В рассматриваемый период
Армения и
Грузия, находясь в зависимости от
Византии и
Ирана, развивались в постоянном контакте с сопредельными странами. Наряду с этим усилившиеся к VI в. восстания и движения, приведшие в Грузии к созданию суверенной государственной власти, говорят о сильных тенденциях национального самосознания.
Период с IV до середины VI в. был временем становления основных типов монументального зодчества и созревания новых черт зодчества Армении и Грузии. Вместе со строительством традиционных базиликальных сооружений в этот период идет быстрое развитие
купольной архитектуры, давшей к концу периода основные и наиболее яркие достижения в зодчестве обеих стран. Вырабатываются оригинальные формы купольных
базилик,
крестово-куполь-ных храмов и
центрических купольных зданий,
Вершиной развития новых архитектурных типов нужно считать конец VI-середину VII в.
Храм Джвари в Мцхете (590- 604 гг.) -- классический пример яркой и самобытной трактовки центрической схемы с куполом в центре и четырьмя рукавами креста в форме
апсид. Более низкие угловые части как бы подпирают основной, ярко выраженный и во внешних формах, крестообразный, завершенный куполом объем. Купол господствует в здании, определяя статичный характер
интерьера и тектонику. Гармония пропорций сочетается с простотой и конструктивной правдивостью форм, ясность объемного построения - с крупным масштабом членений и каменной кладки, монументальность целого и элементов - с естественностью их взаимного расположения. К этому следует добавить
связь здания с природным ландшафтом: возвышающийся на горе храм стал ее монументальной вершиной и тем самым "покорил" гору, превратив ее в свой естественный пьедестал.
В Армении в этот период строится
церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618 г.), представляющая собой подобную по типу композицию, но трактованную глубоко самобытно, в иных формах и пропорциях, в ином сочетании с окружающей средой. Поставленное на равнине здание поднято на высокую платформу, оно отличается
гармоничностью форм, придающих храму величественность и особую "городскую" представительность. Рассчитанный на восприятие с близких расстояний, храм имеет четкие линии и филигранно отточенные детали, контрастирующие с крупным масштабом основных форм. Господство купола и подкупольного пространства подчеркнуто выделением середины фасадов вертикальными
нишами и
щипцом, а также усложненной трактовкой самого купола. На углах его квадратного основания поставлены башенки-купола, имеющие не только художественное, но и конструктивное значение, поскольку они укрепляют наиболее слабые места главного купола, способствуя передаче возникающих от него напряжений на основные устои здания.
Конструктивно оправданы и глубокие трапециевидные в плане ниши фасадов, освобождающие здание от инертной массы в местах ее наименьшей нагруженности.
В VII в. своеобразное развитие при строительстве храмов получает
крестово-купольная структура в двух своих разновидностях с опиранием купола на стены четверика и с опиранием на отдельно стоящие опоры. В
первом типе к куполу на восьмигранном барабане, опирающемся с помощью
тромпов на стены основного четырехгранника, с четырех сторон примыкают выявленные на фасадах ветви крестообразного объема (
церковь Кармравор в Аштараке - в Армении;
церковь Самцевриси в Кварельском районе - в Грузии).
Второй тип - с куполом на крестообразных в плане столбах и подпружных арках - восходит в Армении к возведенному в V в.
собору в Эчмиадзине.
В Грузии он получил яркое выражение в композиции
церкви в Цроми (626-634 гг.), где проведено особенно четкое членение структуры на основное крестообразное пространство, перекрытое цилиндрическими сводами и куполом на конических
тромпах, и малые угловые ячейки, перекрытые крестовыми сводами.
Органическая связь конструктивных и художественных элементов характеризует как композицию довольно сложного интерьера здания с хорами, так и внешнее объемное построение, ясное и почти лишенное декоративного убранства.
Наряду с использованием крестово-купольной системы развитие центрических композиций в Армении и Грузии идет по пути поисков наиболее законченного и предельно ясного по своей геометрической форме тектонического типа купольной
ротонды. Ярким представителем этого типа в Армении служит ныне разрушенный
храм Звартноц около Эчмиадзина (641-661 гг.), с многоярусной композицией купольного зала, поражавшего своим великолепием, совершенством архитектурных деталей, смелостью конструктивного решения, размерами (диаметр нижнего 32-гранника - 35,75 м). В Грузии в этот период купольная ротонда также получает многообразное развитие (
храм в Бана, середина VII в.). Эти блестящие в своей законченности композиции, вставшие в один ряд с лучшими достижениями мировой архитектуры своего времени, явились одним из выдающихся итогов эпохи расцвета армянского и грузинского зодчества конца VI - середины VII в.
Арабское завоевание VII в. вызвало относительный застой в развитии архитектуры. Освободившиеся от арабского ига с Х-XI вв. и продолжавшие исповедовать христианство Армения и Грузия постепенно снова обретают силы и на основе традиций доарабского периода начинают новую страницу в развитии своих культур. Время Х-XII вв. является периодом зрелого грузинского и армянского феодализма. В каждой из стран наряду с некоторыми общими чертами все более развиваются
самобытные черты национальной архитектуры.