архитектура и строительство

Строительные приемы и конструкции

Атенский Сион. Грузия. VII в.На раннем этапе в культовом зодчестве получили развитие базилики, близкие по формам к постройкам Сирии и Малой Азии, перекрытые чаще всего цилиндрическим сводом с подпружными арками, в период расцвета, в VI-VII вв., ведущими типами стали центрические купольные структуры, своими истоками восходящие к купольному залу деревянного народного жилища (в Армении-глхатун, в Грузии - дарбази). Квадратное в плане помещение, освещаемое через дымовое отверстие в потолке, перекрывалось рядами деревянных балок, расположенных под углом к нижележащим, с постепенным уменьшением площади перекрываемого! пространства.

В каменном строительстве купола, имевшие изнутри полусферическую форму, чаще всего опирались на высокий восьмигранный барабан посредством тромпов, а с конца VI в. и при помощи сферических парусов.

Стены монументальных зданий выкладывались из естественного камня - тесаного и необработанного. В массовом строительстве применялся мелкий камень и кирпич-сырец на глиняном растворе. В культовых зданиях преобладала кладка из квадров тесаного камня - туфа или других пород в сочетании с забутовкой из извести и булыжного камня. В раствор вводились различные гидравлические добавки (вулканические шлаки и др.). Блоки тщательно отесывались с лицевой стороны и по внешнему краю в местах примыкания к соседним квадрам. С уменьшением толщины блоков и относительным утолщением слоя забутовки геометрически правильная форма сохранялась лишь на лицевой чисто отесанной грани.

Обеспечение устойчивости конструкции во время землетрясений было предметом постоянной заботы армянских и грузинских зодчих. Для монументальных сооружений выбирались, как правило, компактные объемно-пространственные структуры, отличающиеся повышенной устойчивостью. Армянские зодчие путем применения в верхней части здания облегченных конструкций и материалов добивались понижения центра тяжести массы здания в целом. В некоторых грузинских храмах купольная часть здания на четырех столбах выложена в виде самостоятельной конструкции, что обеспечивало ее независимые от остальной части работу и деформации во время землетрясений. Широко применялось также армирование кладки дубовыми связями, которые в виде четырех- или многоугольных рам устраивались в несколько ярусов в стенах, в подбарабанном кольце и других наиболее нагруженных местах конструкции.

В арочно-сводчатых конструкциях чаще всего применялись купольные и полуцилиндрические формы. Использовались крестовые своды и сомкнутые - восьмигранные. Следует отметить применение подковообразных арок и сводов стрельчатого очертания. Применявшаяся в постройках Грузии и Армении в конце V-VI вв. подковообразная арка - один из древнейших примеров использования этой формы в конструктивных целях.

Сводчатые конструкции обычно возводились из тесаного камня, обожженного кирпича и реже из кирпича-сырца по деревянным кружалам. В более поздние периоды для перекрытия пролетов использовались плоские каменные плиты площадью до 30 м2.

В IX-XI вв. с широким распространением крестово-купольной системы парусные своды вытесняют тромпы при опирании барабана купола на опоры. На основе различных угловых форм (тромпов, парусов, ступенчато-балочного типа) были созданы Mнoroобpaзныe виды переходов от четверика к куполу, обогатившие интерьеры зданий XII-XIV вв. Тогда же в Армении были выработаны и каменные сталактиты, нависающие концы которых получали декоративную обработку.

Замечательным новшеством конструктивного развития было внедрение с XI в. в Армении системы пересекающихся арок, несущих сводчатое заполнение. При квадратном основании помещения эта система в большинстве случаев состояла из двух пар взаимно пересекающихся арок, образовывавших каркас, по которому возводились своды. При круглом плане обычно применялись три пары пересекающихся арок. В центральной ячейке оставлялся проем, через который в помещение попадал свет из венчающего здание каменного фонаря. Система пересекающихся арок позволяла перекрывать без промежуточных опор довольно большие пространства, создавая интересный и очень своеобразный по композиции интерьер. В сравнении с обычными сводами эта конструкция была сейсмически более устойчива и облегчала производство строительных работ.

Конструктивные формы Армении и Грузии отличались, как правило, ясностью и логичностью построения. Они правдиво выявлялись в архитектурной композиции и вместе с кладкой из камня использовались как важнейшее средство художественной выразительности зданий.


Необходимость в аренде кофейных автоматовКофе в офисе сегодня - любимый напиток, а еще неизменный...
Создание неповторимого интерьерного образа со светодиодной лентой DLEDСоздание неповторимого интерьерного образа со светодиодной лентой DLED ...
Когда нужно менять замок?В жизни возникают ситуации, когда требуется сделать выбор между изготовлением...
Юридическая поддержка бизнесу и частным лицамВремя и возможности открывают перед каждым предпринимателем обширное поле деятельности....
Строительство баниБаня - это место для хорошего отдыха тела и души....