архитектура и строительство

Храм Артемиды Эфесской

Раз В 1100 году нашей эры войска крестоносцев остановились в маленькой деревушке в Малой Азии. Их лидер сконфуженно и недоуменно осмотрелся вокруг. Это место оказалось совсем не тем, что он ожидал. Он читал в древних текстах, что это большой и многолюдный морской порт, в котором находят пристанище множество кораблей. Но все было не так. Море находилось почти в трех милях, а сама деревня расположена в болотах и корабли даже не просматриваются отсюда. Полководец окликнул прохожего:

"Сэр, это Эфес?".

"Нет, теперь он называется Аясалок" - ответил местный житель.

"Ну, где же залив? Где торговые суда? И где этот великолепный греческий храм, о котором мы так наслышаны?", - продолжал дознание крестоносец.

"Храм?! Какой храм?! У нас здесь нет никакого храма", - парировал путник.

Вот, так спустя 8 веков даже коренное население Эфеса не могло припомнить о существовании одного из семи Чудес Света - Храма Артемиды Эфесской. Однако слава Храма живет в веках. Древние историки сохранили для будущих поколений описание прекраснейшего творения рук человеческих. Попробуем подробно рассказать об истории строительства, расцвете и о разрушении Седьмого Чуда Света, также о самом городе Эфесе.

Нет никакого сомнения в том, что Храм был действительно великолепен. Афинский архитектор Пхилон описывал его так: "Я видел стены и Висячие Сады Вавилона, Статую Зевса на Олимпе, Колосса Родосского и гробницы Фараонов, но когда я увидел храм в Эфесе, возвышающийся до облаков, то понял, что все прочие чудеса померкли в его тени".

Храм Артемиды был расположен около древнего города Эфеса, приблизительно в 50-километрах к югу от современного портового города Измир в Турции. В наше время Эфес переименован в город Сельчук. Руины храма находятся рядом с курортом Кушадасы, к востоку от Памуккале.

Место для строительства святилища Артемиды было выбрано не случайно, поскольку еще в Бронзовом веке оно использовалось для ритуальных целей. В ходе раскопок археологом Дэвидом Джорджем Хогартом были найдены остатки нескольких храмов в слоях, лежащих последовательно друг над другом.

Первое святилище для Богини Артемиды было построено примерно в VIII веке до Рождества Христова на болотах вблизи Эфесской реки. Считается, что к его строительству причастны амазонки, которые населяли эту местность в то время. Сооружение возвели в честь Богини охоты, целомудренности и плодородия - Артемиды, известной также под именем Дианы в Древнем Риме. Артемида весьма почиталась греками. В Эфесской мифологии богиню изображали в виде многогрудой девы, что символизировало плодородие. Гречанки молились Ей о ниспослании ребеночка, а земледельцы - о богатом урожае.

Этот храм был разрушен в ходе наводнения, которое случилось в VII веке, но уже в следующем столетии его восстановлением занимался архитектор Харсефрон. Для формирования фундамента участок болотистой земли был поднят на 2 метра по сравнению с предыдущим основанием, для того что бы избежать затопления. К слову, болотистая местность была выбрана не случайно. Харсефрон считал, что мягкая подушка водянистой почвы послужит хорошим амортизатором при землетрясении, которые были частым явлением в эфесской области.

Два При жизни Харсефрона построены колоннада и стены, а завершили проект его сын Метаген и зодчие Деметрий и Пеонит. Сооружение из дерева и камня было отделано мрамором. В то время городская казна имела достаточно средств на взведение могучего здания, поскольку Эфес переживал период расцвета. Храм Артемиды богато украшался за счет граждан и паломников. Бронзовые статуи, отлитые Фидием, Кресилусом, и Поликлетисом являлись далеко не единственным украшением храма, сохранились упоминания о золотой и серебряной отделке интерьера. Сведений о других элементах декора, к сожалению, не сохранилось. Не очень точные данные остались в истории касательно главной статуи Богини Артемиды. Разные источники выдают противоречивые данные, но все же большинство авторов склоняется к тому, что статуя была сотворена из золота и слоновой кости. Есть мнение и о том, что в отделке было использовано благородное черное дерево. Возможно, эти свидетельства относятся к разным эпохам - ведь, храм восстанавливался неоднократно.

В 550 году до Рождества Христова Эфес и другие города Малой Азии захватил лидийский царь-завоеватель Крез. Храм вновь подвергся частичному разрушению. Однако Крез оказался щедрым победителем и отдал приказ восстановить Святилище во всем великолепии.

В истории сохранилось имя архитектора, его звали Теодорус. По его плану был построен храм высотой в 300 футов и длиной в 150. Площадь вокруг была в четыре раза больше самого строения. Более 100 колонн поддерживали массивную крышу.Это сооружение было поднято еще на 2.4 метра по сравнению с предыдущим, что и было обнаружено впоследствии, в ходе раскопок. Новый храм был гордостью земли Эфесской вплоть до 21 июля 356 года до Рождества Христова, когда подвергся разрушению от рук Герострата.

История гибели величайшего архитектурного творения печальна, поучительна, но вместе с тем, и интересна. Итак, будущий поджигатель Герострат, был родом из Эфеса. Молодой человек всеми силами пытался увековечить свое имя в истории и не нашел ничего лучшего, кроме как совершить акт вандализма - сожжение Великого Храма Артемиды. Горожане были необычайно возмущены этим поступком, и власти издали указ, согласно которому, имя злоумышленника должно быть предано забвению. Отчасти Герострат достиг успеха, его имя, действительно, вспоминают спустя тысячелетия, однако оно стало нарицательным, олицетворяя безумные акты вандализма.

Не смотря на полное уничтожение святыни, неунывающие эфессцы начали строительство нового Святилища. На этот раз под руководством Скопаса из Пароса, который являлся одним из самых известных скульпторов того времени. Храм возвели в той же болотистой местности, что и предыдущие строения. Для подготовки почвы было уложено несколько слоев древесного угля, а верх застелен овечьими рунами.

Этот храм был полностью построен из мрамора - невиданная роскошь! 36 колонн в нижней своей части были украшены резными фигурами. В Святилище размещались различные произведения искусства, в том числе четыре бронзовые статую женщин Амазонок. Плиний писал об этом новом Храме - длина его 425 футов (1 фут = 30 см.), а ширина 225. Некоторые из 127 колонн достигают 60 футов в высоту. По сравнению с Парфеноном, развалины которого стоят по сей день в Афинах, Храм Артемиды выглядел гораздо более внушительным. Строительство нового Храма Артемиды Эфесской, по словам Плиния, заняло в общей сложности более 120 лет, хотя современные эксперты предполагают, что это было преувеличением - скорее всего в два раза меньше.

Известно, что когда Александр Македонский пришел в Эфес в 333 году до нашей эры храм был еще в стадии строительства. Полководец изъявил желание финансировать завершение возведения, только в том случае, если его имя будет вырезано на стенах храма. Городские власти не пожелали этого, но не могли напрямик отказать и дали-таки тактичный ответ "Невозможно, что бы один Бог (имея в виду Александра) построил другому храм".

Три Согласно другим источникам Александр Македонский все же спонсировал постройку храма, и только благодаря нему он возвысился во всем величии, превзойдя по красоте и пафосности многие другие сооружения той эпохи. Говорится о том, что Храм исполненный по велению Александра, украшала чудесная картина Апеллеса, на которой был изображен Зевс с молнией в руке, поразительно походящий лицом на Македонского завоевателя. Труд художника высоко оценили заказчики и одарили творца баснословной по тем времена суммой в 25000 талантов золотом.

Воссозданный вновь Храм Артемиды был, пожалуй, самым великолепным из всех существовавших до него вариантов. Он просуществовал несколько столетий и был местом паломничества тысяч путешественников и верующих приезжающих посмотреть на чудо чудное со всех концов света. Вокруг храма был организован рынок, на котором продавались различные товары, в том числе, и сувенирная продукция - храмы Артемиды в миниатюре.

Артемисиону верующие доверяли не только свои сокровенные молитвы, но и денежные средства. Можно сказать, что Храм являлся неким подобием античного банковского учреждения. Он был полностью независим от городских властей и управлялся могущественными жрецами. Так, историк Ксенофонт перед путешествием в Персию положил на хранение в Храм свой капитал, а вернувшись, нашел его в целостности и сохранности. На эти средства он затем в благодарность Богине воздвиг точную уменьшенную копию Храма в Скеллунте, что в Элладе.

Вообще в те годы Храм был не только местом для молитв и подношений. Но и деловым, и финансовым центром. Интересна история Апостола Павла, который прибыл в Эфес в 57 году после Рождества Христова с целью обращения греков в христианство. Он выступал против поклонения идолам, в том числе и Артемиде. Один из торговцев сувенирами по имени Деметрий очень опасался потерять свой доход в случае отвращения граждан от Храма и поэтому решил схватить Павла и его сотоварищей. Для апостола злоключения закончились неплохо - его после недолгого ареста, всего лишь выдворили из города и он уехал в Македонию.

Четыре Заметим, что христиане в конечном итоге, все же повлияли на судьбу Храма. В 262-263 году нашей эры Святилище разграбили готы. В это время Эфес переживал упадок и не устоял перед натиском врага. Позже римский император Константин восстановил большую часть Эфеса, но Храм Артемиды возрождать отказался, потому что к тому времени уже принял христианство и не был заинтересован в распространении на территории Империи язычества. Город постепенно пришел в полный упадок. Бухту, куда приставали корабли, постепенно заполнил речной ил и Эфес перестал существовать как крупный портовый центр в Малой Азии, превратившись в захолустный, ничем не примечательный населенный пункт. Большинство жителей переселилось из заболоченной местности в близлежащие районы.

В период правления Римского Императора Феодосия Великого Храм Артемиды закрыли окончательно в 391-392 гг.. Храм был разобран, облицовка содрана и использована в качестве строительного и отделочного материала, скульптуры и статуи разрушены и стерты в порошок.

В 1863 году Британский музей отправил на поиски руин Храма архитектора Джона Вуда. Он встретил на своем пути множество препятствий. Эфесскую местность наводняли бандиты, а работников для раскопок было не сыскать, поскольку бюджет выделялся крайне скромный. Но основной трудностью являлось полное неведенье касательно месторасположения Храма. Джон Вуд вел поиски в течение шести лет, подвергаясь постоянной опасности. И вот, в 1868 году был обнаружен фундамент Храма. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной - 500. Остатки фрагментов скульптур Вуд отправил в Британский Музей, где они хранятся до сих пор и выставляются в экспозиции на всеобще обозрение.

В 1904 году Британский Музей вновь снарядил экспедицию под руководством Хогарта, который продолжил раскопки и обнаружил доказательства существования пяти храмов, основания которых последовательно возвышались друг над другом.

Сегодня развалины Святилища практически полностью поглощены болотом, лишь одна отреставрированная колона горделиво возвышается, напоминая потомкам о некогда величественном шедевре античности под названием Храм Артемиды Эфесской.

http://ctoday.ru/article/history_construction/14/
Искать в интернете: Храм Артемиды Эфесской

Выбираем трубыПотребительский спрос на трубы растёт с каждым годом, что заставляет...
Креативные дверные проемы в квартире | Ремонт квартир, НовосибирскВсем нам хочется изменить внешний вид помещения, в котором мы...
Классические межкомнатные двери в интерьереВ настоящее время классический стиль в интерьере используется все чаще....
Как правильно выбрать аксессуары для ванной комнаты?Поскольку, с точки зрения дизайна интерьера, существует не так много...
Законодательство в области строительных СРОДействующее законодательство, регулирующее рынок строительных услуг. ...