архитектура и строительство

Строительные приемы и конструкции

В период Возрождения в Италии техника возведения зданий значительно отличалась от готической. Здесь в большой степени оказывали влияние строительные традиции, идущие от римской античности. Конструкции стен обычно состояли из двух "независимых" слоев - конструктивного и облицовочного. В большинстве случаев стены выкладывались из кирпича или мелкого камня на растворе с последующей облицовкой более крупным отесанным камнем. Для связи облицовочных камней со стеной из последней выпускались кирпичи. Техника обработки деталей облицовки достигла необыкновенной тонкости и мастерства. При большой толщине стен ядро их иногда выполнялось из бетона.

Конструкции сводов, обычно возводимых из кирпича, достигли большого разнообразия. Стрельчатый свод готических сооружений в период Возрождения исчез, уступив место полуциркульному: крестовому, цилиндрическому, иногда парусному. Широкое применение нашел сомкнутый свод и его производная - зеркальный свод, сочетающий в себе четыре лопасти сомкнутого свода (паддуги) с "зеркалом" плоского потолка.

Сомкнутый свод, имеющий сплошной опорный периметр и наименьшие напряжения в угловых участках, позволял разгружать углы стен и легко возводился без вспомогательных подмостей даже при сравнительно больших пролетах. Лопасти свода часто прорезались поперечными цилиндрическими сводами - распалубками, которые увеличивали пространственную жесткость конструкции. Эти распалубки - люнетты давали возможность устраивать в сомкнутом своде оконные проемы. Зеркальный свод позволял сильно уменьшить высоту сводчатой конструкции при довольно значительных пролетах. Плоское зеркало свода удачно использовалось для лепнины и росписи. Большие горизонтальные плоскости такого свода обычно выполняли в виде подвесной конструкции - деревянного каркаса, подвешенного к фермам или аркам и оштукатуренного снизу. В междуэтажных перекрытиях наряду со сводчатыми применялись балочные деревянные конструкции.

В многообразных купольных конструкциях строители широко использовали опыт древнеримских сооружений. По примеру римлян, купола возводились в виде монолитов по кружалам. Наряду с этим в их конструкциях использовался и каменный каркас - дальнейшая разработка готической нервюрной системы.

Купол собора Санта Мариа дель ФьореВ создании большепролетных купольных форм крупных храмовых зданий проявились наивысшие конструктивные достижения эпохи. Сооружение первой из них - купола флорентийского собора Санта Мариа дель Фьоре - стало для своего времени событием огромной важности. Оно не только способствовало возрождению традиций дреенеримского сводостроения, но и демонстрировало творческий метод архитектора новой эпохи, решающего сложную научно-техническую проблему новаторски, с частичным использованием конструктивных приемов предшествующих эпох.

Предстояло перекрыть восьмигранный объем барабана пролетом 42 м в восточной части средневекового собора архит. А. ди Камбио и Ф. Таленти, работавших над постройкой с 1296 г. и не успевших завершить здание сводом. Эта затянувшаяся со своим решением задача была вновь поставлена в начале XV в. и в результате конкурса ее выполнение было поручено выдающемуся основоположнику архитектуры Возрождения Филиппе Брунеллески.

Флоренция. БаптистерийКонструкция флорентийского купола синтезировала в себе свойства и черты купольных конструкций различчых предшествующих эпох. Повышенная стрельчатая форма говорит об использовании готических и древневосточных традиций, внутренний купол навеян римскими примерами, а расчленение купола на две оболочки напоминает приемы, примененные в некоторых более ранних флорентийских постройках (здание Баптистерия во Флоренции, ХII в.) и в купольных сооружениях средневекового Ирана (мавзолей в Султании). Возведение купола Флорентийского собора явилось большой школой строительства эпохи Возрождения.

Другой грандиозный купол, воздвигнутый более чем через 100 лет над собором св. Петра в Риме по проекту Микеланджело, имеет также пролет около 42 м. Его конструкция создана под влиянием купола Флорентийского собора, о конструкциях которого Микеланджело говорил: "Их видоизменить можно, но улучшить нельзя". Однако стрела подъема купола собора Петра по проекту была значительно меньше, а вместо двух оболочек - три. Джакомо делла Порта, который осуществил строительство после смерти зодчего, увеличил на 4 м стрелу подъема купола и отказался от третьей оболочки. В остальном проект Микеланджело был сохранен. В основании купола впервые в столь крупной конструкции было применено железное растяжное кольцо, позволявшее уменьшить массивность стен и отказаться от контрфорсов.

В эпоху Возрождения большие достижении наблюдаются в развитии деревянных покрытий. В трактатах Палладио и Серлио приведены фермы довольно сложной конструкции. Палладио первый дает описание фермы, состоящей из параллельных поясов, соединенных решеткой, - конструкции, легшей в дальнейшем в основу балочных стержневых систем. Наиболее обстоятельно описал конструкции ферм и подвесных конструкций в своем трактате Серлио.

Особое значение мастера Возрождения придавали отделочным работам. Наряду с облицовкой стен известняком и мрамором распространились штукатурка и окраска.

При производстве строительных работ преобладал ручной труд, организованный на основе мануфактурных принципов с разделением трудовых процессов. Роль архитектора сводилась к составлению проекта и руководству его осуществлением. Профессия архитектора отделяется от ремесла строителя.

На строительстве среди ремесленников выделяются наиболее квалифицированные специалисты - десятники, являющиеся помощниками архитектора.

На стройках иногда применялись строительные механизмы, главным образом для подъема грузов и других подчас довольно сложных операций. Джулиано да Сангалло в своей рукописной книге 1465 г. изобразил 12 механизмов для подъема крупных камней и раствора, для установки колонн, для передвижки целых небольших сооружений.

В XV-первой половине XVI в. особенно возрастает в проекте значение модели, выполненной достаточно крупно, с тщательной проработкой деталей. Такие модели выставлялись на городских площадях для общественного обсуждения. Во второй половине XVI в. графические приемы выполнения проекта уже были разработаны настолько, что моделирование начало утрачивать свое прежнее особое значение.

Что пить можно, а что не нужно?Раньше многие и не задумывались над качеством воды. Просто открыть...
Оформление арендных документов на коммерческую недвижимостьГрамотно оформляем документы на коммерческую недвижимость ...
В чем заключается главное умение дизайнера интерьеровСоздание дизайна интерьера квартиры является искусством, которое в идеале позволяет...
'Эксклюзив от Руслана': дагестанский камень для вашего домаЗа последние годы отношение к экстерьеру здания изменилось с  точность...
Теплоизоляция в строительстве домовКонцепция строительства недорогого, но комфортного, уютного и долговечного дома -...