АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV - СЕРЕДИНЫ XV ВВ. Возвышение Москвы в конце XIII-XIV вв. сопровождалось широким оборонительным, культовым и дворцовым строительством. В княжение
Ивана Калиты в Москве появились первые каменные постройки:
Успенский и
Архангельский соборы (на месте ныне существующих одноименных храмов), а также
Ивановская церковь-колокольня (позднее замененная
колокольней Ивана Великого). Город, расположенный на холме у впадения в Москву-реку ее притока Неглинной, был обнесен в 1339 г. дубовыми крепостными стенами с башнями.
Дмитрий Донской, сильно расширив территорию Кремля, обнес в 1367 город мощными белокаменными стенами. В конце XIV- начале XV в. были построены старый Благовещенский собор, каменные
соборы Чудова и Воскресенского монастырей, первые каменные палаты. Однако кремлевские постройки раннемосковского периода почти не сохранились. Об архитектуре этого периода дают представление храмы княжеской вотчины в Звенигороде и ряда монастырей.
Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) - один из наиболее ранних примеров. (Сложенный, как и другие монументальные постройки ранней Москвы, из
белого камня, собор во многом следует традициям домонголь-кого владимирского зодчества: белокаменная строительная техника, трехчастное членение стен полуколонками, перспективные (уступчатые)
порталы, расчленение фасадов пояском на два
яруса и др. Вместе с тем в его композиции обозначились новые черты, из которых особенно следует выделить общую вертикальную устремленность с выраженными на фасадах ярусами
закомар. Помимо закомар появились четыре угловых и ряд опоясывающих основание
барабана кокошников. Ступенчатому построению закомар отвечает внутренняя структура храма. Подкупольное пространство доминирует в интерьере: столбы раздвинуты, не совпадая с вертикальными членениями фасадов. В соборе, как и в других раннемосковских примерах (
собор Троице-Сергиева монастыря, 1422 г.), определилась тенденция более свободного расчленения фасадов, независимого от внутренней конструктивной структуры, но сохранившего в членениях ее основные элементы (
трехчастность,
позакомарные покрытия и др.). Декоративные
закомары подчеркивают "столпообразность" композиции, придавая образу храма праздничность и богатство. Общему вертикальному строю соответствуют характерные для московского зодчества
килевидные очертания арочных элементов - закомар, порталов, наличников окон и т. п.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (между 1410- 1427 гг.)- наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Здесь ярусы закомар и кокошников сочетаются с пониженными угловыми объемами, отчего ступенчатая столпообразность выявилась особенно отчетливо. Расчленение композиции на отдельные объемы послужило началом характерной для последующего времени многообъем-ности структур, а в общей пирами-дальности силуэта и вертикальной устремленности композиций обнаруживается начало тенденции, приведшей в XVI в к
столпообразным шатровым храмам. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение
пилястр с
базой и
капителью от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением "ордерного" строя.
Фрески, которыми ранее были расписаны стены в интерьере, принадлежали кисти великого
Рублева.
Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений
западной и юго-западной Руси (
Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян -
Сербии и
Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др ) говорят о связях Москвы с
Новгородом и
Псковом.
АРХИТЕКТУРА НОВГОРОДА XIV - XV ВВ. дала ряд самобытных примеров развития крестово-купольного xpaма, отвечавшего более демократичным требованиям
Новгородской вечевой республики. Возведение большого числа
посадских зданий, строившихся на средства горожан, стимулировало развитие небольших, но вместительных и экономичных храмов. Трехлопастной форме сводов обычно соответствовала кривая позакомарного завершения восточного и западного фасадов. В целях создания центрической симметрии и удобства водоотвода южный и северный фасады также завершались трехлопастной кривой. Одним из ранних примеров этого типа храма является
церковь Перынского скита близ Новгорода (XII- начало XIII в.), отличающаяся простотой и конструктивностью формы.
В XIV в. обогащается пластика стен, фасады получают трехчастное членение, развивается характерный для Новгорода декор: арочные пояски, украшающие
прясла стен, ползучие кривые,
бровки окон,
аркатуры апсид и т. п, К числу лучших произведений этого периода относятся
церковь Федора Стратилата на Ручье (1360- 1361 гг.) с трехлопастным позакомарным завершением основного объема и
церковь Спаса Преображения с покрытием на восемь скатов.
Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, построенная "уличанами" Ильиной улицы в 1374 г. - один из крупнейших и наиболее богатых по пластике новгородских храмов XIV в. Его стены расчленены сгупенчатыми
лопатками, соответствующими расположению внутренних столбов, и живописно покрыты разнообразным по рисунку декором, в котором выделяются резные "поклонные кресты", свободно введенные в пластику стены. Внутри храм с развитым в высоту пространством интерьера был расписан
фресками Феофаном Греком.
АРХИТЕКТУРА ПСКОВА XIV - XV ВВ. особенно широко представлена небольшими храмами уличан, строившимися из местного
плитняка. К основному храму обычно пристраивались дополнительные, более низкие объемы Большинство пристроек служили
приделами, а также
папертями и кладовыми для хранения утвари. Прием сочетания нижней части столбов круглого сечения с верхней в виде опор арок прямоугольного сечения получил в Пскове широкое распространение как в
интерьере, так и во внешних элементах зданий -
крыльцах,
галереях и особенно в
звонницах.
Оригинальные по форме псковские звонницы обычно представляют собой
аркаду с несколькими изменяющимися по величине пролетами, рассчитанными на различные размеры колоколов. Они ставились на внешние церковные стены или воздвигались отдельно около храма Вместе с асимметрично расположенными пристройками звонницы часто составляли с храмом
свободную живописную композицию.
Многообъемность, сочетающая в себе крестово-купольный основной объем и бесстолпные пристройки, простые, конструктивные членения каменных стен с мягкой фактурои поверхностей и очень скромные украшения фасадов, - основа тектонического строя псковских храмов. В них органически соединялись
конструктивная и практическая целесообразность с
художественной выразительностью. К числу выдающихся образцов псковской архитектуры XIV-XV вв. принадлежит известный по сохранившимся рисункам
Троицкий собор в Кремле (60-е годы XIV в.),
церковь Василия с Горки (1413 г., см. табл. XVI, 3),
церковь Богоявления в Запсковье и ряд других,
Церковь Богоявления в Запсковье (1490-е годы) имеет основной, крытый на восемь скатов, объем, обстроенный двумя малыми
приделами,
галереей и
звонницей. Форма и пластика малого придела почти полностью повторяют главный объем. При кажущейся сложности композиции здание отличается ясностью форм, человеческой масштабностью, уютом. В ступенчатой многообъемности чувствуется влияние
народного деревянного зодчества.
Жилая застройка
Новгорода и
Пскова была в основном деревянной, каменных домов было мало. Раскопки
Неревского конца (улицы), проведенные в Новгороде, позволили обнаружить остатки деревянных зданий XIII-XIV вв. Дома площадью от 20 до 40 м часто имели пристройку -
сени, отделявшие теплое жилье от
клети-кладовой. Большие хоромы состояли из ряда срубов разной высоты, связанных между собой, имели башню, наружные
крыльца, переходы и
галереи.
С древнейших времен Новгород и Псков проявляли особую заботу о
крепостном строительстве. Сначала дубовые, а затем каменные стены ограждали город от нападения неприятелей. В Новгородском
детинце каменные стены неоднократно перестраивались в XIII-XV вв. Окольный город был обнесен каменными стенами в XIV в. Стены толщиной около 4,5 м были сложены из
известняка-ракушечника с лицевой кладкой из прямоугольных блоков и забутовкой из валунов и мелкого камня. В Пскове XIV-XV вв. несколько кольцевых укреплений были возведены из
плитняка и
дерева. Помимо ранее сооруженных
Крома (кремля) и
Довмонтова города были возведены
Старое Застенье (каменные стены 1309 г.) и
Новое Застенье (деревянные стены 1375 г., каменные башни с 1387 г.), окружавшие городской посад. Огромный размах каменного строительства в Пскове X!V-XV вв. способствовал росту строительного искусства псковских каменоделов, славившихся своим мастерством далеко за пределами своего города, строивших со второй половины XV в. в Москве.