Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском зодчестве шло при воздействии
местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием
греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы, свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных гигантским развитием
сводчато-купольных форм при доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности служили сами конструктивные элементы -
купола,
своды,
аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались
фресковой живописью или облицовывались
разноцветными плитами мрамора. Широко применялась
мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах.
Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились
ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады - конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть - колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма
капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика - варьировались. Ствол колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы отличались
целесообразностью.
В ранневизантийских храмах находит применение тип
базилики - удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах - в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях
купольные сооружения (
церковь в Эсре , 510-515 гг.,
церковь "вне стен" в Русафе в Месопотамии, 569- 586 гг.). Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить
церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой - сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными
экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.
При господстве купола в композиции большое значение имеют
диагональные ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом - символом небосвода.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная
купольная базилика собора Софии в Константинополе, построенная греческими архитекторами
Анфимием из Тралл и
Исидором из Милета в 532-537 гг., в правление императора
Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным храмом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.
Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений -
базилики Константина и
Пантеона. Однако общие размеры собора Софии значительно превышают их, а конструктивная основа значительно отличается от прототипов.
Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8 и 69,7 м. Центральное пространство формируется четырьмя массивными
пилонами высотой 23 м, связанными между собой
подпружными арками и
парусами, на которые опирается центральный купол диаметром 31 м и толщиной в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного камня.
Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими
контрфорсами. В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных
пемзовых кирпичей на толстых слоях
цемяночного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70Х15 см с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м.
Паруса, заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки
пилоны выложены из
квадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м. подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами
экседр. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольньх пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного
нефа площадью 1970 кв. м (площадь зала
Пантеона 961 кв. м). Сравнительно тонкие кирпичные "оболочки" этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными "контрфорсами" по отношению к объемам больших полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.
Значительно более узкие боковые нефы имеют два
яруса, отделенных от главного нефа
аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1-1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинцовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.
Важнейшей особенностью интерьера является его
тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция - основа выразительности. Система сферических поверхностей -
купол,
паруса, полукупола и
конхи экседр - акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность
В тектонике интерьере здания важную роль играют
аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрьпия боковых галерей в основной
неф. Цельные стволы колонн имеют
энтазис, сложную
базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму
капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные
аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.