архитектура и строительство

Архитектура Армении и Грузии IV-VII веков (здания и комплексы)

Атенский Сион. VII в. ГрузияВ рассматриваемый период Армения и Грузия, находясь в зависимости от Византии и Ирана, развивались в постоянном контакте с сопредельными странами. Наряду с этим усилившиеся к VI в. восстания и движения, приведшие в Грузии к созданию суверенной государственной власти, говорят о сильных тенденциях национального самосознания.

Период с IV до середины VI в. был временем становления основных типов монументального зодчества и созревания новых черт зодчества Армении и Грузии. Вместе со строительством традиционных базиликальных сооружений в этот период идет быстрое развитие купольной архитектуры, давшей к концу периода основные и наиболее яркие достижения в зодчестве обеих стран. Вырабатываются оригинальные формы купольных базилик, крестово-куполь-ных храмов и центрических купольных зданий,

Храм Джвари в МцхетеВершиной развития новых архитектурных типов нужно считать конец VI-середину VII в. Храм Джвари в Мцхете (590- 604 гг.) -- классический пример яркой и самобытной трактовки центрической схемы с куполом в центре и четырьмя рукавами креста в форме апсид. Более низкие угловые части как бы подпирают основной, ярко выраженный и во внешних формах, крестообразный, завершенный куполом объем. Купол господствует в здании, определяя статичный характер интерьера и тектонику. Гармония пропорций сочетается с простотой и конструктивной правдивостью форм, ясность объемного построения - с крупным масштабом членений и каменной кладки, монументальность целого и элементов - с естественностью их взаимного расположения. К этому следует добавить связь здания с природным ландшафтом: возвышающийся на горе храм стал ее монументальной вершиной и тем самым "покорил" гору, превратив ее в свой естественный пьедестал.

церковь Рипсимэ в ЭчмиадзинеВ Армении в этот период строится церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618 г.), представляющая собой подобную по типу композицию, но трактованную глубоко самобытно, в иных формах и пропорциях, в ином сочетании с окружающей средой. Поставленное на равнине здание поднято на высокую платформу, оно отличается гармоничностью форм, придающих храму величественность и особую "городскую" представительность. Рассчитанный на восприятие с близких расстояний, храм имеет четкие линии и филигранно отточенные детали, контрастирующие с крупным масштабом основных форм. Господство купола и подкупольного пространства подчеркнуто выделением середины фасадов вертикальными нишами и щипцом, а также усложненной трактовкой самого купола. На углах его квадратного основания поставлены башенки-купола, имеющие не только художественное, но и конструктивное значение, поскольку они укрепляют наиболее слабые места главного купола, способствуя передаче возникающих от него напряжений на основные устои здания.

Конструктивно оправданы и глубокие трапециевидные в плане ниши фасадов, освобождающие здание от инертной массы в местах ее наименьшей нагруженности.

Церковь  Самцевриси В VII в. своеобразное развитие при строительстве храмов получает крестово-купольная структура в двух своих разновидностях с опиранием купола на стены четверика и с опиранием на отдельно стоящие опоры. В первом типе к куполу на восьмигранном барабане, опирающемся с помощью тромпов на стены основного четырехгранника, с четырех сторон примыкают выявленные на фасадах ветви крестообразного объема (церковь Кармравор в Аштараке - в Армении; церковь Самцевриси в Кварельском районе - в Грузии). Второй тип - с куполом на крестообразных в плане столбах и подпружных арках - восходит в Армении к возведенному в V в. собору в Эчмиадзине.

Фрагмент мозаичного фриза алтаря храма в ЦромиВ Грузии он получил яркое выражение в композиции церкви в Цроми (626-634 гг.), где проведено особенно четкое членение структуры на основное крестообразное пространство, перекрытое цилиндрическими сводами и куполом на конических тромпах, и малые угловые ячейки, перекрытые крестовыми сводами.

Органическая связь конструктивных и художественных элементов характеризует как композицию довольно сложного интерьера здания с хорами, так и внешнее объемное построение, ясное и почти лишенное декоративного убранства.

Руины ЗвартноцаНаряду с использованием крестово-купольной системы развитие центрических композиций в Армении и Грузии идет по пути поисков наиболее законченного и предельно ясного по своей геометрической форме тектонического типа купольной ротонды. Ярким представителем этого типа в Армении служит ныне разрушенный храм Звартноц около Эчмиадзина (641-661 гг.), с многоярусной композицией купольного зала, поражавшего своим великолепием, совершенством архитектурных деталей, смелостью конструктивного решения, размерами (диаметр нижнего 32-гранника - 35,75 м). В Грузии в этот период купольная ротонда также получает многообразное развитие (храм в Бана, середина VII в.). Эти блестящие в своей законченности композиции, вставшие в один ряд с лучшими достижениями мировой архитектуры своего времени, явились одним из выдающихся итогов эпохи расцвета армянского и грузинского зодчества конца VI - середины VII в.

Арабское завоевание VII в. вызвало относительный застой в развитии архитектуры. Освободившиеся от арабского ига с Х-XI вв. и продолжавшие исповедовать христианство Армения и Грузия постепенно снова обретают силы и на основе традиций доарабского периода начинают новую страницу в развитии своих культур. Время Х-XII вв. является периодом зрелого грузинского и армянского феодализма. В каждой из стран наряду с некоторыми общими чертами все более развиваются самобытные черты национальной архитектуры.


металлические входные двери Мультилокметаллические входные двери Мультилок ...
Матовые натяжные потолки: их превосходство в интерьере.Матовые натяжные потолки признаны классическими среди всех вариантов натяжных...
Преимущества утепления пенополиуретаномСписок технологий и материалов, применяемых для утепления жилья, постоянно расширяются....
Необычный интерьер - платформа для воспитания личности с нетривиальными способностямиИнтерьер собственного дома - это обстановка, в которой человеку...