архитектура и строительство

Ландшафтное освещение: аллеи, дорожки, тропинки...

1 Освещение сада всегда начинается с дорожек. Именно освещенные дорожки образуют "световой скелет" ночного сада, выполняющий главную функцию системы садового освещения - обеспечение человеку возможности ориентироваться в пространстве и обозначение пути. Такое функциональное освещение чаще всего бывает всесезонным, радуя хозяев и коротким российским летом, и долгими зимними ночами.

2 Чтобы правильно спроектировать освещение дорожек, нужно понять требования, предъявляемые к этой части осветительной системы участка. Во первых, это соображения безопасности и удобства. Дорожное покрытие должно иметь достаточную яркость, что передвигаться по ней было легко и приятно. В городе существуют нормативы для освещения пешеходных улиц (средняя горизонтальная освещенность покрытия не менее 6 люкс) и территорий микрорайонов (4 люкса для пешеходных аллей и дорог, 1 люкс для прогулочных дорожек). Должен соблюдаться правильный баланс между освещением дорожек и других объектов ландшафта. Психологически, человек ощущает себя комфортнее, если он движется из более темного участка к свету и если освещены границы участка; следовательно нужно избегать "пересвета". Очень неприятны бьющие в глаза лампы (меры борьбы с ослеплением ввиду важности вопроса выделены в отдельный блок). Во-вторых, это соображения эстетические.

В основе правильно спроектированной системы освещения должно лежать композиционное решение, и освещение дорожек должно быть частью создаваемой композиции.

Дорожки - это движение, поэтому здесь очень важен ритм, который создают светильники. Ну и конечно, огромное внимание нужно уделить выбору дизайна самого светильника. Наконец, это соображения долговечности, надежности, удобства эксплуатации и обслуживания. Необходимо учитывать и сезонный фактор: поскольку система освещения используется и зимой, приборы должны обеспечивать приемлемый уровень защиты или находится достаточно высоко от земли.

Ландшафтный дизайн или светотехника? Садово-парковое освещение - материя пограничная, и специалистами в нем себя совершенно справедливо считают как ландшафтные архитекторы, так и светотехники. Первых прежде всего традиционно интересует, насколько органично "чужеродные" саду элементы технических подсистем (освещение, полив, дренаж, канализация, и т. д.) впишутся в разрабатываемые ими композиционные решения и стилистическую ткань. Поэтому в первую очередь архитектор сада обращает внимание на дизайн светильников, которые всегда являются очень сильным акцентом и при неумелом подборе способны разрушить создаваемую им тонкую гармонию.

3 Например, в саду, насыщенном декоративными цветниками, садовой мебелью, формами из камня применение светильников замысловатого дизайна приводит к явной "перегрузке" и предпочтительны простейшие, лаконичные формы светильников или даже скрытая подсветка. Наоборот, в городском парке, где скучная дорога тянется вдоль однообразной растительности, ритм ретрофонарей не только вызывает исторические реминисценции, но и "разгоняет тоску". Еще один важный момент связан с архитектурой построек усадьбы: хорошо, когда дом "вписан" в окружающий ландшафт, и освещение - один из "линков", которые позволяют это сделать. Но вы забываете о главном - ночной картинке, световой сцене, визуальной среде в темное время суток, наконец о таких простых практических соображениях, как безопасность и охрана территории, - скажет светотехник, и, конечно, тоже будет прав.

Пообщавшись, специалисты, вне всякого сомнения, найдут решение, удовлетворяющее всех (в первую очередь, владельцев усадьбы), а после нескольких реализованных проектов каждый из них сможет добавить в свою творческую биографию отдельной строкой короткую фразу: дизайн ландшафтного освещения...

4 Какой уровень освещенности выбрать? Нормативные уровни освещенности покрытия для пешеходных аллей и прогулочных дорожек составляют от 1 до 6 лк. В зависимости от того, насколько освещена прилегающая территория, один и тот же уровень освещенности может восприниматься совершенно по-разному. Как правило, дорожка не должна быть чрезмерно яркой, отвлекающей внимание от других элементов световой композиции - максимальные яркости должны быть "зарезервированы" для световых акцентов - подсвеченных деревьев, скульптур и т. д. Обычно равномерность освещения дорожки важнее абсолютных значений яркости. Вполне допустимым уровнем "пятнистости" является неравномерность освещенности дорожки 1:3-1:5. Очень важен баланс яркостей дорожного покрытия (мощения) и других элементов ландшафта. При этом нельзя забывать, что разные материалы отражают свет по-разному.

Предположим, нам необходимо осветить участок сада, включающий дорожку, газон, белую гипсовую скульптуру, установленную на газоне и "живую изгородь" из кустарника на заднем плане и при этом мы хотим добиться соотношения яркостей дорожки, газона, скульптуры и кустов 10:2:30:1. Беря коэффициенты отражения из таблицы (соответственно 60%:6%:70%:15%), получаем, что для достижения нужного нам баланса яркостей относительная освещенность дорожки, газона, скульптуры и кустов должна быть примерно 2,5:5:6:1.

Осторожно - ослепляющий эффект! Как минимум, половина ландшафтных световых проектов в ландшафте не выдерживает ни какой критики по простейшему критерию - наличию ослепляющего эффекта.

Минимизируйте ослепление! Прямые лучи света, бьющие в глаза - самый неприятный "побочный эффект" ландшафтной подсветки.

Применяйте светильники отраженного света или светильники для освещения дорожек с косинусной КСС. В случае использования ретро-фонарей и боллардов замените рассеиватели на матовые, поставьте защитные отражатели. Используйте лампы малой мощности с большой светящей поверхностью. Часто даже компактная люминесцентная лампа мощностью 9 Вт может оказаться чересчур яркой. Выравнивайте яркости подсветкой близлежащих объектов. При освещении сверху (например, с деревьев) не допускайте отклонения оптической оси прожектора от вертикали более 30-35?. Тщательно проанализируйте "пешеходный трафик" дорожной сети, преобладающие направления движения пешеходов и используйте полученные результаты при планировании системы освещения. Используйте защитные бленды и решетки; в случае необходимости, разработайте нестандартные защитные колпаки, "обрезающие" паразитную засветку.

А какой у этого фонаря радиус освещенности? - спрашивает "подкованный" покупатель, ставя в тупик как продавца-новобранца, так и специалиста - светотехника. Метров пять, - выпаливает первую пришедшую на ум цифру сообразительный "консультант". Не пойдет, ответствует видавший виды строитель систем освещения.- Мало, эдак их штук 20 покупать придется. Ну так вы лампы мощнее вкрутите и прожектор на дом повесьте, светло будет, как днем, а лучше два...

Вопрос покупателя, хотя и неправильно сформулированный, ухватывает суть: прежде всего, необходимо знать, как светит тот или иной светильник, какой вклад он будет вносить в картинку, которую нам предстоит построить. Для нашего случая аллей и дорожек, будет ли светильник послушно освещать часть дорожки, как мы того хотим, или будет упрямо излучать потоки фотонов в глаза хозяина. Для того, чтобы понять "характер" различных групп приборов, применяемых для освещения дорожек, взглянем на их кривые силы света (КСС), определяющие пространственное распределение светового потока.

Традиционные ретро-фонари. "Классические" светильники, как правило, имеют кривую силу света, близкую к синусной. Говоря обычным языком, они светят "вбок" и вдаль, равномерно по всем сторонам света, и не светят вверх и вниз, так как там находятся соответственно крышка и опора светильника. При всем уважении к истории, приходится констатировать печальный факт: дорожку эти светильники не освещают. То есть не то, чтобы совсем не освещают: конечно, часть света на нее попадает, но гораздо лучше они освещают близлежащие кусты, белые стволы берез и даже белую стену гаража в двадцати метрах отсюда. Попытка замены лампы на более мощную ни к чему новому не приводит: глаз просто адаптируется к новым уровням яркостей, а качественно ничего не меняется. Дополняет картину эффект ослепления от блеских источников. Отходим подальше, пытаясь "охватить" всю световую сцену. Картинка распадается на множество ярких точек: и становится абсолютно плоской. Дорожки, газоны, растительность - все очень невыразительно, просто не видно ничего кроме точек!

А вот аналогичный светильник на белой стене гаража. На стене - неправильной формы "паук", образованный тенями. Стена рассыпалась на части и стала неузнаваемой. "Пауки" на траве разбили газон на ровные треугольники.

Заменяем рассеиватели на матовые. Картинка немного смягчилась, "пауки" исчезли, но принципиальных изменений не произошло. Взамен слепящих точек - яркие пятна. Все по-прежнему плоско, трудно понять реальное расстояние до светильников, сцена представляет из себя яркие точки в темноте. Впрочем, существуют исключения. Если рядом с фонарем оказывается куст или дерево, он проявляет себя с самой лучшей стороны - если повезет, получается настоящий ансамбль, впрочем не раз воспетый в литературе.

Столбики-болларды. "Поведение" этой группы светильников во многом повторяет предыдущую группу, что вполне законно, учитывая ту же КСС. Интересен случай применения отражателей, не только защищающих от ослепления, но и перераспределяющих световой поток вниз. Такие отражатели существенно улучшают характеристики приборов для освещения.

Сферы. Сферическая форма светильника часто предпочтительна, так очень близка к "природным" формам - листьям, каплям воды и т. д.

Самая лаконичная "невидимая" форма - прозрачный шар - к сожалению не является удовлетворительной, так как делает видимой лампу и неизбежно дает ослепляющий эффект.

Широко применяются матовые сферы из поликарбоната или полиметилметакрилата. Интересное решение - верхняя часть сферы, переотражающая свет вниз.

Хотя сферы и они и не выглядят слепящими точками, яркость их свечения очень высока, что является серьезным недостатком при "строительстве" световой сцены. Исключение - когда применение светящихся объектов само является художественным приемом. Успех светильников Moonlight свидетельствует о том, что это вполне возможно. При этом применяются сферы большого размера с компактными люминесцентными лампами очень малой мощности.

5 Светильники отраженного света (Indirect Lighting). "Индиректы" вошли в моду в последние несколько лет и сейчас, пожалуй, все серьезные фирмы внесли их в свои каталоги. Конструкция светильников обеспечивает отсутствие ослепления и равномерное освещение больших территорий, а применяются в них современные металлогалогенных ламп с улучшенной цветопередачей и длительным сроком службы, что упрощает обслуживание. Для парков и рекреационных зон такие светильники - просто отличный выбор. Применение "индиректов" на высоких опорах очень эффективно, а применяемое в некоторых моделях размещение источника света в нижней части опоры ("транспортирует" свет наверх полый световод) превращает замену лампы в сущий пустяк.

Для "задних аллей" частных садов большая часть светильников отраженного света "тяжеловата", но они идеальны для партерной части, для освещения подъездных путей, спортивных и детских площадок.

Светильники для подсветки дорожек с косинусной КСС (Pathlights). Удивительно, но мало кому известно, что существуют предназначенные именно для подсветки дорожек светильники (очень широко распространенные в Америке), которые, кстати, так и называются - pathlights. Эти светильники довольно редко используются у нас, хотя их характеристики идеальны для освещения тропинок. Лампа в таком светильнике светит строго вниз (косинусная КСС) и поэтому эффект ослепления отсутствует. Для маленьких тропинок совсем крошечные светильники, использующие галогенную лампу MR-11, могут быть скрыты в придорожных кустах. В светильниках размером побольше обычно используются компактные люминесцентные лампы.

Используем рельеф, постройки, деревья. Светильник на опоре в саду редко является украшением участка, обычно это "чужеродный элемент", поэтому оправданным является стремление к "свету без светильников", причем это отнюдь не утопия. В качестве опор, а иногда и в качестве светильников может использоваться любой элемент ландшафта. Очень распространенный пример - освещение дорожки, прилегающей к постройке, сверху - с крыши или со стены.

Сосны, столь распространенные в Подмосковье - прекрасные природные опоры для низковольтных "галогенок" (которые, к слову, можно спокойно прикручивать шурупами - хвойные деревья, имеющие "карманы" со смолой, прекрасно с этим справляются).

Жители прибрежных районов, а также иные счастливые обладатели "гористых" участков могут обойтись без опор и стоек, встраивая светильники в подпорные стенки.

Можно встраивать маркировочные "аплайты" (степень защиты не менее IP67) прямо в дорожку, при этом источники света должны быть невысокой яркости, а сами светильники - небольшими. Идеально для этой цели подходят светодиоды. Кстати, светодиоды позволяет легко подсвечивать любые встраиваемые в мощение светопрозрачные элементы, например куски стекла, прозрачную плитку и т. д., важно только не забыть о подсветке, пока дорожка еще не готова.

Наконец, существует совершенно "экзотический" вид подсветки - оптоволоконное "перевернутое звездное небо", когда аллея превращается в "Млечный путь" с плотностью 10-50 "звезд" на квадратный метр. Кстати, и этот вариант с применением новых технологий (иллюминаторы для оптоволокна на основе светодиодов) становится доступным не только для небожителей...

Источник: Сottage.Ru

Заказать дизайн-проект квартиры, или как создать дом своей мечтыКупили новое жилье и хотите создать в нем такой интерьер,...
Комфортабельная квартира на сутки в ЧелябинскеПосуточные квартиры Челябинска представлены в самом широком разнообразии и большом...
Проблема выбора межкомнатных дверейВ любом современном доме есть достаточно много комнат, которые разделяются...
Выключатели нагрузки: общая информацияЧто такое выключатель нагрузки? Выключатели нагрузки - это специальные устройства,...
Плитка для ванной от почетных лидеров в сфере дизайнаОднажды, 109 лет назад, в немецком городе Шильтахе была основана...