архитектура и строительство

Здания и архитектурные комплексы

Архитектура Возрождения в Италии делится на три основных периода:

ранний, высокий и поздний. Архитектурным центром Раннего Возрождения, была Тоскана с главным городом - Флоренцией. Этот период охватывает вторую четверть и середину XV столетия. Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420 г., когда началось возведение купола над Флорентийским собором. Строительные достижения, приведшие к созданию огромной по размерам центрической формы, стали своеобразным символом архитектуры новой эпохи.

Ф.Брунеллески. Воспитательный домФилиппе Брунеллески (1377- 1446 гг.) - первый выдающийся мастер эпохи Возрождения. В его Воспитательном доме (1419-1444 гг.) в полную силу прозвучали черты архитектуры новой эпохи. Изящная лоджия с арками полуциркульной формы разработана по аналогии с античными образцами. Прямоугольные окна впервые обрамлены наличниками, завершенными античными по форме фронтончиками. Спокойный ритм форм вместе с тонко найденным общим пропорциональным строем придает зданию приветливость и соизмеримую с человеком масштабность. Обращенное на площадь здание явилось важным звеном в сложении ее ансамбля: аркада на колоннах, обычно применявшаяся лишь во внутренних двориках дворцов, стала здесь элементом городской композиции.

Капелла ПацциКапелла Пацци (1430-1443 гг.)- купольное здание, поставленное во дворе монастыря. В композиции фасада получила отображение расчлененная ордером внутренняя структура с господствующим в ней объемом зала с куполом на парусах. Колоннаде, прорезанной по оси аркой и завершенной тонко расчлененным аттиком, на внутренней стене лоджии отвечают каннелированные пилястры а на сводчатом перекрытии - выступающие членения арок.

Соответствие ордеров и повторение малых куполов в лоджии и алтарной части способствуют органической связи фасада с интерьером. Стены внутри расчленены плоскими, но выделенными цветом пилястрами, которые вместе с членениями сводов дают представление о логике построения пространства, тектоническом строе. Развиваясь трехмерно, ордер подчеркивает единство и соподчинен-ность основных частей. Зрительная "каркасность" характеризует и расчлененность купола изнутри, что еще несколько напоминает структуру готических нервюрных сводов. Однако гармония ордерных форм и ясность тектонической структуры, уравновешенность и соизмеримость с человеком говорят о торжестве новых архитектурных идеалов над принципами средневековья.

Палаццо Медичи-Риккарди Характерное дворцовое сооружение периода раннего Возрождения - палаццо Медичи-Риккарди (1444-1452 гг., архит. Микелоццо да Бартоломео). Квадратное в плане здание со сторонами 40Х38 м имеет небольшой внутренний двор с типичной для этого периода изящной арочной галереей. Как и в предшествующие периоды, внешний вид дворца отличается монументальностью. Но в отличие от более ранних дворцов здание расчленено на три яруса античными по моделировке поясками, соответствующими внутреннему членению здания на этажи. Окна расставлены строго ритмично, а обработка поверхности стен снизу вверх поэтажно изменяется с постепенным переходом от "рваного" камня стен первого этажа к почти гладкой поверхности стен третьего этажа. Фасад завершается крупным ордерным карнизом, усиливающим впечатление композиционной законченности здания.

Палаццо РуччелаиДальнейшим развитием композиции дворца является палаццо Руччелаи во Флоренции, построенное в 1446-1451 гг. по проекту Леона Баттиста Альберти (1404-1472). Подобно древнеримскому Колизею его фасад поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем. Впечатление облегчения здания кверху, создаваемое в палаццо Медичи-Риккарди с помощью рустовки стен, выражено здесь в форме облегчающейся кверху ярусной системы ордеров. При этом крупный венчающий карниз соотнесен не с высотой верхнего яруса, а с высотой здания в целом, отчего композиция приобрела черты завершенности и статичности. В разработке фасада еще сохранены традиционные мотивы: двойные арочные окна, идущие от средневековой формы окон, рустовка стен, общая монументальность облика и др.

Церковь Санта Мария НовеллаНаряду с Брунеллески и Микелоццо да Бартоломео в становлении новой архитектуры большое место принадлежало и другим мастерам (Росселино, Бенедетто да Майано и пр.), творчество которых в основном было связано с Тосканой и Северной Италией. Альберти, построивший помимо палаццо Руччелаи ряд крупных сооружений (фасад церкви Санта Мария Новелла, церковь Сант Андреа в Мантуе и др.), завершает этот период.

Церковь Сант Андреа в МантуеПериод Высокого Возрождения охватывает конец XV - первую половину XVI в. К этому времени вследствие перемещения основных торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан в Италии наблюдаются известный экономический спад и сокращение промышленного производства. Часто буржуазия скупала земли и превращалась в ростовщиков и землевладельцев. Этот процесс сопровождается общей аристократизацией культуры; центр тяжести ее развития переносится в придворный круг знати. Центром культуры становится Рим - резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. В Риме проводятся огромные строительные работы. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела символ возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии. При дворе работали наиболее выдающиеся архитекторы - среди них Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Антонио да Сангалло и др.

Палаццо Пикколомини. Арх.А. да СангаллоВ архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мере становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость; наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера - римско-дорический и тосканский, а тонкоЦерковь мадонны ди Бьяджио. Арх. А. да Сангалло разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля. Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы.

Здание Канчеллерии Крупнейшим архитектором этого периода был Донато д"Анджело Браманте (1444-1514). Приписываемое Браманте здание Канчеллерии (начато в 1483 г.) (главной папской канцелярии) в Риме - одно из выдающихся дворцовых зданий-представляет собой огромный параллелепипед с двумя прямоугольными дворами, окруженными аркадами.

Гармоничная композиция фасадов развивает принципы, заложенные в палаццо Руччелаи, однако общий ритмический строй создает более сложный и торжественный образ.Канчеллерия. Внутренний дворик Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Большое значение приобрели в композиции ритмично расположенные пластические акценты, создаваемые крупными проемами и обрамляющими их наличниками. Еще более четким стал ритм горизонтальных членений.

ТемпьеттоСреди культовых построек Браманте выделяется небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио, называемая Темпьетто (1502 г.) - здание, находящееся внутри довольно тесного двора, который предполагалось обнести круговой в плане аркадой на колоннах. Часовня представляет купольную ротонду, окруженную римско-дорической колоннадой. Здание отличается совершенством пропорций, ордер трактован строго и конструктивно. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Контраст между монолитным ядром ротонды и колоннадой, между гладью стены и пластикой глубоких ниш и пилястр подчеркивает выразительность композиции, полной гармонии и завершенности. Несмотря на малые размеры, Темпьетто производит впечатление монументальности. Уже современниками Браманте эта постройка признавалась одним из шедевров архитектуры.

Собор св. ПетраБудучи главным архитектором при дворе папы Юлия II, Браманте с 1505 г. ведет работы по перестройке Ватикана. Был задуман грандиозный комплекс парадных зданий и расположенных в разных уровнях торжественных дворов, подчиненных единой оси, замыкаемой величественной экседрой Бельведера. В этом, по существу первом столь грандиозном по замыслу, ансамбле Возрождения были мастерски использованы композиционные приемы древнеримских форумов. Папская резиденция должна была связаться с другим грандиознейшим сооружением Рима - собором Петра, для возведения которого был также принят проект Браманте. Совершенство центрической композиции и грандиозный размах проекта собора св. Петра Браманте дает основание считать это произведение вершиной развития архитектуры Возрождения. Однако проекту не было суждено осуществиться в натуре: при жизни Браманте было только начато строительство собора, которое с 1546 г., спустя 32 года после смерти зодчего, было передано Микеланджело, который возвел основную часть здания.

Вилла Мадама в Риме. ИнтерьерВ конкурсе на проект собора Петра, а также в строительстве и росписях сооружений Ватикана совместно с Браманте принимал участие великий художник и архитектор Рафаэль Санти, построивший и расписавший знаменитые лоджии Ватикана, получившие его имя ("лоджии Рафаэля"), а также ряд замечательных сооружений как в самом Риме, так и вне его (постройка и роспись виллы Мадама в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции и др.).

Палаццо ФарнезеОдному из лучших учеников Браманте - архитектору Антонио да Сангалло младшему - принадлежит проект палаццо Фарнезе в Риме, в известной степени завершивший собой эволюцию ренессансного дворца. В разработке его фасада отсутствуют традиционная рустовка и вертикальные членения. На гладкой, оштукатуренной по кирпичу поверхн/зсти стены четко выделяются широкие, идущие по всему фасаду горизонтальные пояса; как бы опираясь на них, размещены окна с рельефными наличниками в форме античной "эдикулы". Окна первого этажа, в отличие от флорентийских дворцов, имеют такие же размеры, как и окна верхних этажей.

Здание освободилось от крепостной замкнутости, еще присущей дворцам Раннего Возрождения. В противоположность дворцам XV в., где внутренний двор окружался легкими арочными галереями на колоннах, здесь появляется монументальная ордерная аркада с полуколоннами. Ордер галереи несколько утяжеляется, приобретая черты торжественности и представительности. Узкий проезд между двором и улицей заменен открытым "вестибюлем", раскрывающим перспективу на парадный двор.

Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в. В это время в Италии продолжался экономический спад. Усилилась роль феодально-дворянского сословия и церковно-католических организаций. Для борьбы с реформацией и всякими проявлениями антирелигиозного духа была учреждена инквизиция. В этих условиях гуманисты начали испытывать гонения. Значительная часть их, преследуемая инквизицией, переселяется в северные города Италии, особенно в Венецию, сохранявшую еще права самостоятельной республики, где влияние религиозной контрреформации было не столь сильным. В связи с этим в период Позднего Возрождения наиболее яркими были две школы - римская и венецианская. В Риме, где идейное давление контрреформации сильно повлияло на характер архитектуры, наряду с развитием принципов Высокого Возрождения наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения ясности форм, масштабности и тектоничности. В Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась классическая основа архитектурной композиции.

Первая школа закладывала основы творческой манеры, ведущей к архитектуре барокко; вторая, в значительной степени развивая традиции Высокого Возрождения, подготавливала в последующем формирование архитектуры классицизма.

Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти ,(1475-1564). В его архитектурных произведениях заложены основы нового понимания формы, отличающейся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в Риме и Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому соответствовало подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики. Ордер у Микеланджело часто терял тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своими масштабом и пластикой. Смело нарушив привычные для Возрождения архитектурные принципы, Микеланджело в известной мере явился основоположником творческой манеры, впоследствии подхваченной в архитектуре итальянского барокко.

Колоннада собора св. ПетраК крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка собора Петра в Риме . Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, опоры и стены сделал более массивными, а с восточного фасада Портал собора св. Петрадобавил портик с торжественной колоннадой. В объемно-пространственной композиции спокойное равновесие и соподчиненность пространств проекта Браманте претворены в подчеркнутое господство основного купола и подкупольного пространства. В композиции фасадов ясность и простота сменились более сложной и крупной пластикой форм, стены расчленены уступами и пилястрами большого коринфского ордера с мощным антаблементом и высоким аттиком; между пилястрами помещены как бы затесненные в простенках оконные проемы ниши и различные декоративные элементы (карнизы, пояски, сандрики, статуи и т. п.), придающие стенам почти скульптурную пластичность.

Интерьер церкви Сан ЛоренцоВ композиции капеллы Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции (с 1520 г.) выполненные Микеланджело интерьер и скульптуры слились в единое целое. Скульптурные и архитектурные формы полны внутреннего напряжения и драматизма. Их острая эмоциональная выразительность преобладает над тектонической основой, ордер трактуется как элемент общего в основе своей скульптурного замысла художника.

Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также Виньола - автор трактата "Правило пяти ордеров архитектуры". Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия III . В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в. это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. К концу XV в. вилла становится местом загородного отдыха богатых горожан (вилла Медичи около Флоренции), а с XVI в. она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства. Вилла теряет интимность и приобретает характер парадного фронтально-осевого сооружения, раскрытого к окружающей природе.

Выдающимися мастерами венецианской школы позднего Возрождения были Сансовино, построивший в Венеции здание Библиотеки Сан-Марко (начато в 1536 г.) - важный компонент замечательного ансамбля венецианского центра, и наиболее яркий представитель классической школы Возрождения - архитектор Палладио.

Деятельность Андреа Палладио (1508-1580) протекала в основном в г. Виченце, недалеко от Венеции, где он строил дворцовые сооружения и виллы, а также в Венеции, где он построил в основном церковные здания. Его творчество в ряде построек явилось реакцией на антиклассические тенденции позднего Возрождения. Стремясь сохранить чистоту классических принципов, Палладио опирается на богатый опыт, приобретенный им в процессе изучения античного наследия. Он пытается возродить не только ордерные формы, но целые элементы и даже типы зданий античного периода. Конструктивно правдивый ордерный портик становится главной темой многих его произведений.

В вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551 г.), мастер достиг исключительной целостности и гармоничности композиции. Расположенные на холме и хорошо видные издали четыре фасада виллы с портиками со всех сторон вместе с куполом составляют четкую центрическую композицию.

В центре находится круглый купольный зал, из которого ведут выходы под портики. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. В центрической композиции нашли отражение общие стремления зодчих Возрождения к абсолютной законченности композиции, ясности и геометрич-ности форм, гармонической связи отдельных частей с целым и органическому слиянию здания с природой.

Но эта "идеальная" схема композиции осталась единичной. В реальном строительстве многочисленных вилл Палладио большее внимание уделял так называемой трехчастной схеме, состоящей из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующих парадный двор перед фасадом виллы. Именно эта. схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.

В противоположность свободному развитию объемов загородных вилл, городские дворцы Палладио обычно имеют строгую и лаконичную композицию с крупномасштабным и монументальным главным фасадом. Архитектор широко пользуется большим ордером, трактуя его как своеобразную систему "колонна-стена". Яркий пример - палаццо Капитанио (1576 г.), стены которого обработаны колоннами большого композитного ордера с мощным, раскрепованным антаблементом. Верхний этаж, трактованный в виде надстройки (аттикового этажа), придал зданию завершенность.

Палладио также широко использовал в своих городских дворцах двухъярусное расчленение фасадов ордерами, а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже - прием, впервые примененный Браманте и в последующем широко распространенный в архитектуре классицизма.


Окраска фасадов зданий и заделка швов между плитами промышленными альпинистами. Окраска фасадов зданий - достаточно востребованный вид услуг, необходимый для...
Мембранная кровля работа, монтаж мембранной кровли, монтаж пвх мембраныМембранная кровля представляют собой одну из разновидностей плоских кровель. Полимерные...
Особенности электрической талиВ области техники для подъема тяжелых грузов высоким спросом пользуются...
Белый котИздавна человечеству известно выражение 'чистота - залог здоровья'. И это...
Для фасадной отделки- сайдинг лучшее решениеДля фасадной отделки существует много видов материалов, но наиболее востребованным...