архитектура и строительство

Строительные приемы и тектоника

Для развития русской архитектуры огромное значение имели конструкции деревянных построек. Дерево как строительный материал отличалось сравнительной дешевизной и широкой доступностью в связи с лесными богатствами Руси, меньшей, по сравнению с камнем, теплопроводностью стен, сухостью и пористостью конструкции, создававшей благоприятные условия для человека. Все это служило причиной широкого распространения деревянных построек, несмотря на то, что они страдали от гнили и легко сгорали. Популярности дерева в строительстве способствовала легкость его обработки и быстрота возведения деревянных построек самого различного назначения. Из дерева на Руси строились не только жилые дома народных масс, но и богатые дворцы князей и бояр, культовые здания, а также большинство оборонительных сооружений. Хотя по причине недолговечности дерева до нашего времени сохранились сравнительно поздние типы построек (в основном не ранее XV-XVI вв.), тем не менее по сохранившимся литературным источникам и рисункам можно судить о древнейших конструкциях и строительных приемах, использовавшихся в деревянном зодчестве.

Конструктивную основу русского деревянного здания составляла рубленая клеть, состоявшая чаще всего из сосновых бревен-венцов, уложенных друг на друга горизонтально с прокладкой из мха, связанных по углам врубками. Простейший сруб представлял собой в плане прямоугольник или квадрат (четверик), площадь которого ограничивалась максимальной длиной венцов (обычно около 6 м). Чтобы увеличить площадь, использовались два основных приема: либо делалась многогранная форма сруба - преимущественно восьмиугольного в плане очертания (восьмерик), либо к четырехгранному объему пристраивались с разных сторон дополнительные объемы, открытые в сторону основного четверика. Объемы, пристроенные с четырех сторон, образовывали крещатую в плане структуру здания. Дальнейшее увеличение площади здания обычно влекло за собой пристройку дополнительных срубов. Для увеличения протяженности стен использовался и другой прием: стены делались из пластин или тонких бревен, забранных в пазы вертикально поставленных и зарытых одним концом в землю столбов.Соединение венцов и брусьев врубками осуществлялось различными способами, причем вид врубки часто зависел от типа сооружения. В гражданском строительстве наибольшее распространение имели врубки с остатком - "в обло" и врубки углов без остатка - "в лапу". Большое число типов врубок, крепления на потайных шипах и другие позволяли сравнительно редко прибегать к гвоздям и другим металлическим связям.

Стремление максимально сохранить целостность граней сруба и устойчивость углов сказывалось и на устройстве проемов в стенах. Оконца в массовом типе жилища делались обычно горизонтальными, вырубленными в двух смежных бревнах на половину их высоты ("волоковые окна"). Окна большего размера делались чаще всего квадратных пропорций, а их периметр укреплялся специальными брусьями - косяками.

В конструкции покрытия основой служили верхние венцы. При двускатных покрытиях из них возводились треугольные торцы крыш - щипцы; верхние венцы же связывали между собой щипцы в продольном направлении, причем концы продольных бревен свешивались над стенами, образуя консоли крыши над торцовыми фасадами. Карнизы продольных стен представляли собой закругленную в профиле форму бревенчатой стены - повал, поддерживающий нижнюю пологую часть крыши - полицу. На продольные бревна крыши укладывались наклонные стропила - быки, представляющие собой тонкие еловые жерди с крюками (курицами), поддерживающими вытесанные из бревен желоба - водотечники. Желоба служили одновременно упором для кровельного теса, верхние концы которого упирались в коньковый венец и закрывались сверху выдолбленным снизу бревном - охлупнем.

Иногда для завершения четвериков вместо двускатной крыши использовалась закругленная форма покрытия в виде бочки с остроконечным верхом и пологими полицами. Ее несущие элементы приобрели более сложные фигурные очертания, а в качестве кровельного материала использовались лемех (небольшие фигурные по очертанию дощечки), деревянная чешуя, дрань и другие виды мелкоразмерных элементов.

Широкое применение имели шатровые покрытия. Конструкция их была чаще всего рубленой с постепенным уменьшением к верху длины венцов. С XVII в. встречается и стропильная конструкция, иногда сочетающаяся с рубленой. Шатры обычно делались над квадратными или восьмигранными в плане объемами. Переход к шатру обычно осуществлялся посредством повала и полицы. Шатры покрывались досками или мелкоразмерными элементами кровли.

Помимо шатровых, бочкообразных и скатных покрытий использовались крыши кубчатой, скирдообразной, луковичной и других форм. Конструкция завершающих форм во многом определяла характер здания, его облик. В башнеобразных сооружениях не только верхняя часть, но и структура основного объема изменила форму. Наиболее распространенным приемом был переход от нижнего четверика здания к вышележащему восьмерику.

С XVII в. известны ярусные структуры, в которых верхняя часть представляет собой последовательно убывающие в размерах объемы четвериков или восьмериков. В них каждый сруб выше первого яруса опирается на балки-венцы, заделанные своими концами в стены нижележащих объемов.

Наряду со срубами в русском деревянном зодчестве применялся каркас из бревен и брусьев с дощатым заполнением. Каркасная конструкция составляла основу открытых частей здания - крылец с лестницами галерей, "чердаков" и т. п.; каркас использовался и как основной несущий остов построек. Каркасная конструкция некоторых колоколен XVII-XVIII вв. состоит из пяти или девяти врытых в землю бревен, на которые опираются лестницы, верхняя и промежуточные площадки и обычно шатровое покрытие, состоящее из стропил, опирающихся на обвязочную балку наружных столбов каркаса и на центральный столб. Наружные столбы ограждались срубом с внешней стороны, но иногда оставлялись открытыми. Верхний ярус - звонница - оставался всегда открытым.

Конструкция крытых галерей и лестниц часто поддерживалась бревенчатыми консолями - концами горизонтальных венцов, пропущенных сквозь стены. Использовался прием постепенного напуска бревен, увеличивающий несущую способность консолей.

Для оборонных сооружений было типичным сочетание рубленых конструкций, каркасных и земляных. Искусственно насыпанные земляные валы нередко имели внутри деревянную основу в виде рубленых клетей или "каркаса" из бревен, уложенных перпендикулярно в несколько ярусов и соединенных врубками или крюками. Деревянные крепостные стены часто представляли собой род срубов или клети, внутрь которых засыпались земля и камень, а поверху делался бревенчатый настил. Консоли из бревен использовались для опирания нависающих над стенами бревенчатых парапетов площадок навесного боя. Каркасные балконы и галереи устраивались иногда вдоль стен на башнях и над ворота ми.

СвияжскШирокое развитие государственного производства конструкций позволяло блестяще наладить организацию строительства крепостей, использовать сборность заранее изготовленных деревянных элементов как средство максимального сокращения сроков возведения построек. Так, в 1550 г., подготавливая взятие Казани, было необходимо в минимальные сроки выстроить город Свияжск как форпост для штурма столицы Казанского ханства. Все основные строительные элементы были заготовлены зимой за тысячу километров oт будущего города в лесном районе около Углича, помечены и пронумерованы, а затем весной в разобранном виде сплавлены вниз по Волге к месту строительства. Это позволило "собрать" новый город всего за 28 дней на виду у противника.

Беспрецендентное по масштабам развитие на Руси деревянного строительства в значительной мере определяло общий уровень архитектур-но-строительного мастерства; оно сказывалось и на развитии монументального каменного зодчества.

Конструкции каменных зданий и сооружений менялись с развитием архитектуры. В культовом зодчестве Москвы XIV-XVII вв. наблюдаются две основные линии развития конструктивных систем: крестово-купольной с четырьмя, как правило, внутренними столбами, и бесстолпной, т. е. не имеющей промежуточных опор. Преобладающей системой в XIV-XV вв. была крестово-куполь-ная.

В XIV-XV вв. в крестово-куполь-ных храмах происходят существенные изменения, сначала в Новгороде и Пскове, затем в Москве.

В Новгороде с превращением города в вечевую республику и расширением строительства посадских церквей ведущим становится тип небольшого крестово-купольного храма с трехлопастным сводчатым покрытием, в котором пролеты основного креста завершались обычными цилиндрическими сводами на подпружных арках, а боковые пониженные ячейки - половинками цилиндрического свода. Крыша устраивалась восьмискатной или по форме трехлопастных закомар. Пилястры стен, имея конструктивное значение, в основном соответствовали столбам. Кладка стен велась из камня неправильной формы на известковом растворе с рядами плитняка, выравнивающего ряды и связывающего наружные слои кладки - версту с забутовкой. Кирпич - квадратный, брусковый или фасонный - использовался в кладке столбов, сводов и куполов, барабанов, арок проемов и для декоративных деталей фасадов.

Церковь Василия с ГоркиВ Пскове, многочисленные храмы которого отличались особенно малыми размерами, внутреннее пространство несколько расширялось путем обтески углов нижних частей массивных квадратных столбов. Для конструкций покрытия было характерно различное размещение подпружных арок по отношению к примыкающим к ним сводам - ниже сводов, на одном уровне с ними и выше их. Повышенные подпружные арки создавали ступенчатый переход от барабана главы к сводам основного креста (церковь Василия с Горки, 1413 г.). Во внешнем объеме они часто имели отражение в виде приподнятого над крышей основания барабана - восьмигранного или конической формы. Иногда, как и в Новгороде, основной крест был повышен относительно угловых ячеек и имел соответствующее выражение на фасадах. Пилястры фасадов делались широкими, отвечая расположению внутренних столбов. Наряду с кровлями по круглым закомарам устраивались скатные конструкции крыш - тесовые и черепичные - на восемь скатов, а также 16-скатные - в зданиях с пониженными угловыми ячейками. Стены и столбы целиком выкладывались из местного плитняка, хорошо обрабатывающегося, но не очень прочного, вследствие чего пролеты конструкций были малыми, а сечения их большими. В стремлении расширить площадь храма к основному объему пристраивались с разных сторон дополнительные, чаще всего бесстолпные объемы, что способствовало развитию в Пскове систем покрытий без внутренних опор. Наиболее развитой и типичной для Пскова системой является покрытие широкими и узкими цилиндрическими сводами, пересекающимися под прямым углом, а также "ступенчатыми" сводами - ступенчато расположенными взаимно перпендикулярными арками.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыряВ конструкциях раннемосковского зодчества (XIV-первая половина XV в.) образцом для строителей сначала служили владимирские постройки. Была перенята крестово-куполь-ная система и техника кладки из тесаного камня с забутовкой, но качество кладки уступало владимирской: швы известкового раствора делались толще и обработка камня не была столь филигранной. С конца XIV в. все более сказываются влияния других русских школ, в том числе юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове), Пскова и Новгорода. Часто столбы не имеют крестообразной формы а стены внутри лишены соответствующих им пилястр. Наружные пилястры, потеряв прежнее Спасский собор Спасо-Андроникова монастыряконструктивное значение, в ряде случаев не соответствуют расположению столбов в интерьере (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1422--1423 гг.). Заметна тенденция к выделению завершающей части путем устройства повышенных подпружных арок. Наряду с конструктивными закомарами применяются декоративные (кокошники), окружающие основание барабана. В структуре подчеркивается ярусность, иногда понижаются угловые ячейки (Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, 20-е годы XV в.). К XIV- началу XV в. относятся и первые известные нам бесстолпные храмы Московского княжества (церковь в с. Каменском, конец XIV- начало XV в.). В середине XV в. начинает шире применяться кирпич, иногда в сочетании с белым камнем.

Строительное искусство Московской Руси достигает высокого совершенства в монументальных постройках второй половины XV-XVI вв. Традиции московской и других школ обогащаются опытом итальянских мастеров, приглашенных в Москву в конце XV в. для ведения крупных работ по перестройке Кремля. Строительная техника и многообразие характерных для этого времени конструктивных приемов стали основой последующего развития строительного дела в Московской Руси. К числу наиболее крупных строительных достижений этого периода следует отнести развитие кирпичной техники и использование металлических связей, широкое внедрение в культовые и гражданские постройки крестовых сводов наряду с цилиндрическими и сомкнутыми с распалубками, применение крещатых сводов, развитие шатровых покрытий.

Успенский собор Московского КремляОгромный размах строительства, связанного с возведением крепостных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV-начала XVI в., способствовал совершенствованию техники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом. Образцом технического мастерства было строительство Успенского собора - крупного здания, широко использовавшее кирпич в сочетании с белым камнем. Зодчий здесь при меняет в покрытии крестовый кирпичный свод, отказавшись от традиционной крестово-купольной системы.

Грановитая палата. Интерьер.Крестовые кирпичные своды наряду с цилиндрическими, сомкнутыми и парусными получают распространение в конструкциях гражданских зданий, в покрытиях и перекрытиях палат. Особенно интересны сводчатые конструкции одностолпных палат XV-XVI вв. В них получила широкое применение система четырех пересекающихся цилиндрических сводов, дающих при их продолжении до плоскости стен сочетание четырех крестовых сводов. По такой системе построено одно из крупнейших гражданских зданий - Грановитая палата в Московском Кремле (1487-1491 гг.), площадь которой около 500 кв.м, размеры сторон 23Х23.

Церковь Трифона в Напрудном Оригинальнейшей конструкцией бесстолпных храмов XV-XV) вв. явился крещатый свод. Структура его образуется в результате пересечения сомкнутого свода на квадратном основании четырьмя распалубками крестообразно по главным осям. По линии стыка свода с распалубками в толще конструкции закладывался несущий остов - две пары пересекающихся арок, на которых устраивалось основание для барабана световой главы. Распор от сводов-распалубок частично воспринимали лотки сомкнутых сводов, а также закрывающие их с фасадов полузакомары, играющие роль своеобразных диафрагм-контрфорсов (церковь Трифона в Напрудном в Москве, XVI в.).

Храм Вознесения в КоломенскомНоваторской и самобытной конструкцией каменных храмов Московской Руси были шатровые покрытия, начало широкого применения которых -- середина XVI в. (храм Вознесения в Коломенском, 1532 г.). Как правило, шатер имеет развитые по высоте пропорции, что значительно уменьшает распорные усилия. Основание шатра - обычно восьмигранное - часто опирается на квадратный в плане объем. Переход от четверика к восьмерику осуществлялся с помощью многообразных приемов: ступенчатых треугольников, арочек-тромпов с различными видами поверхностей заполнения, сферического паруса, рядами навесных ступенчатых арок, элементов сомкнутого и других сводов и т. п. О виртуозном мастерстве русских строителей в выполнение этого сложного элемента свидетельствует смелая и остроумная конструкция, осуществленная в церкви Покрова в Медведковe (1634), где пролет восьмигранного барабана шатра значительно меньше пролета нижнего четверика. Пространственная системе из оригинальных криволинейных "складок" позволила резко уменьшить поперечник шатрового покрытия, ослабить силы распора, сделать шатер более легким и стройным.

Храм Покрова в Медведкове Устойчивость столпообразных структур во многом зависела от формы и конструкции нижнего объема. Помимо утолщения стен ему нередко придавалась большая ширина и крещатость. Ту же роль играла и галерея, часто окружающая храм. Эти особенности характеризуют совершеннейшие произведения шатрового зодчества - храм Вознесения в Коломенском, храм Покрова в Медведкове и др. Форма шатров чаще всего делалась восьмигранной в ппане, значительно реже - квадратной, круглой, звездчатой и даже эллиптической. Кроме "прямых" шатров, в которых образующей является прямая линия, с XVII в. встречаются и шатры "дудкою" с образующей а виде вогнутой линии (колокольни суздальских храмов). Кладка шатровыхx покрытий осуществлялась либо горизонтальными, нависающими друг над другом, рядами, либо рядами, перпендикулярными граням. В толще шатровых конструкций иногда закладывались кольцевые связи: дубовые, реже металлические.

Развитие кирпичной техники и новых конструктивных форм во второй половине XV - XVI вв. гтособcтвовапо общему прогрессу строительного дела, резкому возрастанию масштабов каменного строительства, что имело особое значение для реализации широкой программы оборонительных мероприятий. В 1584 в Москве был создан специальный Приказ каменных дел, на который возлагались функции единого управления государственной строительной промышленностью, начиная от мобилизации и доставки на стройку каменщиков и кончая организацией изготовления и доставки строительных материалов. Были установлены единые меры измерения элементов зданий и строительных материалов, введены новые размеры кирпича (312Х134Х89 мм, что соответствует соотношению 7:3:2 вершка), получившего название "государева". Вводятся стандарты в производство деревянных и металлических изделий.

Кирпичная кладка стен велась тремя основными способами: крестовым, цепным и тычковым. Работы выполнялись по шнуру, отвесу и уровню с выравниванием кирпича правилом. В толщу стен нередко вводилась забутовка кирпичным боем. Гидроизоляция выполнялась из кирпичного или каменного щебня, заливаемого горячей смолой. Употреблялась береста. Характерной чертой также было сочетание кирпичной кладки с естественным камнем.

В середине и второй половине XVII в. кирпичная техника достигает особого расцвета в связи с широко развернувшимся посадским каменным строительством и усилившимся стремлением к декоративности архитектуры. Наряду с обычным кирпичом крупных размеров (75--80 140-145Х280-300 мм) широко применялись различные виды профильного кирпича, терракота, многоцветная обливная керамика от простых облицовочных изразцов до целых законченных деталей. К концу столетия развивается белокаменный декор: из камня вытесывают колонки, плиты карнизов, всевозможные резные детали и т. п. Широко внедряются металлические связи наряду с "армированием" деревянными брусьями. Растет выработка железных изделий - гвоздей, скоб, петель, кровельного железа. Стержни, полосы, анкеры и скобы используются как затяжки в сводчатых конструкциях и для армированикя перемычек над проемами, а также для крепления деталей и облицовки. Широкое использование металлических связей позволяло увеличивать пролеты сводов и делать широкие проемы окон прямоугольной формы.

В покрытии храмов XVII в. на смену крещагому приходит сомкнутый свод с одной световой главой в середине и четырьмя окружающими ее декоративными главами. Развитие сомкнутого свода идет от простейшего четырехлоткового покрытия на квадратном основании к восьмилотковому. Широко используются сомкнутые своды с распалубками, которые позволяют устраивать дополнительные проемы освещения.

Обязательное для храмов пятиглавие выдвинуло в середине XVII в. сложную задачу опирания барабанов глав на конструкцию сомкнутого свода. Центральный световой барабан ставился непосредственно на свод, а при значительных пролетах - на специальные арки. Глухие барабаны четырех малых глав чаще всего делались по углам четверика, опираясь частично на свод, частично на стены; при установке глав по осям четверика барабаны целиком опирались на стены. В обоих случаях главы с барабанами, не нагружая сводов, увеличивали устойчивость стен против опрокидывания их от действия распорных усилий.

Сводостроение в архитектуре Московской Руси достигло вершины в конце XVII - начале XVIII в. Следует отметить большепролетные покрытия бесстолпных палат, смелые решения сводчатых покрытий храмов с пятью световыми главами и создание новой структуры "храмов под колоколы" с ярусной системой восьмериков и восьмилотковыми сомкнутыми сводами.

Трапезная Троице-Сергиева монастыря Ряд крупных покрытий палат был создан с использованием цилиндрического свода и металлических затяжек (трапезные палаты Симонова и Новодевичьего монастырей в Москве, 80-е годы XVII в.). Самая обширная палата - трапезная Троице-Сергиева монастыря (1686-1692 гг.)-имеет пролет 15 м, длину зала 34 м. На продольных сторонах устроено по семи неглубоких распалубок. Распор свода погашается семью металлическими затяжками и толщиной стен, равной на уровне первого этажа 2,35 м. Устойчивость стен повышается благодаря дополнительной нагрузке их аттиком.

Рождественская церковь в Нижнем НовгородеОригинальные конструкции покрытия бесстолпного храма с пятью световыми главами выполнялись в конце XVII в. на основе использования сомкнутого свода с металлическими затяжками и распалубками, прорезанными по осям четверика. Однако барабаны глав устанавливались по-разному: в одних случаях над углами основного сомкнутого свода, где напряжения конструкции минимальные (Введенский собор в Сольвычегодске, 1689-1693 гг.), в других- над сводами распалубок (Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, конец XVII-начало XVIII в.). Оба приема связаны с устройством дополнительного освещения через проемы в наружных стенах распалубок, но размещение глав по углам свода давало более равномерное распределение света в интерьере. Конструкция сольвычегодского храма, перекрывающая значительную для того времени площадь (13,6Х13,6 м), имеет ярко выраженный в интерьере остов из выступающих из стены пилястр, переходящих в "каркас" свода из пересекающих "арок".

Храм Покрова в Филях В конструкциях ярусных "храмов под колоколы" развиты традиционные приемы опирания восьмерика на четверик и завершения зала сомкнутым сводом, нагруженным в центральной части. Распор компенсируется толщиной стен, богато армированных металлическими связями, и частично объемами, окружающими основание храма с четырех сторон (храм Покрова в Филях в Москве, 1693 г.; церковь Спаса в Уборах под Москвой, 1694-1697 гг.).


Какую ванну выбрать.Существует множество видов ванн, а их выбор - дело совсем...
Аренда квартирыСнять квартиру в большом городе серьезная проблема. Поэтому заняться этим...
Газовый конденсационный котел Vitodens 100-W WB1C Viessmann настенного исполненияVitodens 100 WB1C - серия газовых настенных конденсационных котлов от...
Электромонтажные работы в наших домахВ наше время невозможно будет представить себе нашу обыденную жизнь...
Межкомнатные двери: как сделать правильный выборВ настоящее время ассортимент межкомнатных дверей настолько огромен, что выбрать...