архитектура и строительство

История цвета

1 Цвет всегда был важным элементом познания природы. И наше восприятие цвета зависит от освещения и фактуры поверхности. Желание украсить свой дом, преобразить то, что вокруг нас - это один из человеческих инстинктов. Доказательство этого - наскальная живопись наших предков. Например, человек эпохи палеолита создал двухмерное искусство, где использовал в равной мере как рисунок, так и цвет: сцены из жизни животных, некие символы, в которых переплетены реальность и мифы. Нехитрая палитра первобытного художника - земля, камни, мех животных, их кровь - то, что всегда находилось под рукой. В настенной живописи Древнего Египта в течение трех тысячелетий графику определяли плоские профильные изображения людей и иероглифы, а цвет добавлял рисункам особый рельеф и символическое звучание. Так, для мужских тел всегда выбирали красную охру, для женских - желтую. В пейзажах тоже все было просто: небо - голубое, пустыня - красная, река - синяя. Живопись египтян была темперной. Краски смешивали с растворенной в воде медью и тонкими мазками наносили их на штукатурку. Контуры рисунков обводились красной охрой. Краски высыхали и становились матовыми нужно упомянуть и черные линии человеческих силуэтов. Благодаря им фигуры как бы выступали над поверхностью стены, слегка напоминая барельефы. Таковы были особенности интерьерной живописи Древнего Египта.

Палитра Древних Греков была схожа с палитрой египетской. Правда греки ее обогатили за

счет красной и белой свинцовых красок. В отделке часто встречался черный цвет, а также табачная, темно-желтая и оранжево-красная терракота. Очень популярны были оттенки красного, желтого, синего, зеленого, золотистого.

При раскопках Помпеи были обнаружены комнаты, выкрашенные в густой красный цвет, а

также изысканные стенные росписи, которые принято называть "обманками" (от французского "изображения, создающие иллюзию реальности"). Популярна была и отделка "под мрамор". Краски создавались на базе земляных и минеральных пигментов с добавлением воска и смолы. Законченные росписи отполировывали мраморными валиками и кусками материи, после чего они начинали "играть".

Во времена Средневековья в феодальной Европе секреты приготовления красок попали под контроль гильдии красильщиков. Обучение было

поставлено на профессиональную основу, а секреты не разглашались. Плюс технический прогресс - и художественный арсенал оформителя, работавшего в церквах, дворцах, замках и особняках стал отличаться необычайным разнообразием. В ту эпоху в декоративном искусстве сложились три основных стиля: романский (сочетание классических римских, восточных, языческих и христианских форм и мотивов), готический (ажурная узорчатость, стрельчатые своды, острые шпили, растительные орнаменты) и геральдический (идеология рыцарства, фетиш знатного происхождения). В парадных богатых домов краски наносились прямо на каменные или деревянные поверхности, как штукатурку или плитку. Но особую роль играл цвет балдахинов, подушек, привезенных из Дальнего Востока ковров. В эпоху позднего Средневековья растительные и минеральные красители использовались в ковроткачестве с большой фантазией и тонким вкусом. Основные цвета - красный, синий, желтый, коричневые оттенки. В ковры и гобелены вплетались золотые и серебряные нити. Использовались и дополнительные цвета, получаемые смешением красок: пурпурные, рубиновые, иссиня-черные и т.д. закрепляющим компонентом красок были цинк и алюминий.

В эпоху Ренессанса творцов вдохновляло искусство Древней Греции и в особенности Древнего Рима. Принципы гармонии и

пропорциональности свойственны всем стилям данной эпохи. В моде были самые разнообразные цветовые гаммы - мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные. Наиболее интересные цветовые решения можно проследить в жилых постройках, созданных итальянским зодчим Андреа Палладио (1508-1580 гг). Архитектурная гармония его творений дополнена холодными оттенками белого цвета и пастельными гаммами. Изысканная роспись стен сохраняет образность античной классики.

В XVIII столетии возникла ответная реакция на архитектурные и декоративные излишества барокко. Опять обратились в поисках новых идей

к Палладио, хотя декоративная палитра их неопалладианских интерьеров богаче и насыщеннее. Как и другие стили, свойственные той эпохе, неопалладианский, ввиду дороговизны свойственного ему оформления, в домах поскромнее несколько упростился.

В континентальной Европе негативной реакцией на барокко стал стиль рококо. Родившись во Франции, он распространился по всему

европейскому континенту, включая Скандинавские страны. Для него характерны причудливые изгибы форм; завитки орнамента напоминают то морские раковины, то волнообразное движение листвы. Его образность чем-то схожа с образностью "китайского" стиля. Рококо - это золото, белый цвет, цвет слоновой кости, пастельные тона.

Но уже к середине XVIII века, в силу исторического единства действия и противодействия, рококо был объявлен чересчур фривольным

стилем. На смену пришел неоклассицизм: повсюду симметрия и пропорции античной архитектуры и стремление к более утонченной цветовой гамме.

Что касается викторианской эпохи, то она отличается многообразием стилей. Большинство декораторов и архитекторов черпали

вдохновение в классицизме, готике, восточных школах. Зачастую их стиль был эксцентричен, но тем не менее на какое-то время входил в моду.

В конце XIX века мир разочаровался в интерьерах "высокого викторианства", в их богатых цветовых гаммах, в стилистической эклектике и

нагромождении мебели. В роли новаторов выступили зачинатели движений "Искусства и ремесла" и "Эстетика". Светлая палитра "Эстетики" включала обычно такие цвета, как слоновая кость, светло-серый и оливково-зеленый. Представители "Искусств и ремесел"разделяли эти пристрастия, но выбирали для интерьеров и приглушенные тона - цвет бургундского вина, "синий гиацинт" и "старую розу".

Однако настоящий разрыв с викторианством произошел в начале XX века, когда сторонники нового искусства объединились под эгидой

течения, получившего название "модерн. Наступило новое пристрастие - к белому цвету. Свою любовь модернисты объяснили следующим образом: "Век машин - век рационалистического мышления. Здание и его интерьер надо освободить от всего лишнего. Только тогда на первый план выйдет самое главное - форма". Строго говоря, в модернистской архитектуре белый цвет не был единственным. Дизайнеры охотно использовали и другие цвета - лишь бы они не искажали форму и не отвлекали от нее внимание. Поэтому все чаще они выбирали беловатые оттенки и те, что свойственны светлым камням. В интерьерах большое значение придавалось дневному свету, проникающему сквозь стекло. Его игра в сочетании с бетоном и сталью служило реализации модной тогда идеи: "дом - это машина для жилья".

Будучи жесткой схоластической доктриной, сформулированной небольшой группой европейских интеллектуалов, модерн все же принес

определенные плоды. По всему миру построено в этом стиле немало зданий, элегантных в своей строгости, сочетаемой с дерзкой фантазией авторов. К сожалению, отдельные творческие находки породили множество бесталанных подражателей. Поэтому снова последовала неизбежная ответная реакция.

Впервые запущенный в 70-х в обращение термин "постмодерн" означает потерю веры в выхолощенную, бесцветную идеологию модерна и

признание того, что современный мир так разнообразен! В нашем распоряжении даже цвета, создаваемые с помощью оптических ноу-хау, у нас есть доступ к огромному архитектурному и художественному наследию, копившемуся на протяжении тысячелетий. И эта бескрайняя историческая галерея во многом определяет наше видение и понимание сегодняшнего мира. Небывалое количество информации привело в итоге к тому, что в современной архитектуре и в оформлении интерьеров возникло множество самых разнообразных стилей и направлений.

Сегодня в мире уделяется повышенное внимание национальным и региональным особенностям. Выходят из тени стили и палитры, долгое

время остававшиеся на обочине общечеловеческого культурного развития. В частности, речь идет о сельском токсиканском, о марроканском, о стиле американских шекеров.

В общем, палитра постмодернизма практически безгранична и неисчерпаема.

http://www.design-kuznetcov.com/index.php?idp=11
Искать в интернете: История цвета

От чего зависит экономия строительных материалов при строительном производствеВ наше время, когда цены на строительство и ремонт довольно...
Утепление балкона и лоджии изнутри помещенияК идее использования балкона, все чаще стали обращаться те, кто...
Белорусская мягкая мебельГостиная - это помещение, являющееся лицом жилья. Потому и мебель,...
Мифы о поливинилхлориде. Сегодняшние дизайнеры применяют напольный плинтус пвх из дерева не так...