере расширения города. С материком Теночтитлан соединялся дорогами на высоких насыпях. Город имел регулярную планировку, в систему которой были включены каналы, облицованные камнем.

План ТеночтитланаРазрушенный в 1521 г. испанцами, город можно реконструировать на основе раскопок и письменных источников. В его центре - главная площадь размером 320Х275 м, вокруг которой размещались культовый комплекс и три деревянных дворца правителей. Священный участок, обнесенный оградой, включал ряд пирамид, среди которых возвышалась главная (100Х100 м в основании, высота 30 м) с двумя деревянными святилищами на вершине. Интересны также круглый храм Ветра и обязательный для каждого ацтекского города стадион. В пределах города размещался рынок, а каждый квартал имел свой храм-пирамиду.

Развитие многовековой древнеамериканской цивилизации было прервано в XVI в. европейскими завоевателями. Древние города были разрушены и в монументальном строительстве наступил новый период - "архитектуры Латинской Америки", связанный с процессом проникновения в эти страны европейских стилей и их ассимиляции местной традицией.

Выбираем мебель для ребенкаС рождением ребенка жизнь любого родителя кардинально меняется. По-новому расстанавливаются...
Гидроизоляция и гидроизоляционные материалыСтроительный термин 'гидроизоляция' подразумевает под собой полную защиту зданий, сооружений...
Как самостоятельно сделать отопление в доме своими рукамиДля того чтобы своими руками сделать отопление в частном доме...
Виды и установка замков: на что необходимо обратить вниманиеЗамки различаются по своему принципу работы, внешнему виды, степени защиты...
Яркий офисКоль скоро у вас встал вопрос о смене офиса, то...