архитектура и строительство

Архитектура классицизма

Новый стиль - классицизм характерен в XVII в. для стран, в которых происходил активный процесс сложения национальных государств, и нарастала сила капиталистического развития (Голландия, Англия, Франция). Классицизм в этих странах нес в себе новые черты идеологии восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок и расширение производительных сил, заинтересованной в централизации и национальном объединении государств. Являясь противником сословных неравенств, ущемлявших интересы буржуазии, ее идеологи выдвигают теорию рационально организованного государства, основанного на подчинении ему интересов сословий. Признание разума как основы организации государственной и общественной жизни подкрепляется доводами научного прогресса, чему всеми средствами способствует буржуазия. Этот рационалистический подход к оценке действительности переносился и на область искусства, где важной темой становится идеал гражданственности и торжество разума над стихийными силами. Религиозная идеология все более подчиняется светской власти, а в ряде стран она реформируется. Образец гармонического общественного устройства приверженцы классицизма видели в античном мире, и поэтому для выражения своих общественно-этических и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики (отсюда и термин "классицизм"). Развивая традиции Возрождения, классицизм многое взял и от наследия барокко.

Архитектурный классицизм XVII в. развивался двумя главными направлениями: первое основывалось на развитии традиций позднеренессансной классической школы (Англия, Голландия); второе - возрождая классические традиции, в большей мере развивало римские традиции барокко (Франция).

Банкетинг-хаусТворческое и теоретическое наследие Палладио, возродившего античное наследие во всей его широте и тектонической целостности, особенно импонировало классицистам. Оно оказало большое воздействие на архитектуру тех стран, которые ранее других встали на путь архитектурного рационализма. Уже с первой половины XVII в. в архитектуре Англии и Голландии, сравнительно слабо испытывавших влияние барокко, определились новые черты под воздействием палладианскогоКуинс-хаус классицизма. Особенно большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс (1573-1652). Ему принадлежат наиболее выдающиеся произведения английского классицизма XVII в.-Куинс-хаус (Дом королевы) в Гринвиче (1616- 1635 гг.), Банкетинг-хаус (Банкетная палата) в Лондоне (1619-1622 гг.) и др.

Куинс-хаус. Интерьер В Куинс-хаусе зодчий последовательно развивает палладианские приципы четкости и классической ясности ордерных членений, видимой конструктивности форм, уравновешенности пропорционального строя. Общие сочетания и отдельные формы здания по-классически геометричны и рациональны. В композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена, построенная в соответствии с ордером, соразмерным с масштабом человека. Во всем господствуют равновесие и гармония. В плане наблюдается та же четкость членения интерьера на простые уравновешенные пространства помещений.

Собор св. Павла в Лондоне Иниго Джонсу принадлежит также ряд крупных проектов городских ансамблей на основе новых регулярных принципов (площадь Ковент-Гарден, 1630 г., и др.). Идеи И. Джонса нашли продолжение в последующих проектах, из которых следует выделить проект реконструкции Лондона архитектора Кристофера Рена, являющийся после Рима первым грандиозным проектом реконструкции средневекового города (1666 г.), опередившим почти на два столетия грандиозную реконструкцию Парижа. План не был осуществлен, однако зодчий внес свой вклад в общий процесс возникновения и построения отдельных узлов города, завершив, в частности, задуманный еще Иниго Джонсом ансамбль госпиталя в Гринвиче (1698-1729 гг.). Другой крупной постройкой Рена является собор св. Павла в Лондоне (1675-1717 гг.)- главный градостроительный акцент в районе реконструируемого Сити. Собор в виде латинского (удлиненного)Госпиталь  в  Гринвиче креста в плане и завершенный огромным куполом с главного фасада имеет двухъярусное членение ордеров и две фланкирующие башни с довольно сложным завершением, в чем сказалось известное влияние барочных тенденций. Это одно из наиболее грандиозных культовых сооружений XVII в.

Дворец Мезон-Лафит в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Арх. Ф. МансарКлассицизм во Франции формировался в более сложных и противоречивых условиях, сильнее сказывались местные традиции и влияние барокко. Зарождение французского классицизма в первой половине XVII в. шло на фоне своеобразного преломления в архитектуре ренессан-сных форм, позднеготических традиций и приемов, заимствованных из нарождающегося итальянского барокко. Этот процесс сопровождался типологическими изменениями: перенесением акцента из внегородского замкового строительства феодальной знати на городское и загородное строительство жилья для чиновного дворянства. Наиболее яркой фигурой в архитектуре этого времени был Франсуа Мансар (1598- 1666) - один из основоположников французского классицизма. Его заслугой, помимо строительства других зданий, является разработка нового типа городского жилища знати - "отеля" с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. По-готически вертикальные секции фасадов имеют большие прямоугольные окна, четкое членение на этажи и богатую ордерную пластику. Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивалось дополнительное жилое помещение - мансарда, названная так по имени ее создателя.

ЛуврРасцвет первого периода классицизма относится ко второй половине XVII в. Выдвинутые буржуазной идеологией концепции философского рационализма и классицизма абсолютизм в лице Людовика XIV берет в качестве официальной государственной доктрины. Эти концепции полностью подчиняются воле короля, служат средством его прославления как высшего олицетворения нации, объединяемой на началах разумного самодержавия. В архитектуре это имеет двоякое выражение: с одной стороны, стремление к рациональным ордерным композициям, тектонически ясным и монументальным, освобожденным от дробной "многотемности" предшествующего периода; с другой - всевозрастающая тенденция к единому волевому началу в композиции, к господству оси, подчиняющей себе здание и прилегающие пространства, к подчинению воле человека не только принципов организации городских пространств, но и самой природы, преобразуемой по законам разума, геометрии, "идеальной" красоты. Обе тенденции иллюстрируются двумя наиболее крупными событиями архитектурной жизни Франции второй половины XVII в.: первая - проектированием и строительством восточного фасада королевского дворца в Париже - Лувра; вторая-созданием новой резиденции Людовика XIV-грандиознейшего архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале.

Восточный фасад ЛувраВосточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов - приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини и француза Клода Перро. Предпочтение было отдано проекту Перро (осуществлен в 1667 г.), где в отличие от барочного беспокойства и тектонической двойственности проекта Бернини, протяженный фасад (длина 170,5 м) имеет ясную ордерную структуру с огромной двухэтажной галереей, прерываемой в центре и по бокам симметричными ризалитами. Спаренные колонны коринфского ордера (высота 12,32м) несут крупный, по-классически разработанный антаблемент, завершенный аттиком и балюстрадой. Основание трактовано в виде гладкого цокольного этажа, в разработке которого, как и в элементах ордера, подчеркнуты конструктивные функции основной несущей опоры здания. Четкий ритмический и пропорциональный строй основан на простых отношениях и модульности, причем за исходную величину (модуль) принят, как и в классических канонах, нижний диаметр колонн. Размеры здания по высоте (27,7 м) и общий крупный масштаб композиции, рассчитанные на создание парадной площади перед фасадом, придают зданию величественность и необходимую для королевского дворца репрезентативность. При этом весь строй композиции отличается архитектурной логикой, геометричностью, художественным рационализмом.

План ВерсаляАнсамбль Версаля (в основном 1661-1708 гг.)-вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец,Весаль. Дворец. протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевую композицию.

Фонтан "Весна"Ось дворца служит главным дисциплинирующим фактором преобразования ландшафта. Символизируя безграничную волю царствующего владельца страны, она подчиняет себе элементы геометризованной природы, чередующиеся в строгом порядке с архитектурными элементами паркового назначения: лестницами, бассейнами, фонтанами, разнообразными малыми архитектурными формами.

Южный партерПрисущий барокко и Древнему Риму принцип осевого пространства реализуется здесь в грандиозной осевой перспективе спускающихся террасами зеленых партеров и аллей, уводящих взгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналу и далее в бесконечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта, переходящего в естественный лишь за границей основной перспективы.

Идея "преобразованной природы" соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге-к решительному преобразованию города на основе принципов регулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приемов, выработанных в планировке Версаля на работы по реконструкции городов и прежде всего Парижа.

Площадь СогласияАндре Ленотру (1613-1700)- творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого "парижского Вандомская площадь диаметра", ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей; во второй половине XVIII в. была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км. Автор Дом инвалидов Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар в конце XVII-начале XVIII в. также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся круглая площадь Побед, прямоугольная Вандомская площадь, комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Французский классицизм второй половины XVII в. воспринял градостроительные достижения ренессанса и особенно барокко, развив и применив их в более грандиозных масштабах.

Версаль. Зеркальная галереяВ XVIII в., в период царствования Людовика XV (1715-1774) во французской архитектуре, как и в других видах искусства, получил развитие стиль рококо, который являлся формальным продолжением живописных тенденций барокко. Своеобразие этого близкого к барокко и вычурного по своим формам стиля проявилось главным образом во внутреннем убранстве, что отвечало роскошной и расточительной жизни королевского двора. Парадные залы приобрели более уютный, но и более вычурный характер. В архитектурной отделке помещений находили широкое применение зеркала и лепные украшения из причудливо гнутых линий, цветочных гирлянд, раковин и т. п. Большое отражение этот стиль нашел также в мебели.Однако уже в середине XVIII в. намечается отход от вычурных форм рококо в сторону большей строгости, простоты и ясности. Этот период во Франции совпадает с широким общественным движением, направленным против монархической социально-политической системы и получившим свое разрешение во французской буржуазной революции 1789 г. Вторая половина XVIII и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его широкое распространение в странах Европы.

КЛАССИЦИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. во многом развивал принципы архитектуры предыдущего столетия. Однако новые буржуазно-рационалистические идеалы - простота и классическая ясность форм - понимаются теперь как символ известной демократизации искусства, пропагандируемого в рамках буржуазного просветительства. Меняется взаимоотношение архитектуры с природой. Симметрия и ось, остающиеся основополагающими принципами композиции, уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. Все чаще французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией.

Архитектура зданий становится несколько более человечной и рациональной, хотя огромные градостроительные масштабы по-прежнему определяют широкий ансамблевый подход к архитектурным задачам. Город со всей его средневековой застройкой рассматривается как объект архитектурного воздействия в целом. Выдвигаются идеи архитектурного плана для всего города; значительное место при этом начинают занимать интересы транспорта, вопросы санитарного благоустройства, размещения объектов торговой и производственной деятельности и другие хозяйственные вопросы. В работе над новыми типами городских зданий большое внимание уделяется многоэтажному жилому дому. Несмотря на то, что практическое претворение этих градостроительных идей было весьма ограниченное, повышенный интерес к проблемам города повлиял на формирование ансамблей. В условиях крупного города новые ансамбли пытаются включить в "сферу своего влияния" большие пространства, часто приобретают раскрытый характер.

Площадь СогласияНаиболее крупный и характерный архитектурный ансамбль французского классицизма XVIII в.- площадь Согласия в Париже, созданная по проекту Габриэля (1699 - 1782) в 50-60-х годах XVIII в. и получившая свое окончательное завершение в течение второй половины XVIII - первой половины XIX в. Огромная площадь служит как бы Площадь Согласия. Балюстрадараспределительным пространством на берегу Сены между примыкающим к Лувру садом Тюильри и широкими бульварами Елисейских полей. Ранее существовавшие сухие рвы служили границей прямоугольной площади (размеры 245Х140 м). "Графическая" разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка. В противоположность замкнутым площадям Парижа XVII в. (Вандомская площадь и др.),Обелиск на площади Согласия площадь Согласия - образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь, и образованную ими улицу Ройяль. Ось закреплена на площади двумя фонтанами, а на пересечении основных осей был поставлен памятник королю Людовику XV, а позднее высокий обелиск. Елисейские поля, сад Тюильри, пространство Сены и ее набережные являются как бы продолжением этого огромного по своему охвату архитектурного ансамбля в перпендикулярном к поперечной оси направлении.

Частичная реконструкция центров с устройством регулярных "королевских площадей" охватывает и другие города Франции (Ренн, Реймс, Руан и др.). Особенно выделяется Королевская площадь в Нанси (1722- 1755 гг.). Развивается градостроительная теория. В частности, следует отметить теоретический труд о городских площадях архитектора Патта, обработавшего и издавшего результаты конкурса на площадь Людовика XV в Париже, проведенного в середине XVI 11 в.

Объемно-планировочная разработка зданий французского классицизма XVIII в. не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Ведущим мотивом остается крупный ордер, хорошо соотносящийся с прилегающими городскими пространствами. Ордеру возвращается конструктивная функция; он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания. Теоретик французского классицизма М. А. Ложье принципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки, и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование.

Развитие теории стало типичным явлением в искусстве Франции уже с XVII в., со времени учреждения французской академии (1634 г.), образования Королевской академии живописи и скульптуры (1648 г.) и Академии архитектуры (1671 г.). Особое внимание в теории уделяется ордерам и пропорциям. Развивая учение о пропорциях Ф. Блонделя - французского теоретика второй половины XVII в., Ложье создает целую систему логически обоснованных пропорций, базируясь на рационально осмысленном принципе их абсолютного совершенства. При этом в пропорциях, как и в архитектуре в целом, усиливается элемент рассудочности, основанной на умозрительно выведенных математических правилах композиции. Возрастает интерес к наследию античности и Ренессанса, причем в конкретных образцах этих эпох стремятся увидеть логическое подтверждение выдвинутых принципов. Как идеальный пример единства утилитарной и художественной функции часто приводится римский Пантеон, а наиболее популярными примерами ренессансной классики считают постройки Палладио и Браманте, в частности Темпьетто. Эти образцы не только тщательно изучаются, но и нередко служат прямыми прототипами возводимых зданий.

Церковь св. ЖеневьевыВ построенной в 1750-1780-х годах по проекту Ж. Суфло церкви св. Женевьевы в Париже, ставшей позднее национальным французским Пантеоном, можно увидеть присущий этому времени возврат к художественному идеалу античности и наиболее зрелым образцам Возрождения. Крестообразная в плане композиция отличается логичностью общей схемы, равновесием архитектурных частей, четкостью и ясностью построения. Портик восходит своими формами к римскому Пантеону, барабан с куполом (пролет 21,5 м) напоминает композицию Темпьетто. Главный фасад завершает собой перспективу короткой прямой улицы и служит одним из наиболее заметных архитектурных ориентиров Парижа.

Интересным материалом, иллюстрирующим развитие архитектурной мысли второй половины XVIII - начала XIX в., служат издания в Париже конкурсных академических проектов, удостоенных высшей награды (Grand prix). Красной нитью через все эти проекты проходит преклонение перед античностью. Бесконечные колоннады, огромные купола, многократно повторенные портики и т. д. говорят, с одной стороны, о разрыве с аристократической изнеженностью рококо, с другой - о расцвете своеобразной архитектурной романтики, для реализации которой не было, однако, почвы в социальной действительности.

Французская буржуазная революция нанесла решительный удар дворянско-династической французской монархии. В годы революции строительство почти не велось, но появилось на свет большое число проектов. Определяется общая тенденция к преодолению канонических форм и традиционных классических схем. Выделяются революционные течения, возглавляемые такими новаторами, как Буллэ или Леду, чьи проекты отличаются индивидуальностью и эмоциональностью форм в сочетании с монументальностью. Их творческие искания оказали влияние на формирование классицизма периода наполеоновской империи, называемого иногда стилем ампир (от французского слова - империя). В сравнении с классицизмом предыдущего периода ампир отличался большей суровостью и лаконизмом форм; преобладающим ордером стал наиболее монументальный - греко-дорический. Сильнее подчеркивался контраст между колоннами и простой гладью стен. Для усиления этого контраста стали использовать цвет. На фоне окрашенной в светло-желтый, голубой или зеленый цвет стены фасадов резко выделялись белые колонны и скульптурные детали. Мотивом для скупо размещенных на гладкой стене украшений часто служили военные доспехи: мечи, копья, щиты, лавровые венки, крылатые сфинксы и т. п.

Wерковь Мадлен в ПарижеВ этот же период был создан целый ряд сооружений, дополнивших замечательные архитектурные ансамбли Парижа. Главное внимание зодчих было сосредоточено на задачах целостной застройки крупных городских массивов. Получила практическое разрешение задача оформления улицы как единого ансамбля (например, ул. Риволи), однако в целом в архитектуре ампира уже явственно наблюдаются первые признаки упадка и разложения стиля, уже тогда проявившиеся в стремлении к механической реставрации античных форм (например, церковь Мадлен в Париже), к академическому прожектерству, а несколько позднее и к эклектическому смешению элементов различных стилей.

Искать в интернете: Архитектура классицизма

Межевание земельных участков по инструкции 2015 годаМуниципальные органы власти с июня 2015 года получили разрешение проводить...
Инженерные коммуникации и сетиНа стадии проектирования здания любой сложности необходимо рассчитать, где и...
Бытовка на круглый годСовременные бытовки можно эксплуатировать круглый год. Теплоемкость временного помещения создает...
Особенности деревянных дверейНаряду с такими серьёзными вопросами, как декорирование интерьера разномастными сувенирами,...
Макеты и моделиАрхитектурные макеты необходимы для того, чтобы передать представление о проектируемых...