архитектура и строительство

Архитектура Армении Х-XIV вв. (здания и комплексы)

Храм в АниВ IX-XI вв. на территории Армении возникает независимое государство Багратидов со столицей в Ани. Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится все более определенной тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (церковь Григория в Ани, конец Х в.; церковь Аракелоц в Карее, середина Х в.).

Собор в АниО развитии купольной базилики дает представление собор в Ани (989-1001 гг.), построенный выдающимся армянским зодчим Трдатом. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах - в изящной декоративной аркатуре, а в интерьере - в сложном профиле пучкообразных колонн, подчеркивающих вертикальную устремленность членений, которой отвечает и стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчлененность устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приемы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.

Храм в БджниВ Х-XI вв. с распространением парусной конструкции граненая форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища - глхатуна получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (Гавиты-своеобразные церковные притворы, служившие различным целям: усыпальницы, места для прихожан, залы для собраний и занятий).

Монастырь в АхпатеРазвитие каменных зданий гражданского назначения тесно связано с развитием монастырских комплексов, замечательных образцов архитектурных ансамблей. Значительное место в них отводилось жилым и хозяйственным постройкам, а также таким светским зданиям, как трапезные, школы, книгохранилища, гостиницы, гавиты (монастыри в Санаине, Х-Х111 вв., в Ахпате (X- XIII вв.).

Санаин. МонастырьОсобенно сильное влияние на армянскую архитектуру оказывают светские здания в XII-XIV вв. Выделяются оригинальные чытырехстолпные залы и бесстолпные помещения с перекрытием на пересекающихся арках, особенно характерные для широко строившихся в монастырях гавитов. Четырехстолпные гавиты чаще всего были квадратными в плане с арками, перекинутыми между колоннами и стенами. В центре на четырех колоннах делается купол или шатер с круглым проемом в вершине (гавит в Санаине 1181 г.).

Монастырь Кечарис. XIII в.Бесстолпные залы с перекрытием на пересекающихся арках - выдающееся создание армянских зодчих, в котором оригинальная конструктивная система позволила построить интерьер нового типа. Яркая пластика и основные членения здесь целиком образуются конструктивными элементами, создающими ясную и логичную тектоническую структуру центрического нервюрного свода, являвшегося основной конструкцией и главным украшением просторного зала. Устраиваемый над квадратом пересеченных арок световой фонарь в виде купола или шатра обогащал композицию, придавая ей стройность и вертикальную устремленность. Характерным примером может служить Большой гавит монастыря Ахпат (1209 г.). В его композиции завершающий "купол" сам представляет собой систему пересекающихся арок, несущих световой фонарь.

Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания-караван-сараи, бани; производственные и инженерные сооружения-водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.

Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов - одноарочный мост в Санаине через р. Дебед, 1192 г.


Как пришить шторную ленту - советы от профессионаловПеред тем как пришить шторную ленту рекомендуется просмотреть несколько дизайнерских...
Преимущества металлического ограждения вокруг загородного домаВозведение забора вокруг земельного участка не только дань традиции, но...
Этапы работы над дизайн-проектомДизайн-проект квартиры начинается с вызова архитектора на дом, где он...
Интерьер гостинойОформление и оборудование собственной квартиры или дома, или даже одной...
ЖалюзиВ Воронеже и других городах редко используются жалюзи на кухне,...