архитектура и строительство

Крестово-купольная система храмов

Church of St. Theodore at MistraВ периоды средне- и поздневизантийской архитектуры масштабы строительства падают. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное. Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. Строится множество небольших храмов в городах и монастырях. Возникла потребность в универсальном типе храма: таким типом явилась крестово-купольная структура, сложившаяся в Сирии, Закавказье и других районах еще в ранневизантийский период и получившая широкое развитие в средневизантийской архитектуре.

Основу структуры образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого - средокрестием возводится купол. Поднятый на круглом основании-барабане, купол опирается на квадрат из четырех отдельно стоящих опор при помощи парусов и подпружных арок. Главный неф с востока всегда завершается полукруглой или граненой экседрой - апсидой. Часто апсиды замыкают и другие нефы. Иногда уширенные ветви креста делались большей, чем прочие нефы, высоты. Кроме главного купола часто ставились меньшие по размерам купола над боковыми ячейками, образуя трех- и пятикупольные композиции. В барабанах устраивались световые проемы.

Поскольку купола делались сравнительно небольших размеров, распор в основном погашался цилиндром барабана. Распор сводов уширенных ветвей креста частично уравновешивался сводами малых нефов, частично передавался на стены, которые делались достаточно массивными и из плотного материала (кирпич, камень), на прочном известково-цемяночном растворе.

Мозаика "Христос-Пантократор" из церкви St.SaviourЦентрическая крестово-купольная структура нашла отражение в особенностях пространственной организации интерьера. Сложилась законченная, гармонически целостная система соподчиненных пространств, развивающихся от малых ячеек более узких нефов к единому и доминирующему пространству подкупольного креста и от него - к вертикали центрального пространства, завершенного куполом. Концепция пространственного развития отвечала религиозной символике "вознесения к небу", и эта идея часто поддерживалась живописными сюжетами: в куполе изображался Пантократор (Вседержитель), на парусах - четыре апостола-евангелиста и т. д. Одним из ранних примеров крестово-купольной композиции может служить церковь в Константинополе (середина IX в.), именуемая по названию мусульманской мечети Кален-дер-Джами, устроенной в ней в настоящее время.

Собор св. Марка в ВенецииНаиболее грандиозный крестово-купольный храм-знаменитый собор Сан-Марко в Венеции (XI в.), построенный по византийскому образцу с использованием вывезенных из Константинополя деталей. Его усложненная композиция представляет собой крестообразную структуру, в которой как бы объединены пять самостоятельных крестов о-купольных систем с пятью куполами в средокрестиях. Центральный купол господствует над другими благодаря большим размерам и лучшей освещенности.

Значительно скромнее по размерам и проще по структуре была основная масса крестово-купольных храмов, в разработке которых сильно сказывались местные традиции. Наряду со столичной архитектурой, которая отличалась изысканностью и изощренностью форм, восточно-византийская архитектура была более простой и материальной; в ней проявилось народное начало с его простотой и рациональностью, одухотворенной теплотой и человечностью.

Постройки на территории Греции, пережившей в этот период новый расцвет архитектуры, как бы объединили обе тенденции. Объемная, органически связанная с природой архитектура, смягченная веяниями, шедшими из столицы, сочетается в них с ясной тектоникой, тонкой гармонией и уравновешенностью композиций, в которых порою чувствуется отблеск античного ощущения формы.

Храм Святых Апостолов в ФесалоникахПримером крестово-купольной композиции в Греции служит церковь Апостолов в Фесалониках (конец XIII-начало XIV в.,). Пятикупольное здание отличает соподчиненность и уравновешенность форм, причем структура его четко выражена во внешнем облике благодаря различию высот основного креста и остальных ячеек. Цилиндрическим сводам ветвей креста на четырех фасадах соответствуют полукруглые завершения-закомары. Купол имеет высокий барабан, а композиция в целом - ярусное построение. В лишенном хор интерьере чувствуется простота, ясная тектоника и четкая организация пространств, развитие которых подчинено общему вертикальному строю композиции. Простота основных форм сочетается с довольно богатым кирпичным декором фасадов, в чем проявилось отчасти влияние зодчества народов сопредельных стран - болгар и сербов.


Как выбрать хорошую входную дверь в НовосибирскеВходная дверь - это начало путешествия по дому. Это первая...
Самостоятельная установка котлов отопления | Отопление дома своими рукамиУстановка котлов в городской квартире или загородном доме - это...
Резка металла в производстве стройматериаловНа рынке строительных материалов изрядную долю занимают изделия из металла....
Технология кровли металлочерепицейМеталлочерепица изобретена в середине 20 века в Финляндии. Является универсальным...
Мебель для ваннойВажно, чтобы мебель идеально вписывалась в интерьер ванной. Можно приобрести...