архитектура и строительство

Концептуальные вопросы развития наружного освещения городов

Наружное освещение развивается быстрыми темпами во многих городах мира, что связано в первую очередь с бурным развитием их инфраструктуры и изменением критериев качества жизни в мегаполисах. В таких городах власти уделяют все больше внимания разработке стратегии развития наружного освещения и управлению этим процессом. Для городов России создание концепции единой светоцветовой среды, учитывающей развитие архитектурно-художественного освещения, определяющей энергосберегающие мероприятия, и критерии, которые позволят увязать между собой отдельные виды освещения, тоже имеет немаловажное значение.

В настоящее время создана международная организация по освещению - объединение мэрий городов "LUCI", в которую входят 50 городов мира, среди них - Париж, Шанхай, Торонто, Леон, Мехико и др. Москва является пока единственным представителем России в составе этой организации из множества других крупных российских городов. Одной из задач LUCI является выработка и распространение стратегий наружного освещения. Высокий статус организации определяется участием в ее работе городских чиновников, занимающихся вопросами городского хозяйства, а также городских архитекторов и дизайнеров. Членами LUCI являются крупнейшие светотехнические компании, такие как "Филипс", "Торн", "Шредер", крупные светодизайнерские фирмы, с ней активно сотрудничает международный союз дизайнеров PLD

Некоммерческое партнерство "Росгорсвет", объединяющее в своем составе 33 городские организации наружного освещения России, созданное для содействия развитию городского освещения, также уделяет особое внимание рассмотрению и распространению передового зарубежного и российского опыта в области формирования городских стратегий освещения. Росгорсвет активно сотрудничает в этом плане со многими общественными организациями в России и за рубежом и является членом торгово-промышленной палаты.

Чему же уделяется особое внимание при выборе стратегии освещения города, исходя из существующих в настоящее время тенденций? Как показывает многолетний опыт, сложившийся за время деятельности и LUCI, и Росгорсвета, современное освещение должно отвечать пяти основным критериям:

Первый критерий концепции - видимость, т. е. обеспечение нормальных зрительных условий для водителей и пешеходов, а также оптимальные количественные и качественные параметры освещения, которые регламентируются действующими нормами.

Второй критерий - безопасность - старейший из всех других. Количество ДТП и противоправных действий значительно снижается при хорошем освещении города. Причем затраты несопоставимо малы по сравнению с выгодой. На сегодняшний день качество освещения люди напрямую связывают с уровнем личной безопасности.

Третий критерий - эстетика. Общество ждет от освещения не только выполнения прямых функ-циональных задач, но и удовлетворения эстетичес-кой потребности в прекрасном. Единых решений ввиду обилия средств освещения и многообразия объектов здесь не существует. Однако эстетика должна быть экономичной и целесообразной.

Четвертый критерий - экономика - иногда является решающим фактором для заказчика. Необходимо учитывать, что кроме капитальных затрат существуют также затраты на эксплуатацию и ремонт, которые могут сделать проект невыгодным.

И последний критерий - общественная функция освещения. Понятие гармоничной световой среды предполагает создание благоприятного психологического климата, оказывающего положительное влияние на реализацию общественных функций, и является предпосылкой для оживления городской жизни.

При определении этих основных критериев учитывались следующие факторы, которые играют немаловажную роль в дальнейшем развитии наружного освещения.

Во-первых, это новое понимание воздействия света на человека. Открытие в сетчатке глаза в 2002 году еще одного фоторецептора, влияющего на психофизическое состояние человека, заставляет пересмотреть значения оптимальных показателей комфортной световой среды. Это неизбежно приведет нас к комплексной работе с различными типами источников света на наших улицах, во дворах, в парках и пешеходных зонах в наружном освещении, архитектурной подсветке, рекламе, городских указателях.

Так, например, сейчас в Москве разработана и одобрена мэром столицы общая Концепция единой светоцветовой среды города с учетом развития архитектурно-художественного освещения, выработаны критерии, которые позволят увязать между собой отдельные виды освещения.

Во-вторых, необходимо сказать о нормах искусственного освещения. Они формируют представления об оптимальной световой среде с учетом экономических, социальных, организационных факторов. В мировой практике, наряду с национальными, используются общеевропейские нормы, действуют рекомендации Международной комиссии по освещению (МКО).

Важным шагом по приведению наружного освещения в России в соответствие с международными требованиями стало принятие московских норм наружного освещения. Разрабатывавшиеся как основа для федеральных норм, они направлены на улучшение качества освещения без роста энергопотребления и содержат указания об экономичных методах реализации, сохранении параметров осветительных установок в процессе эксплуатации, много полезной справочной информации.

Для российской светотехники не менее важной задачей, чем пересмотр действующих норм искусственного освещения, является обеспечение контроля за их выполнением. В практике наружного освещения уже есть свои результаты: впервые в Москве создана измерительная передвижная лаборатория, позволяющая делать замеры при скорости движения 60 км/ч.

В-третьих, большое внимание сегодня уделяется вопросу энергосбережения. По приблизительным оценкам, количество электроэнергии, идущей в России на цели освещения (1 млрд светоточек), составляет около 14 % от всего вырабатываемого объема.

Что касается Москвы, то наружное освещение города можно охарактеризовать следующими цифрами: общее количество объектов - 17 191, количество светильников в Москве возрастало быстрыми темпами со 120 тыс. в 1994 году до 348 тыс. в 2007 году. По типу это в основном натриевые светильники российского производства. Кроме того, в Москве насчитывается более 70 тыс. светильников архитектурно-художественной подсветки, их состав многообразен. Общее потребление электроэнергии осветительными установками составляет около 300 млн кВтч в год, поэтому вопросы экономии электроэнергии очень актуальны.

По решению Правительства Москвы стали ударными темпами создаваться новые энергетические мощности, была принята программа по энергосбережению, частью которой является программа по энергосбережению в наружном освещении.

В результате всех проведенных мероприятий такой важный параметр, как средняя мощность одного светильника наружного освещения, снизилась на 20 % и сегодня составляет около 180 Вт. Вместе с тем в целом по России во многих, особенно малых, городах все еще применяются не только ртутные лампы, но и лампы накаливания, так что резервы для энергосбережения колоссальны.

Необходимо отметить, что все более широкое применение светодиодов является перспективным в области энергосбережения.

Следующий способ снижения энергозатрат, на который обращается внимание специалистов, - регулирование мощности светильников. Еще 3-4 года назад говорилось, что вопросы снижения мощности для Москвы не так актуальны, как, например, замена устаревшего оборудования или создание новых установок на плохо освещенных территориях. Сейчас, через 2 года, когда реализация Городской программы развития наружного освещения дала неплохие результаты, мы вернулись к вопросам регулирования. При этом надо учитывать, что и Москва, и другие крупные города живут насыщенной ночной жизнью, количество автомашин на магистралях и их скоростной режим в ночные часы достигают значительных показателей. Дворовые территории также нуждаются в существенном освещении, позволяющем обеспечить комфорт и безопасность жителей. Поэтому необходимо определить зоны, где регулирование допустимо. Необходимо правильно определить способ регулирования - групповое или индивидуальное, имея в виду управление работой светильников. Сейчас практически все крупные светотехнические фирмы предлагают как управляемые светильники, так и программное и аппаратное обеспечение для таких систем. Вопрос лишь цены и целесообразности.

В любом случае применение систем "умного" наружного освещения - это лишь вопрос времени. Понятие "умного" подразумевает, что режимы наружного освещения будут меняться в зависимости от изменения заданных параметров, например, внешней освещенности, плотности транспортного потока или пешеходов и др.

Ведутся испытания и систем освещения с питанием от солнечных батарей. По заказу ГУП "Моссвет" создана экспериментальная установка и проводятся работы Всероссийским светотехническим институтом им. С. И. Вавилова.

Широкое применение светодиодов дает дополнительные возможности для регулирования, например, интенсивности и цвета освещения.

Организация энергосбережения не сводится только к применению эффективного оборудования и технологий, а требует пересмотра норм и правил по применению оборудования, которые должны обязывать потребителей использовать энергосберегающую технику, принятия комплекса мер по стимуляции предприятий и проведения разъяснительной работы среди населения. Опыт США, Китая, европейских стран свидетельствует о целесообразности разработки и реализации государственных комплексных программ по освещению с широкой поддержкой ее реализации общественными организациями. Кстати, одна из целей некоммерческого партнерства "Росгорсвет" - разработка такой программы в России.

В-четвертых, комплексный подход к освещению города с учетом его структуры, административного деления, исторических и культурных особенностей, традиций и многого другого - это следующий немаловажный фактор дальнейшего развития наружного освещения. Такой подход, помимо прочих аспектов, выгоден экономически, т. к. комплексные решения позволят более рационально распределять средства. Что является предпосылками такого подхода? Конечно, в первую очередь осознание его необходимости муниципальными властями и бизнес-структурами.

К сожалению, и на основании обследования ГУП "Моссвет", проведенного независимыми экспертами в 200 городах России, и в ходе многих частных встреч и бесед с коллегами, выясняется, что роль освещения в жизни городов зачастую недооценивается. Вместе с тем вселяют надежду быстрые изменения в этой области. Стереотипы начинают ломаться. Многие компании, осознавая высокий имиджевый потенциал архитектурного освещения, согласны выделять на это средства. Так, например, в Москве около 15 % всех объектов архитектурно-художественной подсветки созданы и эксплуатируются за счет средств частных инвесторов, в основном владельцев этих зданий.

Главы администраций целого ряда российских городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Перми и других - разрабатывают, утверждают и начинают реализовывать общегородские концепции развития освещения.

В-пятых, все возрастающую роль в светотехнике наружного освещения играет дизайн. Эстетические параметры современной осветительной техники постепенно становятся обязательными, а иногда даже определяющими при оценке качества не только декоративного, но и функционального освещения. В этой связи активизируется развитие светового дизайна: налаживается профессиональное обучение, организуются мастер-классы ведущих специалистов, появляется много ярких, талантливых работ. Отрадно, что многие московские установки освещения отмечены наградами в области светодизайна.

Что касается современных средств освещения, то уровень развития техники освещения во многом определяется наличием адекватных средств. Их многообразие дает возможность решения самых амбициозных задач освещения, формирует новые принципы и приемы. В этой области отмечаются следующие тенденции:

уменьшение размеров осветительных средств;

внедрение мероприятий, нацеленных на энергосбережение: использование современных источников света, эффективных оптических систем и конструкций световых приборов, новых материалов;

внешний вид световых приборов различного назначения становится одним из главных критериев их качества, поскольку установлено, что хороший дизайн положительно влияет на все параметры приборов;

активное внедрение в светотехническую практику светодиодов. С этим связывают самые смелые ожидания, вплоть до вытеснения светодиодами люминесцентных ламп из ряда областей применения.

На последней выставке в г. Франкфурт-на-Майне было продемонстрировано большое количество светильников не только декоративного, но и наружного освещения. У ведущих производителей уровень световой отдачи светодиодов, достигнутый в серийном производстве, на сегодняшний день составляет 40-60 лм/Вт и лишь в отдельных случаях - 100 лм/Вт. В 2010-2012 годах этот показатель предполагается поднять до 150 лм/Вт, а срок службы с 50 тыс. ч при 30 % падении светового потока увеличить до 100 тыс. ч.

В целом, по данным ассоциации "Российский свет", средние темпы ежегодного роста рынка светотехники в России составляют около 15 %, а по таким группам изделий, как светильники для наружного освещения и прожекторы, достигли 24-25 %, и эта тенденция является устойчивой.

И, наконец, в-шестых, есть еще одно направление, которое сейчас становится популярным в России, - это праздничное оформление, световые шоу, фестивали света, которые широко распространены во всем мире. В современной истории одним из родоначальников фестивалей света является французский город Лион. Ежегодно в начале зимы весь центр города, парки, реки, пешеходные зоны украшаются всеми видами освещения, световые инсталляции собираются на время проведения праздника, в котором активно участвуют и жители, украшая свои окна и балконы различными фонарями. План праздника ежегодно разрабатывается мэрией города, и на его проведение выделяются значительные финансовые средства. В праздновании принимают участие до 1 млн чел.

Активно стали организовываться такие праздники и в российских городах. Россия - северная страна, и для ее жителей освещение и световые праздники, конечно, имеют особое значение. Современная светотехника предлагает много типов различного оборудования для таких мероприятий, в том числе светодинамического и проекционного. Многие вновь проектируемые архитектурные установки в Москве для этих целей имеют два режима: повседневный и праздничный, к которым могут добавляться и временные световые элементы, позволяющие получить новые возможности.

Один из главных моментов, с чего необходимо начинать формирование общегородской концепции, - это правильная организация. Одному Горсвету или Управлению архитектуры нельзя поручить такую работу. В создании концепции должны принимать участие и тесно сотрудничать специалисты самых разных городских служб: светопроектировщики, специалисты городского освещения, электротехники и энергетики, архитекторы, художники, дизайнеры, специалисты по благоустройству.

Создание при администрации городов таких координационных советов не только обеспечит правильное протекание рабочего процесса, но и позволит поддерживать диалог между властью и профессионалами смежных областей.

В Москве такой координационный совет создан. Возглавил его руководитель Комплекса городского хозяйства, первый вице-мэр Бирюков П. П., заместителем руководителя координационного совета стал главный художник Москвы Воскресенский И. Н. Членами совета являются городские организации по освещению города - ГУП "Моссвет", ГУП "Архитектурная подсветка", городская реклама, Москомнаследие, проектные организации Москомархитектуры - Моспроект-3 и другие.

Тем, кто предоставляет услугу под названием "свет", - городские власти, городские организации освещения - важно, чтобы освещение было экономичным, долговременным и простым в обслуживании, но подход к формированию концепции освещения у каждого города должен быть свой. Выше были названы некоторые важные критерии, а основой должен стать сам город: его архитектура, социальный и культурно-исторический фон, ритм жизни, состав населения и прочие характеристики, которые в концепции должны привести к некоторому равновесию.

При этом необходимо учитывать интересы участников процесса. Потребители - это жители и гости города. Они имеют разные интересы. Гости предпочитают шоу: светодинамику, яркие витрины, в то время как жители хотят, чтобы, прежде всего, было комфортнее и светлее. Отсюда разные подходы к формированию светового облика туристских зон и жилых кварталов, а новые разработки в области светотехники открывают дополнительные возможности для более эффективной реализации городской стратегии развития наружного освещения.

И в завершение хотелось бы отметить, что сегодня существует множество подходов к формированию ночной среды. Например, в Европе предпочитают сдержанность, не искажают архитектурный замысел, в Азии - это всегда яркий, феерический облик ночного города - много цвета, динамики, спецэффектов, все кружится, летает. Во Франции в архитектурной подсветке есть Лионская школа, которая предполагает высвечивание отдельных архитектурных деталей, а есть Парижская, основой которой является использование заливающего освещения. Для России, стоящей между Европой и Азией, важно найти свой подход, чтобы каждый город имел свой неповторимый ночной облик.

А. Ю. Федорищев, директор ГУП "Моссвет"

http://www.intiled.ru/publications/led_concept_light.html

Как сделать козырек из сотового поликарбоната? Козырек это неотъемлемая часть частного дома, защищает вход здания...
Ремонт и отделка офисаПочему офис должен выглядеть безупречно? Как грамотно подойти к ремонту...
Бекскаркасная мебель от United BallsЧто же такое бескаркасная мебель? Чем она привлекательна и из...
Что выбрать при покупке квартиры: вторичку или новостройку?Все знают, покупка квартиры - дело ответственное, сопровождаемое стрессом, к...
Цветовая маркировка трубопроводовТрубопроводы представляют собой универсальные магистрали для перемещения жидких, порошковых, газообразных...