архитектура и строительство

Особенности тектоники зданий. Ордерные композиции

В противоположность романской архитектуре и готике, в которых конструкция в значительной степени определяла архитектурную форму и характер пластики, в архитектуре Возрождения художественное истолкование конструкции часто не совпадает с ее статическими особенностями. Остов стены (или другой конструктивной системы) обычно имеет каменную или штукатурную отделку, которая не столько подчеркивает особенности данной конструкции, сколько в пластике изображает самостоятельную композицию, как бы наложенную на конструктивный костяк. Эта изобразительная система может соответствовать конструкции, выявляя ее статические качества, но может и не совпадать с ней, следуя собственной тектонической логике. Основой подобного построения является возрожденный из наследия античности классический ордер.

Для зодчих этой эпохи ордер был не только универсальным средством решения многообразных композиционных задач, но и фактором гуманизации архитектуры, символом ее человечности, жизнеутверждающего начала. С помощью ордера зодчие стремились сделать архитектуру более сомасштабной человеку, "доступной" и познаваемой в противовес готике, где ярко выраженный конструктивный рационализм обычно сочетался с иррационалистическими чертами образа - динамически-экспрессивного, обобщенного в своем объемно-пространственном выражении, не соразмеренного с человеком, перенасыщенного пластикой и "дематериализованного", до известной степени мистического.

Важной особенностью эпохи является возрождение синтеза ордера с арочно-сводчатыми системами. Однако следуя древнеримскому принципу разделения конструкции и декора, ордерная композиция в зданиях Возрождения часто развивалась независимо. Но в рамках изобразительного метода она подчинялась рациональным классическим закономерностям с четким выявлением на фасадах основных элементов, их ритма и сомасштабности, логической связи их между собой. Своеобразная рационализация художественных средств не исключала свободы и многообразия в разработке ордерных форм, ставших важнейшими факторами индивидуализации образа. На разных стадиях были различия и в понимании зодчими самого ордера, его тектонических функций.

На первых этапах ордер осваивался в тесной связи со средневековой традицией (Брунеллески, первая половина XV в.). Ведущей темой былa аркада на колоннах, а в интерьере ордерные членения еще до иэвестной степени находились в зависимости от "каркасных" приемов готических композиций. Освобождение от средневековых традиций в значительной мере происходило на основе возрождения и прямого следования древне-римским принципам ордерной композиции с использованием приемов совмещения со стеной стоечно-балочных системы ордера (Альберти, середина XV в.). Дальнейшее развитие архитектуры приводит к более широкому и многогранному пониманию ордера как художественной системы, в одинаковой мере способной нести функции и "иллюзорной" (зрительной) тектоники, и реальной стоечно-балочной конструкции. При этом ордеру, основанному на классических формах, все более придаются черты ясности, лаконизма и монументальности (Браманте, начало XVI в.). Наконец, на завершающем этапе развития ордер либо становится преимущественно средством пластической выразительности композиции (Микеланджело, середина XVI в.), либо, наоборот, достигает вершины "конструктивности" в четком и зримо ощутимом контрасте ордера и стены (Палладио, вторая половина XVI в.),

Характерная для эпохи взаимосвязь конструкции с формой наиболее ярко проявилась в центрических зданиях. В широком использовании и совершенствовании центрических ордерных композиций проявилось общее стремление зодчих к поискам наиболее гармоничного и совершенного по форме типа сооружения.

Собор св. Петра в РимеВместе с совершенствованием купольных конструкций характерной тенденцией стало стремление облегчить массу зданий путем использования принципа взаимного уравновешивания сводов и куполов в композициях, расчлененных на ряд соподчиненных объемов. Вершиной развития этого принципа был проект собора св. Петра в Риме, архит. Браманте. В нем четко выявленный в плане равноконечный крест, увенчанный куполом, окружен восемью малыми центрическими объемами и рядом других подчиненных им сводчатых форм, которые в совокупности составляют целостный комплекс дифференцированных сводчато-купольных пространств с тонким "кружевом" разделяющих их конструкций. Ордерная композиция соответствовала системе соподчиненных объемов целого, являясь важнейшим средством объединения их и придания им масштабной соразмерности.

Дизайн многокомнатной квартирыВ больших, многокомнатных квартирах проживает, как правило, семья из пяти...
Аренда спецтехники и грузового транспортаАренда спецтехника - одна из самых востребованных услуг на строительном...
Устройство дренажа фундаментаГотовые дренажные системы достаточно широко распространились в последнее время в...
«Модная» и эффективная практика покупки недвижимости: преимущества приобретения квартир в новостройках Санкт-ПетербургаТактика приобретения недвижимости, когда главным ориентиром является цена, уже в...
Пластиковые окна в ОдинцовоВ последнее время на рынке пластиковых окон наблюдается интересная тенденция:...